За одного битого: наезд на пешехода

Лучше один раз увидеть. Даже если это неприятно, страшно. Короткий репортаж с места запланированного ДТП.

Сегодня скорость 80 км/ч в наших крупных городах – норма. На некоторых трассах она даже разрешена. Но ездим мы порой куда быстрее, поэтому шестьдесят кажутся нам черепашьим ходом. Кстати, в Западной Европе разрешенная в городах скорость – 50 км/ч. Превышают ненамного, поскольку штрафы велики и неотвратимы. Идут разговоры о снижении до 40 км/ч. Ну а мы исходили из родных реалий.

Замеры показали: тормозной путь нашей «Калины» с 60 км/ч на влажном осеннем асфальте – 21–23 м. Учтем: за рулем профессиональный испытатель, готовый к торможению. Машина рядового водителя проехала бы еще минимум метров восемь. Тем не менее прочертим в месте, где «Калина» замерла, линию начала пешеходного перехода и увеличим скорость до невинных 80 км/ч. К середине перехода скорость снизится примерно до сорока – до них мы и разогнали «Калину».

От идеи посадить за руль водителя пришлось отказаться. Никто, включая специалистов по пассивной безопасности полигона НАМИ, не мог достоверно предсказать, куда полетят манекены – не в салон ли? Поэтому запустили «Калину» в беспилотный полет, отказавшись, таким образом, от торможения. Конечно, останавливающийся автомобиль повел бы себя немного по-другому, но сути эксперимента это не меняет.

Манекены стандартные: 70-килограммовый мужчина и его спутница массой 65 кг. Нехитрые подсчеты еще до эксперимента показали: то, что происходит с людьми при таком ударе, сравнимо с падением примерно с 6-метровой высоты, то есть со второго этажа. Но мы же решили один раз увидеть. Лучше здесь.

Для максимальной приближенности к жизни разработали и построили конструкцию, немного напоминающую… сами видите что. Манекены закрепили так, что при ощутимом толчке они падали.

Самый ответственный момент – крепление манекенов. Они должны повести себя предсказуемо.

Результаты эксперимента в особых комментариях не нуждаются, достаточно фото. Не надо быть искушенным экспертом, чтобы утверждать: улетевший примерно на 10 м мужчина и сделавшая в воздухе сальто женщина вряд ли остались живы. Не говоря о вылетевшем из коляски плюшевом мышонке. Пострадавшие – неодушевленные куклы, но зрелище не из приятных.

Автомобиль пострадал минимально: два зеркала, две фары, вмятина на капоте, трещина в бампере. Ветровое стекло цело – значит, водитель, будь он в машине, не пострадал бы. Но оценка повреждения автомобиля здесь, конечно, не главное.

Может, эти фото заставят нас притормозить и задуматься? Нас – ездящих, ходящих, организующих нерегулируемые переходы на широких скоростных трассах? После эксперимента, подъезжая к очередному переходу на московских проспектах, невольно вспоминал увиденное на полигоне, – так продолжалось несколько дней… Может, вновь пересмотреть фотографии?

НИЗКИЕ И ГЛАДКИЕ

В числе самых безопасных с точки зрения наезда на пешехода оказались заднемоторные спортивные автомобили, например «Порше-911». На таких машинах конструкторам легче сделать переднюю часть кузова максимально сминаемой. А именно в этом главная задача. Используются наиболее легко деформируемые материалы: пластик, алюминий. Наиболее безопасными являются, как правило, низкие, приземистые автомобили. Сложнее всего конструкторам вседорожников. Разумеется, эмблемы престижных автомобилей – скажем, «мерседесов» и «роллс-ройсов» – просто обязаны легко ломаться или прятаться в радиатор. Ну а столь любимые у нас некоторыми владельцами вседорожников кенгурины в Западной Европе давно под строжайшим запретом. Кстати, рестайлинг «Калины» во многом обусловлен именно современными требованиями безопасности пешеходов.

НЕ СНОСИТЬ ГОЛОВЫ

По методике ЕuroNCAP для оценки травмобезопасности автомобилей их переднюю часть обстреливают предметами, имитирующими голову, бедра и голени взрослого и ребенка. Соударение такое же, как при наезде на скорости 40 км/ч (среднестатистический показатель для европейских ДТП). Оценивают податливость передней части автомобиля в 18 зонах. Тесты, подобные нашему, проводят некоторые автомобильные компании, а также независимые организации. Но результатов, как правило, не публикуют. Впрочем, иногда их используют для демонстрации достижений в области создания особо податливых деталей кузова.

Фото: Александр Кульнев, Георгий Садков, Константин Якубов

Подпишитесь на «За рулем» в