Заметки пионера техосмотра

С 1 января 2012 г. в России вступили в силу новые правила прохождения государственного технического осмотра. Что поменялось в важнейшей для всех автомобилистов процедуре, показало наше небольшое расследование.

no_copyright

no_copyright

«Пионер — всем ребятам пример» — гласит старая советская присказка, известная когда-то каждому школьнику. В те далекие времена никто и не задумывался об изначальном значении французского слова Pionnier, означающего «первопроходец» или «первооткрыватель». Именно таким пионером я и решил стать на несколько дней, а  открыть заново мне предстояло процедуру техосмотра, которая, если верить заверениям властей, с 1 января 2012 г. должна была претерпеть существенные изменения, став удобной и простой для граждан. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Однако рассказ стоит начать не с Нового года. Еще за несколько дней до праздников, числа 29 декабря, я в надежде избежать очередей решил пройти техосмотр тогда, когда вся страна отдыхает. Поскольку некоторые государственные предприятия начинают работать уже 4–5 января, визит за заветным талоном был запланирован именно на эти дни. Сайты Госавтоинспекции, Российского союза автостраховщиков и Государственного унитарного предприятия «Московская городская служба технического контроля» о режиме работы пунктов техосмотра в указанные дни умалчивали, поэтому решено было объездить некоторые из них — авось хоть одно предприятие, да работает.

Из трех ближайших пунктов, находящихся в САО Москвы, не работал ни один, причем объявление, что станция на каникулах до 10 января, нашлось на единственном. Я лично не против длинных праздников и того, чтобы люди отдыхали, однако дать водителям чуть больше информации не мешало бы. Тем не менее я ничуть не расстроился и решил записаться через Интернет на 10-е число. А до этого — успешно оплатил квитанцию за прохождение ГТО и госпошлину — 690 и 300 рублей соответственно. Забегая вперед, скажу, что делать этого не стоило.

Рано утром 10 января моя не по погоде чистенькая Skoda стояла у ворот автобазы, на территории которой находился пункт ГТО. «Проезжайте, они должны работать», — сказал охранник. Подъехав к боксу с массивными деревянными воротами, я вышел из машины и осмотрелся. Признаков жизни как на территории базы, так и в боксе не отмечалось, однако я все же решил позвонить в звонок. Вышедший сотрудник станции пояснил, что техосмотр пройти можно, однако придется подождать, т.к. еще не все сотрудники подошли. Тем временем в очередь за моей «Шкодой» встал еще один автомобиль, но массового наплыва народу не наблюдалось.

«Ну и хорошо, пройдем быстрее», — подумал я, решив при этом сделать несколько кадров места проведения заветного ТО. Каково же было мое удивление, когда тишину нарушило замечание еще одного сотрудника станции, заявившего, что снимать на территории предприятия нельзя. Еще через пять минут ко мне вышел явно напуганный директор пункта техосмотра, да не один, а с охраной! Он поинтересовался целью моего визита. Дабы не ломать легенду, пришлось заявить, что снимаю я исключительно для себя, и отказаться от дальнейшей фотосъемки, поэтому кадров со станции вы не увидите.

no_copyright2

no_copyright2

Зато директор рассказал, что моя запись на техосмотр уже недействительна. «Запись через Интернет была актуальна, когда было ГУП. Сейчас его нет, поэтому и записи у нас тоже нет, все в порядке живой очереди», — пояснил он. Эта новость не была столь ужасной, как может показаться, потому что народу за это время не прибавилось. И все же тем, кто захочет пройти техосмотр в ближайшее время, дам совет — езжайте напрямую на пункт, где собираетесь проходить ТО, и узнавайте все подробности на месте или в крайнем случае по телефону.

А вот что очень расстроило, так это новость о недействительности моих квитанций. Как пояснили сотрудники техстанции, на сайте указаны старые реквизиты банковского счета, утратившие актуальность с отменой ГУП. Также с 1 января нет необходимости платить пошлину. Оплату за процедуру ТО собирают на месте при помощи специального терминала. «Что ж, весьма удобно, — подумал я. — Вот только почему опять нигде нет никакой информации?» Однако сказать, что работники пункта ГТО были осведомлены лучше меня, нельзя. «Понимаете, мы тут с этими новыми правилами сами запутались и не знаем, за что браться», — поделился откровениями один из них, пообещав, что в ближайшие полчаса начальство уладит все проволочки и можно будет заезжать.

techosmotr3

techosmotr3В первые три месяца 2012 г талоны техосмотра выдаются на старых бланках
В первые три месяца 2012 г талоны техосмотра выдаются на старых бланках

Стоит отметить, что свое слово он сдержал. Через 30 минут я действительно въехал в бокс для проверки состояния моего автомобиля. Но никаких новшеств в процессе техосмотра не заметил. Сначала провели общий осмотр кузова, потом протестировали световые приборы, затем — тормоза на роликовом стенде и, наконец, выбросы CO-CH. Как и обещали должностные чины в многочисленных интервью еще до Нового года, непосредственно сам контроль технического состояния, от оплаты процедуры до получения заветного талончика, занял около 20–30 минут.

Кстати о цене вопроса. Техосмотр обошелся мне в 800 рублей (если не считать суммы, уплаченной за неправильные квитанции, — ее еще предстоит вернуть!), квитанцию об уплате которых я получил в терминале. С меня взяли больше, чем было обещано столичным департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, но из квитанции следовало, что 110 рублей — это комиссия, о которой заранее никто не предупреждал.

DSC_0194

DSC_0194

Впрочем, никаких намеков на вымогательство или попыток «завалить» проверку замечено не было. И даже совсем наоборот. К примеру, никто не спрашивал о наличии огнетушителя и знака аварийной остановки. Возможно, такая либеральность была вызвана тем, что ни один представитель ГИБДД в зале не присутствовал. Связано ли это с новыми правилами или просто в Госавтоинспекции тоже еще не пришли в себя после праздников и не знают, что делать с новыми правилами прохождения ГТО, сказать сложно, однако факт остается фактом, — примерно такие мысли посещали меня, когда я стоял уже за боксом, ожидая, когда мне вручат талон. Он оказался на старом бланке, но вместо привычной комбинации номерного знака на нем красовался VIN моего автомобиля — таковы новые правила.

Подведем итог. С одной стороны, талон о прохождении государственного техосмотра я получил, процедура длилась около 30 минут, а стоимость данной операции хотя и была выше официально заявленной властями из-за комиссии, но по московским меркам оказалась довольно приемлемой. С другой стороны, полное отсутствие информации, бесцельное ожидание возле бокса, препоны при попытке провести фотосъемку и неосведомленность сотрудников пункта ГТО игнорировать тоже нельзя. Наконец, наше расследование проводилось в первые дни после вступления закона в силу, а значит, стоит ожидать, что в ближайшие три месяца нас ждет переходный период.

Как мы и предполагали, над модернизацией процедуры техосмотра еще придется поработать. И при этом никак нельзя забывать вот о чем: эффективность техосмотра станет ясна не только по тому, насколько легким окажется получение заветного талона, но и по тому, станет ли на улицах меньше разваливающихся, коптящих, неисправных автомобилей. В противном случае весь техосмотр по новым правилам превратится в профанацию и узаконенное «приобретение бумажки», против которого выступал президент России Дмитрий Медведев. Перефразируя одного известного спортивного комментатора, замечу, что такой техосмотр нам не нужен.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии