Дакаровы странности (часть II)

Выигравший гонку грузовик многие считают «незаконным». Экипаж на «Татре» попал в аварию, когда все три человека в кабине уснули. А на двух КАМАЗах вышли из строя моторы, хотя команда весь год работала над надежностью двигателей…

no_copyright_437

no_copyright_437На этом «Дакаре» лучший из КАМАЗов финишировал третьим. Не лучший результат после нескольких подряд побед — но, с другой стороны, российские грузовики всегда были на слуху
На этом «Дакаре» лучший из КАМАЗов финишировал третьим. Не лучший результат после нескольких подряд побед — но, с другой стороны, российские грузовики всегда были на слуху

После нескольких подряд «Дакаров», прошедших при подавляющем превосходстве команды «КАМАЗ-мастер», на марафоне этого года в категории грузовиков наконец появилась интрига. Молодые пилоты, сменившие Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова за рулем российских грузовиков, первую половину гонки искали свой темп и не могли угнаться за более опытными соперниками. Те, в свою очередь, спешили воспользоваться предоставившейся возможностью — а вдруг год спустя накопившие опыт камазовцы опять не оставят никому шанса? Казалось бы, более чем достаточно для нескучной гонки. Но несколько неоднозначных сюжетов сделали ситуацию в категории грузовиков еще веселее.

no_copyright_433

no_copyright_433Новый грузовик Iveco Powerstar впервые вышел на старт «Дакара» — а на финише гонки завоевал первую победу
Новый грузовик Iveco Powerstar впервые вышел на старт «Дакара» — а на финише гонки завоевал первую победу

Голландец Жерар де Рой давно мечтал выиграть «Дакар» и к очередной попытке подготовился серьезно. Для себя он, при технической поддержке Iveco, построил абсолютно новый грузовик, а на уже испытанные в «Дакаре» машины посадил не менее сильных пилотов — уже побеждавшего в знаменитом марафоне Ханса Стейси и двукратного чемпиона мира по классическому ралли Мики Бьязиона. Они могли подстраховать своего шефа, а в случае серьезных проблем у него — взять на себя бремя лидерства. Даже представители «КАМАЗ-мастера» признавали, что к нынешнему «Дакару» голландец был подготовлен лучше всех и свою победу, безусловно, заслужил.

Но в то же время есть слухи о несоответствии машины де Роя техническому регламенту. Ближе к финишу гонки «КАМАЗ-мастер» в своем пресс-релизе предъявил голландцу конкретное обвинение. Утверждалось, что ход подвески на Iveco составляет 400 мм (хотя по правилам он должен быть не больше 320), и это помогает де Рою быстрее двигаться по пересеченной местности. Но официальный протест, рассматривая который судьи были бы обязаны проверить машину голландца и вынести какое-либо решение, так и не был подан. Семен Якубов, руководитель «КАМАЗ-мастера», рассказал, что лидеры категории грузовиков на трассе являются соперниками, а за ее пределами — друзьями. Поэтому спорные вопросы они предпочитают решать в неформальном диалоге, а писать протесты на своих друзей считают неуместным.

no_copyright_431

no_copyright_431Алеш Лопраис (на фото его Tatra) и Жерар де Рой — представители знаменитых дакаровских династий. У обоих отцы выигрывали легендарный марафон за рулем грузовиков
Алеш Лопраис (на фото его Tatra) и Жерар де Рой — представители знаменитых дакаровских династий. У обоих отцы выигрывали легендарный марафон за рулем грузовиков

Экипаж чеха Алеша Лопраиса на Tatra считался одним из претендентов на победу и в конце первой недели гонки начал оправдывать выданные ему авансы. На двух подряд спецучастках Лопраис финишировал в непосредственной близости от де Роя, а следующий за ними этап чех и вовсе выиграл, сократив отставание от голландца до пятнадцати минут (пустяк по меркам «Дакара»). Казалось, вот-вот пилот Tatra предпримет решающую атаку на позиции команды Iveco.

Но в итоге пришла новость о тяжелой аварии, в которую попал чешский экипаж. На дорожной секции, связывавшей между собой два сегмента спецучастка, не было необходимости ехать быстро — поэтому Алеш решил отдохнуть, посадив за руль механика. Через несколько десятков километров все три члена экипажа банально заснули — и неуправляемый автомобиль съехал с дороги, нырнул в промоину и перекувырнулся через нос. Лопраис повредил позвоночник, а механик получил тяжелую черепно-мозговую травму — на основании этого возникли предположения, что он вел автомобиль не застегнув ремни безопасности.

no_copyright_430

no_copyright_430Автомобиль Алеша Лопраиса после аварии
Автомобиль Алеша Лопраиса после аварии

В команде «КАМАЗ-мастер» одной из главных целей подготовки к очередному «Дакару» было объявлено повышение надежности двигателей. Для этого, в частности, на базе команды был запущен собственный моторный стенд, а ряды технических специалистов пополнил Владимир Губа, бывший главный конструктор АВТОВАЗа. Полученные с Тутаевского завода силовые агрегаты инженеры и механики команды разбирали, проверяли и собирали заново — заменив детали, в чьей надежности сомневались. На фоне этой информации результаты первой недели «Дакара» вызвали недоумение: двигатели отказали сразу на двух боевых машинах!.. Позже Семен Якубов рассказал, что процедуру переборки на базе команды успели пройти только два мотора — и они как раз отработали всю гонку без проблем. Еще два двигателя были установлены на автомобили без столь детальных проверок, на них попросту не хватило времени. С верой в то, что на Тутаевском заводе рабочие все сделали на совесть…

no_copyright_8401

no_copyright_8401Оба вышедших из строя двигателя на КАМАЗах испустили дух в безобидных ситуациях: на машине Эдуарда Николаева, к примеру, в момент отказа мотор работал чуть ли не на холостых оборотах
Оба вышедших из строя двигателя на КАМАЗах испустили дух в безобидных ситуациях: на машине Эдуарда Николаева, к примеру, в момент отказа мотор работал чуть ли не на холостых оборотах

Хит-парад странных историй возглавляет, безусловно, ситуация с дисквалификацией экипажа Эдуарда Николаева, самого быстрого и опытного в команде «КАМАЗ-мастер». Общеизвестно, что на одном из спецучастков грузовик под управлением Николаева в пыли налетел на джип братьев ди Пальма и перевернул его. А вот что произошло дальше, никто из участников инцидента изложить во всех подробностях не потрудился — наоборот, попытки все объяснить только лишний раз запутывали публику. К примеру, из пресс-релиза «КАМАЗ-мастера» можно было понять, что поставить на колеса перевернувшийся внедорожник помогал экипаж Николаева. Но позже выяснилось, что этим занимались пилоты и штурманы других машин, остановившихся на месте аварии, а россияне в это время меняли пробитое в результате столкновения колесо.

Полной и непротиворечивой версии этого инцидента не существует до сих пор. В чем конкретная причина дисквалификации — догадаться можно. Судя по всему, кто-то из экипажа Николаева после инцидента нажал так называемую кнопку нейтрализации. Она отсекает время, которое участники потеряли не по своей вине; позже, если информация подтвердится, судьи смогут вычесть это время из результатов спецучастка. Судя по всему, судей возмутило, что россияне нажали кнопку — а в итоге ничего не сделали, чтобы помочь братьям ди Пальма (не захотели или просто не успели сделать — это уже второй вопрос). Но ведь поначалу результаты были пересчитаны в пользу Николаева. Причем, по словам Семена Якубова, отнюдь не «КАМАЗ-мастер» был инициатором этого пересчета. Кто же эти неназванные доброжелатели, которые, «желая сделать доброе дело, оказали медвежью услугу»? Скорее всего, их имена — и все прочие подробности инцидента — всплывут позже, когда внимание публики уже переключится на другие странные истории…

no_copyright_436

no_copyright_436Эдуард Николаев предпочел особо не распространяться на тему инцидента с джипом: ответы на непростые вопросты от лица «КАМАЗ-мастера» традиционно дает Семен Якубов
Эдуард Николаев предпочел особо не распространяться на тему инцидента с джипом: ответы на непростые вопросты от лица «КАМАЗ-мастера» традиционно дает Семен Якубов
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии