Анатолий Чабунин: наши главные объекты – дороги Сочи и Владивостока

Ушедший 2011 год в дорожном строительстве не был отмечен историческими вехами. Это в 2010-м завершили стройку века – трассу «Амур», а в прошедшем вроде бы ничего значительного… Руководитель Федерального дорожного агентства Минтранса России Анатолий Чабунин с таким выводом не согласен.

А.Ч.: Планы 2011 года мы выполнили, все объекты сдали в срок, некоторые даже с опережением...

И.М.: Анатолий Михайлович, что-то я не помню громких строек. Вообще, среди сданных есть знаковые объекты?

А.Ч.: Смотря для кого. Таких громких, как трасса Чита – Хабаровск, конечно, нет, но каждый объект важен как для местных жителей, так и для всей России. Перечислю самые главные: новый мост в Татарстане через Вятку, обход Уссурийска в Приморском крае (а это два моста, путепровод через железную дорогу, две современные развязки…), обход Новосибирска. Многие объекты уникальные, ими строители могут гордиться.

И.М.: Денег у дорожников вроде должно было стать больше, ведь появились дорожные фонды...

А.Ч.: Во-первых, пока заработал только федеральный дорожный фонд. Территориальные запустят с 1 января, и тогда мы сможем работать тесно, в связке. Во-вторых, да, денег стало выделяться на дорожное хозяйство больше, но самое главное – мы понимаем, что их у нас никто не отберет, и можем планировать работу на три года вперед. Для нашей отрасли это очень важно.

И.М.: Вроде бы вопросу дорог правительство в последние год-два уделяет повышенное внимание. Какие из пока еще не решенных проблем в законодательстве, нормативной базе вы считаете главными?

А.Ч.: Работа в этом направлении продолжается. Многие вопросы удалось сдвинуть с мертвой точки во время совещания, посвященного проблемам дорожной отрасли, которое прошло в мае прошлого года в Твери. Но пробелы еще остались. Самый большой, с моей точки зрения, – несовершенство нормативной базы по выкупу земли. Это очень долгий процесс, сложный, зависящий от многих обстоятельств, на которые мы повлиять не в силах. Сегодня по закону владельцу земли или строения дается год на размышление – согласиться ему на предложение по выкупу или нет, и только после этого в случае отказа начинается процедура изъятия через суд. Мне кажется, это слишком долго.

Нормативов в сфере оценки переноса коммуникаций просто нет, поэтому зачастую владелец выдвигает завышенные, неоправданные требования, пытается за счет дорожного бюджета решить свои материальные проблемы. И все это включается в цену строительства...

В единую диспетчерскую стекается вся информация как с действующих трасс, так и с тех, которые только строят.

И.М.: Какие дорожные объекты 2012 года важнейшие?

А.Ч.: Две главные точки приложения сил – Олимпиада и Приморье, где будет проходить сессия АТЭС. При этом объекты дорожной инфраструктуры во Владивостоке и Сочи решают многие важнейшие проблемы городов и регионов в целом, а не разовые задачи, связанные с проведением международных мероприятий. В этом году мы сдаем мост на остров Русский. Он очень нужен городу, просто на его строительство раньше не было денег. Так же как и на реконструкцию дороги из аэропорта во Владивосток. Скоро она станет современной широкой трассой с многочисленными пешеходными переходами в разных уровнях. Более того, до недавнего времени это был единственный въезд в город, а теперь появятся еще два новых – на территориальной дороге с этой целью построили современную развязку. Так что к лету город не только будет готов принять саммит АТЭС, но и параллельно получит мощный стимул для развития в будущем, станет более комфортным для жизни.

И.М.: А что будет происходить на дорогах Сибири, Урала, Центральной России? Или все силы вы сконцентрируете в Сочи и Приморье?

А.Ч.: Нет, запланирована реконструкция целого ряда участков автодорог М5, М7, М53. Кроме того, продолжается капитальный ремонт на старых отрезках трассы «Амур», построенных 20–30 лет тому назад. К 2013 году 456 км должны привести к современным требованиям; тогда вся дорога Чита – Хабаровск станет образцовой и нам не будут задавать неприятные вопросы: а почему здесь хорошее покрытие, а там – латаное-перелатаное? И еще: в 2012 году рассчитываем окончательно ликвидировать участки с переходным покрытием между Красноярском и Иркутском.

Из 17 км дублера Курортного проспекта в Сочи на обычную дорогу приходится всего 2 км, остальное – это 9 тоннелей, 11 эстакад, 8 транспортных развязок.

И.М.: Переезжаем в Сочи, где как раз к 2013-му надо сдать все объекты. Что там происходит?

А.Ч.: Мы занимаемся несколькими объектами, которые определяют саму возможность нормального передвижения по городу. К концу 2013 года там появится 40 км новых трасс. Плюс несколько сложнейших развязок – в районе аэропорта, стадиона и т. д. Собственно дорог здесь построим не более 10% всего километража, всё остальное – набор искусственных сооружений. Объем работ немалый, порядка 120 млрд. рублей. Из них непосредственно на строительно-монтажные работы будет израсходовано около 40 млрд., причем в эту сумму входят зарплаты, приобретение техники, горючего... 57% всех расходов приходится на закупку материалов. Одного щебня предстоит завезти 3,3 млн. кубометров!

Почему так дорого? Пожалуй, мы никогда не строили в таких жестких условиях. Вся стройка идет в городской черте, причем полумиллионный город зажат между горами и морем. Чтобы Сочи мог как-то жить и развиваться (а в нем параллельно идет еще несколько крупных строек), постоянно приходится менять схемы движения транспорта, строить временные проезды, инженерные сооружения, затем их ликвидировать, переносить на новое место и т. д. К сожалению, без этого не обойтись. Вдобавок вынуждены проводить большие противооползневые работы. Проблем возникает много, но к Олимпиаде все объекты сдадим.

За три года в Сочи построят пять транспортных развязок («Адлерское кольцо», «Голубые дали», «Стадион», «Виноградная – Донская», «Аэропорт»). О грандиозности сооружений можно судить по такому примеру: четырехполосная развязка «Стадион» включает в себя 5 эстакад, 2 моста, 21 опору. При этом надо понимать, что город стоит на слабых грунтах и для подобных сооружений сваи приходится забивать на глубину до 20 м!

И.М.: А что с текущим содержанием дорог? Вы всегда говорили, что денег на это не хватает...

А.Ч.: Денег на все дороги действительно не хватает. По нормативу ежегодно надо ремонтировать 10–11 тыс. км федеральных дорог. В 2011 году удалось отремонтировать 5,7 тыс. км, и это большой успех. Наша задача – наиболее эффективно использовать выделенные средства. Где-то надо начинать ремонт немедленно, иначе начнутся необратимые изменения, а в каком-то месте достаточно немного подлатать дорогу, чтобы она продержалась еще пару лет. При стопроцентном финансировании содержания дорог, наверное, будет проще…

И.М.: А когда оно таким станет?

А.Ч.: По планам – в 2014 году. Пока финансирование составляет чуть более 60% от нормативов.

Подпишитесь на «За рулем» в