Магия Севера

С одной стороны, Новый год, Великий Устюг, Вотчина Деда Мороза – что может быть банальнее? А с другой, «породистый» полноприводный автомобиль и две тысячи километров – что может быть заманчивее?

Пятница, шесть утра, легкий снег. Празднично наряженный «сибишной» антенной и опутанный проводами видеорегистратора и антирадара, Touareg с двумя единицами балласта на борту стартует из Москвы в северном направлении. Соблюдая договоренность добраться до Устюга к вечеру, а не растягивать удовольствие на два дня, Переславль-Залесский, Петровское и едва видный на горизонте Ростов Великий проскакиваем на едином дыхании. Таким образом, «покурить и оправиться» получается только в Ярославле.

В год празднования 1000-летия города ярославский речной вокзал был увековечен на серебряных монетах
В уходящем году пожарная каланча в Ярославле отметила вековой юбилей

Центр города встречает многочисленными запретами на движение гужевого транспорта. Хотя ни один запрещенный объект нам так и не попался – видимо, явление это сугубо летнее (если вообще уцелевшее). Движемся в сторону местного речного вокзала. Пустая и практически безлюдная набережная в сочетании с застывшей до весны рекой – унылое зрелище, особенно если учесть стоящую на дворе грязноватую «недозиму».

Курс на Вологду. Через 60 километров – полноценный обед в кафе «Фишка» у самой трассы. Судя по количеству стоящих здесь фур, место весьма популярное, и не случайно: еда качественная, свежая и вкусная, а ценник на нее вполне гуманный. Вот только съезд к кафе предусмотрен лишь при движении в Ярославль. Ну, да бешеной собаке сто верст – не крюк. А потом еще сто с небольшим верст – и вот она, матушка-Вологда. С незабвенным резным палисадом, со вмерзшими в лед маленькими катерами, с уникального рисунка деревянными оконными ставенками на от силы двухэтажных домиках, с по старинке сушащимися на этих окошках полиэтиленовыми пакетами. На улице Воровского мы наткнулись на совсем уж обветшалую, но все еще сохранившую особую изысканность избушку. Явно заколоченные двери, покосившиеся доски с почти облетевшей краской когда-то ярких оттенков… Откуда-то из-за домика вывернулся дружелюбный дедок. Цепким взглядом матерого разведчика быстро мазнул по «Туарегу», по московским номерам и приступил к осторожному, но решительному допросу: Кто? Откуда? Зачем? Почему интересуетесь этим домом? Объясняем, что оказались здесь случайно, проездом, так сказать, из Москвы в Устюг. Не верит. Уточняет: «Журналисты? По заданию? Так вот передайте там – это памятник архитектуры, на который всем плевать и который рушится!» А домик-то оказался не простой, с историей – в 1892 году он был построен вологодским купцом Илиодором Шаховым. Действительно, считается памятником архитектуры. Да только столичная «мода» расчищать землю от исторической «рухляди» под коммерчески успешную современную недвижимость, судя по всему, докатилась и сюда: в мае 2005-го историческое наследие дважды поджигали, но, по счастью, спалить совсем дом не удалось.

Тот самый дважды горевший дом купца Илиодора Шахова. По слухам, все еще обитаемый, несмотря на заброшенный вид

Снова выезжаем на трассу. Уже совсем сумерки. Впереди у нас перегон Вологда – Тотьма. Через пару десятков километров не замечаю знак «50», уже не реагирую на «ахтунг!», исходящий от антирадара и на ключевые слова «...работает машинка...» (имеется в виду автомобиль ДПС, оснащенный радаром), доносимые «сибишкой». Результат – второй (и последний) сторублевый протокол за всю дорогу плюс напутственное предупреждение от гаишников: дальше, за Тотьмой, дорога будет значительно хуже! И ведь не обманули. Трасса здесь уже заснеженная, местами образовался накат. В свете фар с пассажирского сиденья начинает мерещиться идущая в лоб встречка, неясные фигуры вдали да высокие кирпичные стены вдоль дороги, окруженной вообще-то дремучим лесом. Честно говоря, если бы не некоторая ограниченность во времени, конечно, имело бы смысл переночевать в Вологде. Изредка начинают попадаться лежащие на бортах фуры – иногда свежие, иногда не очень. Эфир дальнобойного канала взрывается предупреждениями. В таком режиме еще часа четыре ходу, и наконец указатель на Великий Устюг. Время финиша – десять часов вечера. Итого в пути – 16 часов с учетом недолгих прогулок по Ярославлю и Вологде.

Дороги в Вологодской области приятно удивили своим приличным состоянием
Грязь в зеркала летела нещадно, а с учетом работающего подогрева еще и присыхала мгновенно
Несколько лубочный «тот самый» резной палисад, увековеченный «Песнярами»
Селяне активно радовались первому настоящему снегу. Жаль, финала сценки мы так и не увидели

Субботу целиком посвящаем основной цели. До нее, кстати, от города по указателю – восемь километров, по факту – все одиннадцать. А так как навигационная система в «Туареге» знает о существовании Великого Устюга, но в нем не знает ни единой улицы, реальный километраж стоит учесть. Днем Вотчина Деда Мороза представляет собой своеобразный стилизованный зимний парк аттракционов. Из самых популярных детских развлечений – покатушки на снегоходах цепочкой да на стилизованном под Емелину печку УАЗе-«буханке». «Зоосад» переехал с центральной позиции на правый фланг, расширился и именуется «Зоопарком». Увы, вход туда с фотоаппаратурой заказан. Зато вовсю функционирует «Почта Деда Мороза»: можно заказать на имя ребенка и домашний адрес поздравления открыткой, а можно организовать и доставку подарка от Деда Мороза (тут же, в сувенирной лавочке, и приобретенного, а выбор здесь довольно неплохой). Цена вопроса – от 150 рублей. Основное же действо разворачивается в самом Дворце о двенадцати комнатах. Прибывшие детские делегации встречает заместитель официального и полномочного Деда, поскольку у последнего с самого начала ноября довольно напряженный график гастролей не только по стране, но и по миру. Так, на момент нашего прибытия дедушка аккурат перемещался с дружественным визитом из холодного Салехарда во все еще теплую Германию. О чем гостям в отсутствие хозяина «поведал» GLONASS-посох – Деду оказались не чужды инновационные технологии.

Экскурсия по Дому длится минут 15 и стоит от 265 рублей для детей и 535 рублей для взрослых − в зависимости от выбранной дальнейшей игровой программы. Приезжают сюда и многочисленные свадебные кортежи – на этот случай у хозяев Усадьбы есть особый ритуал с участием «ангелов», включающий в себя пару-тройку забавных обрядов.

Совсем другое дело – Вотчина вечером. Сказка начинается с больших деревянных ворот, залитых почти ирреальным светом всевозможных оттенков. В столь же волшебные цвета «окрашено» и все, что ждет гостей за воротами, и в сочетании с нетронутыми не то что химическими реагентами, но даже и обыкновенным песком сугробами действительно создает ощущение небывалого чародейства. Насмотревшись на эту необыкновенно чистую красоту, невольно начинаешь чуть завидовать тем счастливым, кто будет встречать здесь Новый год. А отмечать его тут принято с размахом. Впрочем, кто сказал, что жизнь заканчивается 1 января? По доброй российской традиции здесь не забыт и наш уникальный Старый Новый год – были бы места в гостиничных корпусах, а их немало на территории Вотчины. Правда, судя по всему, бронировать их имеет смысл чуть ли не летом.

Говорят, наряжали главную елку Дома Деда Мороза целых восемь часов
В уходящем году Дом обзавелся еще и собственной обсерваторией
Официальный и полномочный заместитель Деда Мороза принимает гостей
«Овальный кабинет» по-устюжски. Все атрибуты налицо: бюро, карта мира, государственный флаг и даже аналог скипетра

Ну а кто не успел, тот… нет, вовсе не опоздал. Великий Устюг, с легкой руки бывшего столичного градоначальника Юрия Лужкова, по чьей инициативе была создана Вотчина, за двенадцать лет превратился в достаточно популярный туристический город, полный маленьких симпатичных и с виду очень уютных гостиниц. Да и не Домом Деда Мороза единым жива губерния. Белоснежные зимние улочки, теплых оттенков двухэтажные домики с резными окошками – кое-где даже деревянные – все это стоит того, чтобы наконец оставить в покое автомобиль и прогуляться по Устюгу пешком. Благо заплутать в нем сложно – сетка улиц строится по принципу «стрит – авеню». А в крайнем случае найти дорогу с радостью помогут местные жители – характером северяне добродушны, приветливы и спокойны. В ресторане нашего отеля два дня гуляла широкая свадьба. Ближе к ночи основательно хмельных было большинство, но в результате двухдневной попойки ни одно лицо не пострадало. Да и обычных в таких случаях разудалых пьяных воплей мы тоже так и не услышали. Гости мирно грузились в такси, коих, кстати, там во множестве, и отбывали восвояси.

Покидали Великий Устюг также в шесть утра, но понедельника. В это время он мирно спал, и только уже на трассе редкие бредущие во тьме в направлении городка фигуры напоминали о том, что жизнь там все-таки есть.

VW Touareg V8 TDi R-line

Идеальный вариант для длинного зимнего пробега. Да, удовольствие это недешевое, но оно того стоит. Хотя бы ради собственной безопасности. Серьезный 4,2-литровый 340-сильный агрегат в сочетании с 8-ступенчатым Tiptronic дает добро на уверенный обгон на трассе с любым покрытием, а система по­стоянного полного привода 4motion не позволит составить компанию лежащим по кюветам длинномерам. И еще один плюс − опциональный 100-литровый бак при расходе по трассе от 7,2 до 10,6 л/100 км, в зависимости от дорожных условий.

Гостиница «Великий Устюг»

Отель весьма удачно расположен − в самом центре города, откуда рукой подать до исторически значимых объектов архитектуры – собора Прокопия Праведного, церкви Вознесения и Михайло-Архангельского монастыря. Пять минут пешком – и вы окажетесь на набережной реки Сухоны, откуда открывается панорама на храмы Дымковской Слободы на противоположном берегу. Номера чистые, уютные, персонал толковый, приветливый. Стоимость номеров – от 2500 до 8000 рублей. В ресторане независимо от времени суток вас всегда накормят, причем быстро и вкусно, а счет, по московским меркам, приятно удивит.

Даже подъезд к гостинице на территории Вотчины и тот подсвечен и оформлен особым образом

На мой взгляд...

– Пробежавшись по местным интернет-форумам, наткнулась на негодование жителей: мол, с ростом популярности проекта жизнь в Устюге резко подорожала, а сам город меж тем пребывает в жутком состоянии. Не заметили мы этого. Быть может, «виной» тому – скрывший все недостатки чистейший снег, какого не сыщешь ни в столице, ни в ее окрестностях. Больше двух дней в Великом Устюге, конечно, делать нечего: день − на Вотчину, второй – на сам городок. И тем не менее овчинка выделки все-таки стоит.

Наталья Насонова, редактор

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Volkswagen Touareg (2)

— Хороший автомобиль, советую брать.
/ срок владения: более 5 лет

Достоинства:

Хорошо едет, отличная пневмоподвеска, удобный салон, дизель на одном баке может более 1000 км проехать

Недостатки:

Содержание и ремонт не дешевы

Комментарий:

В целом правда, но по собственному опыту на дизеле течет не задний сальник кв, а уплотнения крышек, если пробег >150к есть смысл сразу цепь менять (она сзади двигателя), Дизель также требует регулярной чиски впуска после EGR/.Мне также пришлось гидротрансформатор ремонтироватьна пробеге 100к

+1