Кто крайний?

КТО КРАЙНИЙ?

РЫНОК

/ЭКСПЕРТИЗА

КТО КРАЙНИЙ?

«РУЛЕВЫЕ» НАКОНЕЧНИКИ «ЖИГУЛЕЙ» — ИЗМЕРЯЕМ УГЛЫ, УСИЛИЯ И... ХРУПКОСТЬ

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Полное название этих изделий у прилавка не выговоришь. «Наконечники крайней тяги рулевой трапеции наружные для классических „жигулей“ — каково? В общем, сегодня проверяем „крайние рулевые“. Или, еще короче — выясняем: кто крайний?

Основных видов приобретенных изделий, как всегда, два: «наши» и «не наши». «Наши» еще делятся на две подгруппы: по примененным материалам и способам термообработки шарового пальца. Так, изделие от ЗАО НПО «Белмаг», представленное на фото 1, имеет (запаситесь терпением!) шаровой палец, изготовленный из стали 12ХН методом холодной высадки с последующей нитроцементацией сферической поверхности головки на глубину 0,1–0,3 мм и закалкой токами высокой частоты до твердости HRC 55–61. Такие пальцы многие производители закупают в ООО «Белебеевский завод „Автокомплект“. Аналогичным образом изготовлены изделия от „ВАЗинтерсервис“ (фото 3). Остальные отечественные „рулевые“ содержат шаровые пальцы из стали 40ХН с последующей механической обработкой и объемной закалкой до твердости примерно НRC 30. К этой группе относятся миасский „Кедр“ (фото 2), два изделия с владимирского „Прогресса“ (фото 4 и 5), безымянный наконечник (фото 6), проданный нам как „белебеевский“ и оказавшийся на поверку тоже владимирским, а также „секонд-хэнд“ с московского рынка (фото 7). Квартет „иностранцев“ представлен британским „Локхидом“ (фото 8), швейцарским „Федерал могул“ (фото 9), испанским „Ай-Эр-Би“ (фото 10) и итальянским ОКАПом (фото 11).

Из особенностей конструкции представленных «рулевых» отметим следующее. Все «россияне», а также итальянский ОКАП имеют внутри пружину, поджимающую сферическую головку шарового пальца к поверхности полимерного вкладыша. Другим концом пружина упирается в опорную шайбу, завальцованную в корпус шарнира — это компенсирует износ трущейся пары. Остальные изделия не располагают пружиной — натяг обеспечивает прижим опорной шайбы к полимерному вкладышу при завальцовке.

Испытания проводились по программе, близкой к сертификационной. Каждый «бренд» был представлен двумя изделиями. Основные «законодатели» — конструкторская документация ВАЗ и РД 37.001.613–97 «Шаровые шарниры автотранспортных средств...». Результаты приведены в таблице. В качестве факультативной проверки испытали резиновые чехлы «рулевых».

Получилось следующее. При проверке продольных и поперечных углов качания претензий почти не возникло — только один из «итальянцев» оказался «вне игры». Во время «силовых упражнений» по выдавливанию и вырыванию пальцев из корпуса начисто провалились московские самоделки, компанию которым неожиданно составили «испанцы». А «урок геометрии» определил, что у «швейцарцев» и «испанцев» оказались слишком маленькие по нашим меркам головки.

Размер головок — только одна из составляющих долговечности «рулевого». Здесь играет роль не только диаметр сферической поверхности, но и чистота ее обработки, качество материала вкладыша, твердость поверхности (на случай частичного попадания грязи), а также конструкция защитных чехлов и их износостойкость. Выяснилось, что лучше других обработаны рабочие поверхности всех «иностранцев» и нашего «Кедра», остальные же ограничивались грубым шлифованием.

Нет однозначной трактовки результатов, касающихся твердости. На первый взгляд, провалились все зарубежные наконечники, кроме «Локхида», а также отечественные изделия от «ВАЗинтерсервис» с нитроцементацией, однако «наши» были оправданы! Эксперты пояснили, что в феврале 2000 года АО «АвтоВАЗ» разрешило белебеевскому предприятию проводить закалку до твердости HRC 39,1 — при этом поверхностная твердость таких пальцев все равно остается выше, чем у подвергавшихся объемной закалке. Что ж, значит у нас все в порядке.

Конструкция всех чехлов российского производства одинакова. Верхнее отверстие обрамлено завулканизированным в резину стальным кольцом — чехол надевается на шаровой палец с натягом, обеспечивающим герметичность. Край нижнего отверстия завальцован в металлическую обойму, напрессованную на проточку в корпусе. Чехлы изделий ОКАП и «Локхид» по верхнему отверстию уплотнены натягом резины, а «Федерал могул» и «Ай-Эр-Би» — по верхнему и нижнему отверстиям наружными стальными или полимерными кольцами. Все описанные конструкции способны надежно удерживать смазку и защищать изделия от пыли и грязи.

Ради интереса провели дополнительные испытания резиновых чехлов. Такая проверка не вполне корректна — «по науке» полагается испытывать образцы стандартной формы, а не те заготовки, которые реально можно вырезать из готового изделия. Тем не менее любопытство пересилило... Самая низкая условная прочность при растяжении оказалась у столичных «бомжей», а самая высокая — у «испанцев» и «ВАЗинтерсервис». Испытания на морозе выдержали все — использовать термин «хрупкость» не понадобилось. А вот «купание» в специальной жидкости СЖР-3, имитирующее старение материала в реальных условиях, не понравилось никому — в частности, все «прогрессы» разбухли аж вдвое! Меньше других изменили свой объем миасский «Кедр», «Белмаг», ОКАП и «Локхид», причем «иностранцы» продемонстрировали «особое мнение» и даже «похудели».

Лучшими по результатам испытаний стали «Белмаг» (№ 1), «Кедр» (№ 2) и «Локхид» (№ 8) — их мы и рекомендуем в первую очередь на должность «рулевого». Проигравших же вы легко определите сами.

1. ЗАО НПО «Белмаг», Магнитогорск

Цена / 140 руб. за пару.

К «одежке» претензий нет: упаковка — в порядке, защитные голограммы присутствуют. Корпус — кованый, шаровой палец — «белебеевский», изготовленный холодной объемной штамповкой (высадкой) и прошедший термообработку. Испытания прошли без замечаний. Оценка: хорошо.

2. «Кедр», Миасс

Цена / 120 руб. за пару.

Поверхность сферы покрыта тонким слоем сплава «Нильбор-20» — чистота обработки соответствует лучшим импортным изделиям. В целом замечаний нет — даже факультативная проверка резиновых чехлов не дала повода для придирок. Оценка: хорошо.

3. «ВАЗинтерсервис»

Цена / 70 руб.

Изделие изготовлено с применением нитроцементации и закалки токами СВЧ. Замечаний по результатам испытаний нет, разве что поперечный угол качания с трудом втиснулся в дозволенные рамки. Да и упаковка не стала бы лишней — разбираться в товарных знаках потребитель не обязан. Оценка: удовлетворительно.

4. «Прогресс»

Цена / 65 руб.

Несколько результатов оказались на грани фола, но все-таки уложились в требования. Упаковка и маркировка в порядке, а вот с резиной, на наш взгляд, есть проблема. Оценка: удовлетворительно.

5. «Прогресс круиз», Владимир

Цена / 70 руб.

На наконечник нанесено специальное антикоррозионное покрытие. В остальном результаты очень близки к № 4. Оценка: удовлетворительно.

6. Типичное рыночное изделие

Цена / 70 руб.

Эти «рулевые» покупались как «белебеевские», но эксперты по маркировке наконечника и опорной шайбы определили, что это еще одни выходцы с владимирского «Прогресса». Упаковки, естественно, нет, а результаты практически идентичны № 4 и 5. Оценка: удовлетворительно.

7. «Московские ремонтные»

Цена / 45 руб.

Надо полагать, изношенный наконечник был снят с автомобиля и развальцован. Корпус расточили, после чего вкладыш и шаровой палец заменили на новенькие и изделие вновь завальцевали. Любопытно, что в двух «рулевых» оказались пальцы разной «породы»: один — «белебеевский», другой — «объемной закалки». В любом случае оба пальца легко выдавились из корпусов — вполне ожидаемый результат. Прочность резины — самая низкая из всех. Оценка: плохо.

8. Lockheed, Великобритания

Цена / 190 руб.

«Британцы» понравились: упаковка есть, маркировка имеется, параметры в норме. Оценка: хорошо.

9. Federal Mogul, Швейцария

Цена /170 руб.

Упаковка в порядке, а вот с цифрами дело похуже: диаметр шарового пальца — 22 мм вместо привычных нам 26. Ресурсных испытаний подобных изделий, насколько нам известно, ВАЗ не проводил, а потому вопрос о правомерности их установки на «жигули» остается открытым. Твердость также маловата — всего HRC 24–26, хотелось бы 28... Оценка: плохо.

10. IRB, Испания

Цена / 120 руб.

Изделие продавалось в упаковке, но на этом достоинства заканчиваются. Судите сами: «шарик» — небольшой, твердость — хуже всех, сила выдавливания пальца из корпуса — также «не в кассу». Оценка: плохо.

11. ОСАР, Италия

Цена / 130 руб.

Упакованные «итальянцы» оказались однобоко развитыми. Вырвать шаровой палец у одного из них так и не смогли — не хватило даже усилия 6 тонн! Зато тот же наконечник неожиданно отказался отклоняться на нужный угол, а оба вместе предпочли мягкость твердости. Оценка: плохо.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии