Больше Vito

Этим летом в России начались продажи обновленного семейства Mercedes Vito, премьера которого состоялась на прошлогодней выставке IAA-2010 в Ганновере.
Mercedes Vito

Автопарк любого предприятия начинается с небольшого автомобиля, на котором возят в банк или в налоговую бухгалтера, по базам и магазинам – снабженца, в сервисные центры – главного инженера. Всех хозяйственных дел не перечислить – машина без работы не стоит. Выделим и представительские функции: на нем должно быть не зазорно подъехать директору к администрации города, послать в аэропорт или на вокзал встретить-проводить дорогих гостей. На преуспевающем предприятии не скупятся на хороший автомобиль, а что может быть престижнее и надежнее чем Mercedes… У концерна Daimler есть модель подобного назначения – Mercedes Vito. Универсальных автомобилей не бывает, но этот способен на многое.

На автополигоне ФСО для тест-драйва Mercedes Vito воды не жалели. Только так можно летом создать дорожные условия, сопоставимые с гололедом

Своя колея

Для демонстрации обновленного семейства Vito российское представительство Mercedes-Benz пригласило журналистов на автополигон Федеральной службы охраны РФ. Здесь сотрудники этой серьезной организации оттачивают свое мастерство управления любыми автомобилями. Один из сегментов повышения квалификации – контраварийная подготовка, выработка оптимальных приемов управления автомобилем на высоких скоростях при различных дорожных условиях. Для этого в пределах довольно большого «гоночного» кольца создано несколько зон с различным дорожным покрытием.

На одном, если смочить его водой, получается участок практически с зимней, обледенелой дорогой – коэффициент сцепления равен 0,3. На другом – неожиданно для водителя вырастают «стены» из водяных струй, которые надо умудриться объехать. Есть участок, тоже залитый водой, на котором искусственно создается эффект аквапланирования. Самый коварный тренировочный стенд – со сдвижной плитой, вмонтированной в поверхность дороги. При проезде через нее на скорости 50-60 км/ч плита мгновенно сдвигается под передней или под задней осью, вправо или влево – возникает занос автомобиля. Перемещения составляют до 100 сантиметров, ощущения – будто снаряд ударил сбоку в заднюю ось.

В реальной жизни такого внезапного и резкого возникновения заноса не встретить, без тренировки вывести машину из него очень сложно.

Сверху и не поймешь, какой мотор стоит под капотом, но самые доступные для России - рядные «четверки» с тремя настройками мощности: 95, 136 и 163 л. с.

Тем ценнее было погонять Mercedes Vito по всем этим участкам. Ведь и в России уже сложилось мнение, что легкий коммерческий автомобиль или микроавтобус должен быть обязательно с передним приводом, а Vito – автомобиль классической компоновки, с приводом на задние колеса. Не только в Европе, а во многих странах мира наблюдается конкуренция между даже не двумя автомобилями схожего назначения, Mercedes Vito и Volkswagen Transporter, и не между передним приводом и «классикой», а фактически между двумя школами в автомобилестроении.

Специалисты из Штутгарта лишний раз доказывают, что на заднем приводе рано ставить крест, добиваются отличного результата в управляемости за счет тщательно отлаженных характеристик подвески, тормозов и рулевого механизма, геометрии и жесткости кузова. И конечно же – благодаря современной электронике на «борту»: ABS, ESP и прочим системам безопасности. Именно на таком автодроме удается понять возможности машины без риска «разложить» ее. Полигон – полигоном, но для меня не менее ценной была поездка на дорестайлинговом Mercedes Vito в грузовом исполнении в командировку в Санкт-Петербург несколько лет назад. Тогда четыре дня общения с Vito и почти две тысячи километров пробега позволили разобраться с особенностями конструкции маленького фургончика.

Не секрет, что даже наши федеральные трассы, входящие в международные коридоры, мягко говоря, далеки от совершенства. Оказалось, что подвеска и шины Vito не только легко проглатывают мелкие огрехи работы дорожников, но еще и совершенно не чувствительны к колейности! Причина такого похвального поведения на дороге – независимая подвеска всех колес, MсPherson спереди и на продольных рычагах – сзади. Причем в бюджетной версии фургона вся подвеска пружинная, а на микроавтобусах возможен заказ задней подвески на пневмоподушках, которые, однако, стоят внутри пружин. Так – надежнее. Передняя и задняя подвески, а также двигатель и редуктор ведущего моста смонтированы на отдельных подрамниках, через резиновые подушки. Потому в кабину шум и вибрации, предаваемые от дороги, доходят в ослабленном виде, и при этом у Vito четкие реакции на работу рулем.

Вообще рулевое управление можно считать образцовым: передние колеса выворачиваются почти поперек движению автомобиля, что обеспечивает ему крайне малый радиус поворота – по наружному габариту 5,9 метра. У нынешнего Vito очень серьезно и тщательно дополнительно настраивали подвеску, добиваясь еще более стабильного поведения автомобиля на дороге и снижения шума. Для этого пришлось изменить рычаги передней подвески, эластичные опоры стоек, амортизаторы и подобрать пружины с другими характеристиками.

При ширине автомобиля 1,9 метра салон очень просторный

Выход силой

Mercedes – авторитетнейший производитель дизелей, не мудрено, что именно эти моторы широко применяются на Vito. Здесь используют рядную «четверку» и дизель V-6 с необычным развалом блока в 72 градуса. Если на прежнем поколении Vito применялись четырехцилиндровые двигатели ОМ646 объемом 2,15 литра в трех вариантах настройки мощности: 95, 116 и 150 лошадиных сил, знакомые нам по легковым автомобилям Mercedes, то теперь ставят новый двигатель ОМ651. Объем и размерность остались, как у прежнего мотора, но максимальная настройка мощности увеличилась до 163 лошадиных сил, или до «круглых» 120 кВт.

Заметьте – такую мощность сняли с 2143 см3! Две другие настройки – 95 и 136 л. с., при этом специалисты Mercedes особо отмечают, что не слабосильную версию мотора раскрутили до 163 л. с. и 360 Н.м, а наоборот – «удушили» двигатель до 250 Н.м и 95 лошадей. Тем самым подчеркивают заложенную в дизель надежность. Из интересных особенностей этого семейства моторов – изменяемая производительность масляного насоса. Здесь он лопастной, или по-другому – пластинчатый: изменением объема рабочей полости меняется напор. То есть обычный редукционный клапан уже не в чести, он не может так эффективно уменьшать сопротивление вращению насоса и, соответственно, энергетические затраты. У генератора тоже стоит электромагнитная муфта, которая позволяет ему вообще отдыхать. Все это затеяно ради уменьшения расхода топлива – даже на привод вспомогательных агрегатов.

Двигатель ОМ 642 V6 объемом 2,98 литра – самый мощный дизель для Vito, теперь развивает 224 л. с. при 3800 об/мин и момент 440 Н.м. Мощнее только единственный бензиновый мотор М272, неожиданный для европейского коммерческого автомобиля этого сегмента, V6 рабочим объемом 3,49 литра, мощностью 258 л. с. и моментом 340 Н.м. У дизелей источник высокой мощности и при этом пологой кривой крутящего момента – четырехклапанная головка, интеркулер и турбонаддув. Турбина – диаметром с чайное блюдце, теперь уже с электронной регулировкой направляющего аппарата. Топливная аппаратура – с электронным управлением Commin Rail (немцы обозначают ее как CDI): цикловая подача не только очень точно дозирована, но еще и солярка впрыскивается несколькими порциями, обеспечивая плавное нарастание фронта пламени в камере сгорания и потому – низкий уровень шума.

Интересно, что в Россию Mercedes Vito поступают уже в исполнении Евро-5, но в документах пишут Евро-4. Для достижения этих норм вместо прежних электромагнитных установлены пьезофорсунки, отличающиеся большим быстродействием, и сажевые фильтры. AdBlue не заливают. Масло в моторах меняют в зависимости от интенсивности эксплуатации, рекомендации выводятся на дисплей, но в среднем периодичность составляет 25-30 тысяч километров.

Кроме стрелочных приборов – небольшой дисплей. Руль – с «кнопками»

Вариантов отделки салона – с дюжину, есть несколько различных планировок

Хорошо и дешево получается очень редко, тем более в моторах. Потому и цены на двигатели Mercedes Vito явно не дешевые. В базовом исполнении идет 95-сильный мотор, за двигатель мощностью 136 л. с. придется доплатить 100 тысяч рублей, за мотор в 163 л. с. – еще 100 тысяч рублей, дизель V6 со 224 «лошадьми под педалью» обойдется в дополнительные 600 тысяч рублей. Самый дорогой мотор – бензиновый V-6, за него придется добавить 700 тысяч рублей.

Так внутри выглядит эксклюзивный Vito или почти стандартный Viano

В «стандарте» все четырехцилиндровые дизели агрегатируются с 6-ступенчатой механической коробкой передач, а V-образные моторы работают в паре с 5-диапазонными классическими «автоматами» с ГМП. В «механике» пятая передача – прямая, а шестая – повышающая, но в движении порой хочется воткнуть и седьмую… Понятно, что таких коробок для Vito нет, зато есть несколько вариантов передаточных чисел главной передачи. Есть и полноприводные версии, которые по прогнозам специалистов будут иметь очень хорошие перспективы в России. Однако Vito 4х4 не должен ассоциироваться с настоящим джипом. Это не УАЗ, и не Land Rover Defender. Хотя полный привод включен постоянно, но понижающего ряда в трансмиссии нет. Нет и блокировок дифференциала, буксующие колеса подтормаживает электроника. Передние ведущие колеса лишь существенно улучшают управляемость на скользкой дороге, помогают на относительном бездорожье.

Недорогой фургон может быть интересен для переоборудования

Возможны варианты

Mercedes Vito не чистокровный «немец», но с хорошей родословной. Делают его в Испании, в городе Витория, отсюда лингвистические корни названия. До Второй Мировой войны завод принадлежал забытой у нас германской компании DKW, затем его купил Volkswagen, с 1970 года производство принадлежит Mercedes-Benz. С 1980 года там выпускали Mercedes МВ100D, который был похож на лежащий холодильник с колесами. Автомобиль был переднеприводным, как и все DKW, эту компоновку применили и на первом поколении Vito, появившемся в 1996 году.

У того уже был тщательно прорисованный, стремительный силуэт. В 2003 году состоялась презентация Mercedes Vito второго поколения, увеличенных габаритов, с новыми двигателями, а кроме того, он стал автомобилем классической компоновки. Нынешняя модернизация относится именно к Vito II. Главные изменения на фасаде: биксеноновые поворотные фары с омывателем, бампер и облицовка – все привели в соответствие с новым дизайном легковых Mercedes. Казалось бы, Vito и его близнец Viano должны быть одной и той же машиной, но так было прежде, на первом поколении. Тогда немцы задумали создать другой, более роскошный автомобиль, только в пассажирском исполнении, нацеленный на частника, на его семью. Так появился отдельный V-класс, где полноправным хозяином является Viano.

Сейчас проведенный рестайлинг фасада оказался общим для этих моделей, но сзади по разному выполнены углы кузова и фонари. Если дети отодрали шильдик с названием, то разобраться, где Vito, а где Viano, проще всего с кормы.

Уже давно Mercedes Vito не бывает без четырехканальной ABS

Передняя подвеска смонтирована на особом подрамнике

Кузов Mercedes Vito остался в прежних габаритах, с теми же дверными и оконными проемами, в его основе цельнометаллический фургон. Бортовых Vito или со сдвоенной «фермерской» кабиной не было и, видимо, не будет. Но если раньше существовал вариант с пластмассовой крышей и передними крыльями из композита, то теперь все только стальное, с двусторонней оцинковкой. Казалось бы, Mercedes продолжает идти против современного течения в мировом автопроме – теперь против пластмасс. Однако, как объяснили специалисты, все дело в нестабильных зазорах (!), которые не могут обеспечить, казалось бы, легкие и долговечные крылья.

Боковая дверь одинаково удобна и для пассажиров, и для загрузки фургона

Стандартная колесная база Vito 3200 мм, а есть еще и увеличенная – 3430 миллиметров. Вариантов исполнения длины заднего свеса тоже два: обычный и удлиненный на 245 мм, в этом случае длина автомобиля составляет 5238 миллиметров. Причем, создавая кузов, немцы не экономили, вставляя в него какое-нибудь дополнительное окно, а сделали три разные боковые панели, ввариваемые за сдвижной дверью. Есть и два варианта высоты крыши: от пола до потолка 1353 или 1745 миллиметров. А потому объем фургона получается от 5,2 до 7,4 куба при грузоподъемности от 930 до 1170 килограммов. Однако у длиннобазной модификации нет варианта с высокой крышей – тогда бы объем был еще больше.

Основные исполнения Mercedes Vito: фургон, микроавтобус с говорящим названием Shuttle и грузопассажирская модификация Mixto. Задняя дверь может быть распашной, двухстворчатой – на автомобилях с высокой крышей или подвесная – «хлопушка» для «низкорослых» версий. Пассажировместимость Mixto – пять или шесть человек, которые размещаются на двух рядах сидений, остальное пространство занимает груз. Shuttle рассчитан на семь-восемь человек, количество рядов кресел – три, зато пассажиры размещаются с завидным комфортом! Пассажирские версии Mercedes Vito всегда выделялись возможностью удобной трансформации салона. Водитель без особого напряжения может вынуть из салона сиденья – получится фургон. Однако не все можно возить: есть риск повредить панели обивки, которые сделаны, чтобы радовать пассажиров.

Передняя подвеска смонтирована на особом подрамнике
Задняя подвеска на продольных треугольных рычагах. Привод – ШРУСами

Полукапотная компоновка, которую использует Mercedes в своих малотоннажных автомобилях, не только обеспечивает удобный вход и выход в кабину, но и вносит свой вклад в достижение высокой пассивной безопасности при фронтальном столкновении. Понимая это, уже совершенно другими глазами смотришь и на толстые (в сечении под 100 мм!) стойки лобового стекла. Видно, что с ними крыша не сложится карточным домиком, даже если доведется поставить Vito «на уши».

Однако за это приходится расплачиваться некоторым ухудшением обзора. Удобно устроиться за рулем помогает регулировка колонки по углу наклона и высоте, а также не только возможность двигать сиденье вперед-назад, но и оснащение его «лифтом». Однако водителю фургона ростом свыше 190 см сдвинуть кресло назад будет мешать стальная стенка, отгораживающая грузовой отсек от кабины. Зато на полу нет торчащей «кочерги» коробки передач – под это дело приспособлен маленький удобный джойстик на панели. Где-то в ее глубине прячется кулиса и пара тросов, идущих к коробке.

Кстати, у фургона и Mixto панель приборов сделана из жесткой пластмассы, по качеству схожей с той, что применяют на «ГАЗелях-Бизнес», но ее составляющие отлично подогнаны, панель не трясется и совершенно не скрипит в движении. И при этом шурупов не видно. А вот на Viano панель схожа по форме, но сделана по другой технологии – она «мягкая», да еще возможны накладки под орех. Но это совсем другая история.

Mercedes Vito
На Vito можно возить и мешки, но в России для этого есть «ГАЗель»
Mercedes Vito

Подпишитесь на «За рулем» в