Лучше меньше, но... больше

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, НО... БОЛЬШЕ

]

ПО СЛЕДАМ БАГАЖНОГО ВАГОНА

В начале 80-х, когда на рынке появились вместительные автомобили, похожие на уменьшенные микроавтобусы, никто, даже их создатели, не рассчитывал на столь грандиозный рыночный успех. Машины, названные «по-американски» — мини-вэнами (van — фургон, багажный вагон), интересные, казалось бы, лишь узкому кругу покупателей — заядлым спортсменам или туристам, год от года становились все популярнее. Нынче «багажные вагоны» выпускают почти все крупные фирмы, мини-вэн готовит даже БМВ (см. ЗР, 2003, № 1).

Тенденция последних лет — на рынке все больше «вагонов» одного из самых популярных в мире классов: С, он же «гольф-класс» (длиной 3900–4400 мм). Модельный ряд без компактного вэна в наши дни выглядит неполным. Больше того: пятое поколение «Фольксвагена-Гольф» дебютирует в этом году именно мини-вэном с собственным именем «Туран» (см. ЗР, 2002, № 11).

Вагончики настойчиво вытесняют привычные грузопассажирские машины. Например, «Мицубиси» не предлагает в классе С универсалы, лишь мини-вэны. Конечно, любая классификация условна — популярный «Спейс Стар» иногда называют универсалом. Но по высоте и вместимости (см. табл. 1) этот автомобиль близок к категории «багажных вагонов». Кстати, на заре эпохи мини-вэнов у нас их называли «универсалами повышенной вместимости». Немного громоздкое определение точно характеризовало основное отличие этих машин от одноклассников — больший внутренний объем.

БОЛЬШЕ БАГАЖНИКА!

Попробуем вместе с конструкторами спроектировать современный компактный мини-вэн, сохранив «фундамент» — платформу автомобиля класса С. Длиной и шириной особенно не поиграешь. Иногда, правда, мини-вэн переходит в следующий класс. Например, «Опель-Мерива», представленный осенью прошлого года в Париже, создан на основе «Корсы» — автомобиля класса В. Но «переростки» — скорее исключение. В ширину вагоны вырастают по сравнению с одноклассниками — универсалами или хэтчбеками — максимум на 50 мм. У рекордсмена по этому показателю «ФИАТ-Мультипла» нет прямого аналога. Кстати, этот вэн короче универсала — одноклассника «Палио».

Сделать машину по-настоящему вагонной не удастся: небольшой капот необходим. Во-первых, «загнать» двигатель под салон легкового автомобиля невозможно. Во-вторых, строгие требования безопасности заставляют конструкторов заботиться о сминаемой при фронтальном ударе зоне кузова. Кстати, в Европе все чаще говорят о реанимации капотных грузовиков. А «носатые» мини-вэны выглядят на тестах по пассивной безопасности вполне достойно.

Итак, наращиваем автомобиль в высоту. «Автобусная» посадка водителя и пассажиров позволяет иногда даже прибавить еще один ряд сидений. Таков семиместный «Фольксваген-Туран». Впрочем, два дополнительных кресла — не самоцель, тем более, что при длине автомобиля до 4400 мм пассажирам заднего ряда тесновато. Важнее, что даже минимальный объем багажника высокого автомобиля составляет, как правило, 350–400 л, а максимальный...

Рекордсмен по этому показателю — «Мерседес-Бенц Ванео» (правда, в пятиместном варианте автомобиль заметно отстает от аналогов) сумел обогнать не только одноклассников, но и старшие машины. В солидный универсал «Мерседес-Бенц» класса С при сложенных задних сиденьях вмещается всего 1385 л поклажи — в два с лишним раза меньше, чем в коротенький «Ванео»! 

Дополнительный внутренний объем позволяет также увеличить количество столь ценимых покупателями удобных «бардачков», кармашков, ниш, разместив их в том числе над головой ездоков, под высокой крышей. Обещают, что в «Фольксвагене-Туран» будет 39 «тайников». Только бы не забыть, что куда засунул!

Итак, кузов под стандартную платформу готов, осталось немного доработать подвески. В остальном мини-вэн почти не отличается от «одноплатформников».

СЧИТАЕМ «ПОТЕРИ»

Конечно, автомобиль не только подрос, но и располнел. Однако снаряженная масса выросла всего на 50–150 кг, а полная — на 100–200 кг. Это очень важные показатели. В грузовик машина не превратилась, ведь козырь мини-вэна — не грузоподъемность, а объем.

Дополнительные килограммы и миллиметры, разумеется, ухудшили аэродинамику, а значит — динамику. Но... значительно меньше, чем могло показаться на первый взгляд (табл. 2). Потери в максимальной скорости и динамике, по сравнению с классическими универсалами-одноклассниками, заметит разве что вооруженный точной аппаратурой испытатель на полигоне. Да и повышенный расход топлива, ощутимый лишь в городском цикле, — «копейки» по сравнению с возросшей вместительностью машины.

И наконец, цена. В Германии мини-вэн в среднем на 1300 евро дороже аналогичного универсала. Европейцам эта разница не кажется неподъемной. Они готовы доплатить за практичность и универсальность. Менее обеспеченные и более консервативные россияне пока не очень жалуют «багажные вагоны», хотя интерес к подержанным экземплярам все заметнее.

В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

Универсальные автомобили (не в узком понимании грузопассажирского «сарая», а соединяющие в себе достоинства нескольких машин с разными кузовами) — «тема дня». Создатели большинства концепт-каров соревнуются друг с другом в строительстве трансформеров — универсал с отделкой представительского седана превращается в пикап и даже в кабриолет.

Современные компактные мини-вэны — воплощение «глобальной универсальности» в серийном производстве. По динамике, экономичности и управляемости нынешние «багажные вагоны» практически не уступают легковым автомобилям, по комфорту — близки к туристическому автобусу, по вместимости — соперничают с небольшими фургонами.

Вероятно, в классе С практичные вместительные мини-вэны (они же универсалы повышенной вместимости) будут и дальше вытеснять классические «сараи». Наверное, в популярности этих автомобилей отчасти повинна мода. Ведь большие семьи в Европе — редкость, да и громоздкую спортивную утварь возят не часто и не все. Тем не менее, потребители голосуют за универсальность евро. Их можно понять: «больше автомобиля за небольшие деньги» пока не придумали.

В основе просторного «Опеля-Мерива» «всего лишь» «Корса» — модель класса В. 

Подчеркивая универсальность «Мерседеса-Бенц Ванео», фирма предлагает в качестве опции специальные комплекты оборудования, например для заводчиков собак.

Сделав автомобиль необычно широким, конструкторы «ФИАТ-Мультипла» сумели разместить в нем шесть сидений.

Внутри небольшой «Тойоты-Королла Версо» 22 «бардачка» суммарным объемом 56 (!) литров.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии