Разыскивай — или плати!

РАЗЫСКИВАЙ — ИЛИ ПЛАТИ!

]

В январе этого года вступила в силу вторая часть Налогового кодекса. Она отменяет многие налоги, тормозившие развитие бизнеса, в значительной мере ликвидирует практику двойного налогообложения и т. д. При этом, правда, вводятся налоги новые, как считают, более справедливые. В их числе и транспортный налог.

Все мы привыкли к заведенному порядку: отправляясь на техосмотр, берем с собой квитанцию об оплате налога с владельца транспортных средств — иначе заветного талончика не видать. Теперь порядок изменился: гаишнику эта квитанция не нужна — техосмотр проходят без нее. А транспортный налог будем оплачивать по уведомлению, которое прямо на дом пришлет налоговая инспекция. Там будет указано, сколько и в какой срок вы должны заплатить. Забежал на минутку в Сбербанк по дороге на работу — только и всего. Однако так просто будет не для тех, кто хоть однажды (не говоря уже многократно) передавал (считай, продавал) свою машину по доверенности.

ЧТО ДУМАЮТ НАЛОГОВИКИ

Уже осенью некоторые граждане забеспокоились по этому поводу, а за ними даже и кое-кто из депутатов: все ли продумали? Тогда-то вспомнили (почему, интересно, не до принятия закона?) о тех, кто передал свой автомобиль по доверенности и о судьбе его ничего не ведает, а также о старых, догнивающих свой век на свалках и дворах машинах — ведь и у них теоретически должны быть хозяева... Словом, возникло немало вопросов.

В Министерстве по налогам и сборам считают, что волноваться нечего.

— Законодательство пишется под законопослушных граждан, а все законы взаимосвязаны, — объясняет начальник управления ресурсных платежей МНС РФ Андрей Федоров. — Гражданский кодекс определяет: если вещь продана — должен быть оформлен договор купли-продажи, если передана временно — составлена доверенность (на управление, прохождение техосмотра, продажу и т. д.).

Словом, считает А. Федоров, прописаны правила, как поступать в том или ином случае, да так, чтобы всем сторонам было удобно. А если идешь на нарушение этих правил, создаешь себе проблему в будущем. Дальше цитируем: «Где у нас прописан термин „продажа по доверенности“? Нет такого! Поэтому не стоит ругать наше законодательство за несовершенство — наоборот, мы стараемся создать систему, удобную для жизни».

Вроде все верно. Вот только стоило бы называть вещи своими именами: «продажа по доверенности» появилась не по злой воле автомобилистов, а как результат безобразной работы регистрационных подразделений, когда на снятие автомобиля с учета, как и на постановку, тратились дни (если автомобиль вызывал подозрение и направлялся на экспертизу — недели). Вспомним многочасовое стояние в очередях, все эти формы, квитанции, расходы, волнения. А у нотариуса 15 минут — и все!

Так что говорить о правилах, «где всем сторонам было удобно», о несознательных автомобилистах, придумавших термин «продажа по доверенности» и дружно нарушавших эти правила, по меньшей мере валить с больной головы на здоровую. Но самое главное — налоги все-таки оплачивались! Без пресловутого квиточка техосмотр не пройдешь.

Теперь в министерстве, конечно, спохватились, что новые правила оплаты транспортного налога создадут проблемы для граждан (по мнению МНС, правда, не для такого большого числа) и уже определена процедура, призванная как-то упростить им жизнь.

— Это проблема не только налогоплательщиков — это наша с ними общая проблема, — говорит А. Федоров, — и они должны помочь налоговым органам разрешить ситуацию. Если налогоплательщик заинтересован, чтобы обязанность по оплате была переложена на другое лицо, он должен помочь налоговым органам собрать для этого необходимые сведения.

Иначе говоря, нужно выяснить, где сам автомобиль (ТС) и лицо, которому он был передан. А еще представить документ, послуживший основанием для этого. Между прочим, одной доверенности мало — нужно еще подтверждение того, что кто-то реально получил автомобиль.

Как нам объяснили, жестких требований к составлению этого документа (он называется «уведомление») нет. Видимо, потребуются копия доверенности и заявления от двух владельцев — бывшего и настоящего («Машину получил, налоги платить согласен...»). Ну а что делать в тех многочисленных случаях, когда неизвестно, где ныне пребывает автомобиль вместе со своим новым хозяином? Значит, если выдал доверенность — «попал»?

— Ситуация сложная, — считает Андрей Федоров, — но не безвыходная. Есть механизмы, способные заставить нынешнего фактического владельца машины дать о себе знать. Бывший хозяин, оставаясь им де-юре, может объявить автомобиль в розыск или вовсе провести «выбраковку» автомобиля — снять его с учета, чтобы он числился... утилизированным.

Есть, правда, еще один вариант (для небедных): плюнуть на все это, не искать канувшего в Лету покупателя с автомобилем, а самому заплатить. Вот только при этом надо помнить: для владельца обычных «Жигулей» налог составит в среднем 500 руб. (от 225 руб. в Челябинской, Брянской областях до 1875 руб. в Башкирии) и присылать уведомление будут каждый год, до самой смерти владельца. Увы...

Что же до автомобилей, которые давно сгнили, но еще стоят на учете, то в этом, по мнению МНС, виноваты опять-таки лишь их владельцы (а не отсутствие в стране принятой повсюду системы утилизации транспортных средств). Короче, в их интересах быстро отправиться в ГАИ, произвести необходимые действия и исключить ТС из базы данных.

К сожалению, выяснить, числится ли в базе данных ГИБДД давно не существующий для вас автомобиль, законными путями невозможно — вы узнаете об этом только из налогового уведомления в своем почтовом ящике до 1 июля. В течение 30 дней с момента его получения (конкретная дата будет указана) надо или заплатить налог, или доказать, «что вы не верблюд». Как бы то ни было, но через месяц автоматически начнет «щелкать» пеня — 0,07% в день (если налог составляет 500 рублей в год, то за каждый один день просрочки придется платить 35 коп.). Если владелец злостно не выполняет свои обязанности, налоговый орган может через суд взыскать налог, пеню и штраф (20% от суммы). Не поможет это — в дело вступят судебные приставы и опишут имущество. Каково?

— Бояться нечего, — уверен А. Федоров. — В первый год работы по новым правилам, думаю, будет немало нестыковок и сложных случаев не избежать. Сколько реально — посмотрим, но, полагаю, не слишком много. Как бы то ни было, но нынешняя система — более цивилизованная, более удобная. А все возникающие проблемы налогоплательщик решит вместе с налоговыми органами.

Кто бы стал спорить. Непонятно только: почему за все просчеты, за все минувшие несуразицы в этой сфере автомобильной жизни приходится отвечать своим временем, своими средствами и нервами нам с вами — автовладельцам?

ЧТО ДУМАЮТ В ГИБДД

В Главном управлении ГИБДД МВД России на «проблему-2003» сотрудники смотрят с меньшим оптимизмом, хотя вроде бы им теперь жить да радоваться — «многолетняя обязанность» по сбору налогов с владельцев транспортных средств с них снята. Всех-то и забот осталось — передать базу данных в МНС до февраля, а потом в течение 10 дней сообщать туда же обо всех регистрационных действиях.

— Вот тут и начинаются проблемы, — говорит Сергей Зубриський, заместитель начальника отдела технического надзора и регистрации ГУ ГИБДД СОБ МВД РФ. — Сообщать мы обязаны по форме, утвержденной МНС. Но ее с нами никто не согласовал, у нас разные программы, технические возможности, да и вообще часть данных мы не сможем передать — это противоречит нормам закона «Об оперативно-розыскной деятельности»! 

Для того чтобы передать базу данных на 33 млн. стоящих на учете автомобилей и 10 млн. регистрационных действий в год, нужны как минимум штаты, материально-технические средства, каналы связи и т. д. Некоторые требования налоговиков вступают в противоречия с законами, которыми руководствуется в своей деятельности ГАИ: уже названном «Об оперативно-розыскной деятельности», «О милиции». Как тут поступить?

В сложном положении окажется огромное количество автовладельцев, и решать свои проблемы они пойдут в органы ГИБДД, а не в МНС. А у самой ГАИ вопросов больше, чем ответов.

По «генеральной доверенности» в стране передвигается огромное количество машин. Сколько — не скажет никто, потому что никто их и не регистрировал. Просто так «взять и выбраковать» эти машины — не получится. Это ведь касается и старых, давно сгнивших «средств передвижения».

— Чтобы снять автомобиль с учета, вы должны подтвердить свое право собственности на него, — разъясняет С. Зубриський. — По закону одного заявления от владельца мало, нужны еще документы на ТС и регистрационные номера. Но, к сожалению, документы, номера утрачены, хозяина нет в живых или все это вместе (особенно это касается очень старых, давно брошенных автомобилей и мотоциклов!). Не так-то просто лишить гражданина прав на его личную собственность — на защите стоят Конституция и Гражданский кодекс. Хозяин умер? В права наследования должны вступить его родственники. Документы сгорели? Надо их восстанавливать и т. д. 

В принципе, в такой ситуации можно обратиться к следственным органам, заявив автомобиль в угон или документы — в розыск. Только готовы ли они принять в будущем году целый вал заявлений? И так на каждого следователя приходится по 15–20 незавершенных дел. Но и отказать гражданину, если он хочет подать в розыск принадлежащий ему автомобиль, в милиции не имеют права. Утеряны номера — их надо помещать в базу розыска, пропали документы — в базу похищенных... Словом, «почетную обязанность» по розыску автомобиля, документов и нового владельца старый хозяин вынужден будет переложить на плечи следствия.

В МНС считают, что подобных случаев будет не так много — бояться нечего, у ГИБДД иная точка зрения.

— У нас на учете стоит, например, 1,3 млн. «запорожцев» и почти 6 млн. мотоциклов, а много ли вы их встречаете на дорогах? — продолжает С. Зубриський. — Значит, большая часть давно брошена и либо ржавеет, либо сгнила. В 2001 году на учете состояло 33 млн. транспортных средств, из них на техосмотр было представлено немногим больше 80%. Где остальные — примерно 6 млн.? Это как раз и есть брошенные или причастные к каким-то криминальным историям автомобили.

* * * 

Выслушав два авторитетных мнения, давайте прикинем: что же получается? Вроде бы новый Налоговый кодекс — шаг вперед к цивилизованному обществу. В самом деле, пора, наконец, понять, что каждый должен нести ответственность за свою собственность. Все верно, только в стране не было системы утилизации и, следовательно, практики снятия автомобиля с учета. Вместо этого много лет действовала «продажа по доверенности»... Значит, кодекс может не просто создать проблемы миллионам людей, но попутно еще дестабилизировать работу Госавтоинспекции и следственных органов.

Странно как-то: с одной стороны, власть готова закрыть глаза на явные нарушения серьезнейших законов во время приватизации и признать все нечестно заработанные при этом миллиарды легальными, а с другой — наказывать владельца старого «Запорожца» за то, что он не снял его с учета...

Выводы напрашиваются горькие: приняв современный, цивилизованный кодекс, наше правительство и законодатели в какой уже раз не продумали всех возможных последствий — поступили нецивилизованно по отношению к своим гражданам. Миллионам! Как помочь им, срочно должны решить и правительство, и Госдума, внеся необходимые дополнения и изменения в закон. Иначе кому он такой нужен — современный и цивилизованный?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии