Обогреватели: тепло по заказу

Насколько же все-таки инертно мышление человека. Мы не жалеем денег на климат-контроль вместо кондиционера, совершенно необязательный кожаный салон и бесполезные литые диски. Но даже покупатели дорогих автомобилей редко тратятся на автономный обогреватель, предпочитая садиться в промерзшую машину и соскребать со стекол ледяной панцирь.
Жидкостные «автономки» прогревают СНАЧАЛА ДВИГАТЕЛЬ, а затем направляют теплый воздух в салон

Гараж с собой не возьмешь

Многие о нем даже не задумываются. Зачем, если в базе или за доплату можно получить обогрев зеркал и сидений, электрогрелку ветрового стекла и даже руля. А самый распространенный аргумент: к чему мне «автономка»– у меня есть теплый гараж.

Только «грелки» начинают работать уже после того, как вы сели в ледяной салон и запустили промерзший двигатель. Точнее, если запустили. Ведь в нашем бензине присутствуют металлосодержащие присадки, которые оседают на свечах зажигания и затрудняют пуск холодного мотора. Кроме того, посадка в ледяное кресло после сауны или лыжной прогулки чревата воспалением или радикулитом.

Да и гараж с собой в поездку не возьмешь, а при морозе минус 20 с ветром двигатель и салон выстужаются уже через 2–3 часа. Или, к примеру, днем лепил мокрый снег, к вечеру подморозило. Вы выходите из офиса, ресторана или театра, но вместо того, чтобы сесть в машину и поехать, приходится брать скребок и освобождать стекла от ледяной брони.

Еще один важный вопрос – безопасность. По статистике зимой наибольшее количество аварий происходит в первые 15 минут поездки, когда стекла еще заиндевевшие, а реакции и движения водителя скованы холодом и объемной одеждой.

Если же автомобиль оснащен автономным обогревателем двигателя и салона, вы сядете в теплую машину, снимете верхнюю одежду, легко запустите прогретый двигатель, а лед на стеклах если и останется, его надо будет всего лишь смахнуть щеткой. Мало того, машина будет прогрета к любому удобному для вас времени.

8:00 и 18:00

Сейчас рынок «автономок» поделен двумя известными немецкими фирмами – «Вебасто» и «Эбершпехер». По конструкции, функциональным возможностям и цене их изделия практически одинаковы. При этом обе фирмы предлагают как воздушные, так и жидкостные обогреватели.

Первые прогревают только воздух в салоне. Они рассчитаны на длительное время непрерывной работы и отличаются минимальным расходом топлива и энергии аккумулятора. Поэтому предназначены для специфических целей. Например, для поддержания микроклимата в салоне во время долгой стоянки или в кузове фургона при перевозке теплолюбивых грузов.

Для частного использования больше подходят жидкостные обогреватели. Они сначала прогревают антифриз в двигателе (соответственно, сам двигатель), а затем автоматически открывают контур «печки» и включают вентилятор, благодаря чему начинает прогреваться салон. Время непрерывной работы жидкостных «автономок» составляет от 10 до 60 минут.

В базовой комплектации жидкостные обогреватели оснащаются программируемым таймером, с помощью которого задается время включения, выключения и режим работы. Такой вариант подходит для постоянного графика. Например, вы ежедневно выезжаете на работу в 8:00 и выходите из офиса в 18:00. Соответственно, программируете «автономку» на получасовое включение в 7:30 и в 17:30.

Если график поездок непредсказуем, можно заказать один из вариантов дистанционного управления. От простого включения/выключения с установкой режима и времени работы до полностью автоматического – когда владелец задает температуру в салоне и время выезда, а система сама решает, когда надо включиться и в каком режиме работать, чтобы подготовить машину к поездке.

В базовой комплектации предлагается СТАЦИОНАРНЫЙ ТАЙМЕР, с помощью которого программируется время и режим работы обогревателя. Такой вариант подойдет для стабильного графика поездок

Экономичны, полезны не только зимой

Есть и минусы – обогреватель расходует много топлива и за время работы может посадить аккумулятор. Что касается расхода («автономки» питаются из того же бака, что и двигатель), ситуация такова. Мощность обогревателя зависит от объема двигателя и салона вашего автомобиля. Для легковых машин с моторами до 2 л достаточно 4-киловаттного агрегата. Машинам среднего класса понадобится 5-киловаттная система. Для больших универсалов или вседорожников требуется уже 9 кВт, например «Вебасто-Термо-90». Расход топлива в зависимости от мощности составляет 0,5–0,7 л/ч, что само по себе немного. Если за 30 минут работы «автономка» сожжет 300–400 грамм, вы этого даже не почувствуете. Только учитывайте: прогретый двигатель расходует топлива меньше, нежели холодный в первые минуты после старта, так что общий расход будет уж никак не больше, чем без обогревателя.

Что же касается разряда аккумулятора, «автономки» оснащены системой диагностики батареи. Если для пуска двигателя энергии может не хватить, система просто не включится. Кроме того, работа обогревателя с последующим легким стартом требует меньших энергозатрат, чем один только пуск холодного двигателя. Поэтому, если «автономка» не включается, опасаясь за состояние аккумулятора, значит, двигатель в любом случае самостоятельно не заведется.

Автономный обогреватель продлевает жизнь мотору, поскольку его наибольший износ приходится на холодный старт и первые минуты работы. Однако первых владельцев этот вопрос особо не беспокоит. Для них гораздо важнее, что «автономка» может быть полезной не только в морозы.

Летом, после долгой стоянки на солнцепеке салон превращается в сауну, а руль и сиденья (особенно кожаные) раскаляются. Кондиционер с духотой, безусловно, справится. Но для этого потребуется несколько минут, в течение которых вы успеете взмокнуть. «Автономку» же за небольшую доплату можно оснастить летним режимом – чтобы она включала один только вентилятор и к заданному времени проветривала салон.

Главное, чтобы для котла жидкостного отопителя нашлось МЕСТО ПОД КАПОТОМ. Например, на «Ауди-А6» преды-дущего поколения «автономку» можно было получить с конвейера со всеми двигателями, кроме «2,7-битурбо»– именно из-за тесноты подкапотного пространства

Не так уж и дорого

Главная же причина ограниченного спроса на «автономки» – высокая цена. В зависимости от мощности и способа управления это 45–110 тысяч рублей. Но если ориентироваться на простейший пульт ДУ для гибкого графика поездок (это оптимальное решение), получится 60–80 тысяч. В принципе, удовольствие недешевое. Для таких машин, как «Дэу-Нексия» или «Рено-Логан», – и вовсе непозволительная роскошь. Но чем дороже ваш автомобиль, тем выгоднее становится обогреватель.

Во-первых, при установке «автономки» можно сэкономить на обогреве сидений и ветрового стекла. Во-вторых, стоимость автономного обогревателя частично возвращается. Даже если никто из покупателей не оценит в денежных знаках это благо, «автономку» можно снять и установить на новую машину. Но если ваш автомобиль не из самых дешевых и пребывает в хорошем состоянии, при перепродаже за обогреватель можно смело просить лишние 30 тысяч.

Не бойтесь, гарантии не лишат

Автономные обогреватели, как правило, устанавливают в авторизованных цент-рах «Вебасто» и «Эбершпехер». И случается, дилеры автомобильных фирм грозят владельцам лишением гарантии за самовольную установку дополнительного оборудования. Согласно российскому законодательству, подобные угрозы -- не что иное, как нарушение прав потребителей. Если само оборудование сертифицировано Росстандартом, а полномочия установщика подтверждены производителем этого оборудования, лишать вас гарантии никто не имеет права.

Поэтому в авторизованных центрах «Вебасто» и «Эбершпехер» обогреватель можете устанавливать смело. Но в последнее время за установку «автономок» все чаще берутся официальные автодилеры. Это даже предпочтительнее, поскольку их установщики лучше кого-либо знают особенности своих машин.

Вопрос лишь в цене. Дилеры порой дерут три шкуры за свои услуги, поэтому установка обогревателей у них, как правило, обходится дороже, чем в центрах «Вебасто» и «Эбершпехер». Впрочем, некоторые предлагают сравнимые цены.

Для дизелей особенно актуально

В силу конструктивных особенностей дизели на холоде очень долго прогреваются. Даже если мотор работает под нагрузкой, при морозе минус 20 теплый воздух из дефлекторов начинает идти где-то через полчаса. Если же машина стоит в пробке и двигатель «молотит» вхолостую, ощущение свежести вас не покинет до приезда на работу. Поэтому многие фирмы штатно или в качестве заказного оборудования предлагают для дизелей электрический «фен», который подогревает поступающий в салон воздух, или упрощенную версию «автономки», которая начинает греть двигатель уже после запуска. Но даже если в салоне комфортная температура достигается, долгая работа «на холодную» не полезна для самого двигателя. Во-первых, снижается его ресурс, а во-вторых, теряется преимущество дизеля в низком расходе топлива. Да и запустить дизельный мотор, если перегорели одна-две предпусковые свечи накаливания (а они, как и лампочки, периодически перегорают), на морозе практически невозможно. Поэтому жидкостные «автономки» для дизелей особенно актуальны.

Подпишитесь на «За рулем» в