Миллиард за километр российского асфальта

За прошлый год во всей стране проложено чуть больше 370 км новых автодорог. Ошибки с нулями нет.

Градус эмоций

Цифры не хуже слов способны вызвать сильные эмоции, например если привести данные в определенном сопоставлении. Скажем, таком.

Крупнейший дорожный строитель в системе Минтранса — Федеральное дорожное агентство (коротко — Росавтодор) из указанной протяженности новых трасс в 2011 году проложило 233 км. Сопоставляем: объем ассигнований Росавтодора из федерального бюджета составил 321,7 млрд руб.

Затраты на укладку одного км асфальта определить элементарно: делим деньги на километры — получаем 1,34 млрд. Эмоции неизбежны: ничего себе! Однако разберемся с цифрами до конца — приведенные вырваны из контекста общих результатов.

Коридоры в цивилизацию

Дорога дороге рознь. Росавтодор прокладывает преимущественно трассы федерального значения, то есть многополосные. В пересчете же на однополосную дорогу получается почти 1,5 тыс. км.

И из чего она складывается? Это вовсе не прямая, как стрела, трасса на отутюженной южной равнине. Итоговый результат состоит из небольших, от 5 до 35 км, отрезков, зачастую в труднопроходимых местах со сложным климатом — в Уссурийском крае, Хакасии, Прибайкалье, в Новосибирской и Иркутской областях, на Сахалине, Курилах, Камчатке. Вот хотя бы один из красноречивых адресов места работ средней сложности: Чуйский тракт, урочище реки Урсул на Алтае. А ведь сюда нужно везти технику, доставлять материалы, ГСМ, необходимое дело — обустроить городок строителей… Даже, казалось бы, в курортных Кабардино-Балкарии, где проложена дорога к Эльбрусу, и Северной Осетии совсем не мед — приходилось прогрызать горную породу.

Строили не только многополосные магистрали — вели дороги поуже, к поселениям в глубинке. Теперь населенных пунктов с асфальтом на 210 больше. Сотни тысяч их жителей обрели связь с цивилизацией.

Двойное событие в селе Зяблово Орловской области: открылся автобусный маршрут до села по новой асфальтовой дороге и в Зяблово появилось новое архитектурное сооружение - павильон автобусной остановки.

И то, что на обочине

Современная дорога — не только твердое покрытие, но и площадки для стоянок, экраны шумозащиты, отбойники, тормозные горки и другие средства обеспечения безопасности. Монтаж мачт освещения и прокладка к ним электрокабеля также забота дорстроя. В прошлом году только на дорогах федерального значения линий электроосвещения проложены на 653,5 км, установлено 175 погонных км ограждений, построено 24 надземных перехода (не путать с наземной дешевой «зеброй») общей длиной 1155 погонных метров. Все это обходится недешево — речь идет о непростых в исполнении конструкциях.

Но это копейки в сравнении с затратами на мосты и развязки. Можно представить, как непросто было перебросить (и во что обошлись) 400-метровый мост через реку Восточная Хандыга в Якутии, мостовой переход через Ангару в Красноярском крае, смонтировать 100 м искусственных сооружений на курильских островах Кунашир и Шикотан. Вантовый мостовой колосс-рекордсмен воздвигается во Владивостоке через пролив Босфор Восточный, он свяжет город с островом Русский.

Реанимация «убитых»

В поисках ответа на вопрос «На что потратили сотни миллиардов?» надо вспомнить, что Росавтодор занимался не только прокладкой новых, но еще ремонтом и реконструкцией дорог, «бывших в употреблении». Одни совсем убиты, другие нужно укреплять, поскольку из-за разрушающих нагрузок им грозит скорая смерть; на третьих из-за непригодности полотна часты ДТП... В прошлом году отремонтированных участков дорожники ввели 5,6 тыс. км — на треть больше, чем в предыдущем. Привели в состояние «как новые» более 17 тыс. м мостов через Волгу, Енисей, Северский Донец и другие — это в полтора раза больше, чем сделали годом ранее.

А еще продолжили сооружать десять сочинских олимпийских объектов, согласно международным договоренностям РФ с причерноморскими странами, ввели участок кольцевой дороги вокруг моря, строили подъезды к приграничным постам…

Это также необходимые затраты - обустроить пусть не шикарные, но хотя бы сносное по комфорту жилье для строителей. В комнате-пенале шесть спальных мест, шкафчики, полки, белье, телевизор. Чтобы он показывал, нужно обеспечить прием сигнала. Электрричество чаще от генераторов. В городке строителей есть вся инфраструктура - от административного домика до спортплощадки, стоянки техники, ГСМ-хранилища.

...и еще 250 проверок

Читатель сомневающийся все равно не избавится от мысли, что часть финансов «растворилась». Предполагая такие настроения, на последнем брифинге, устроенном руководителями отрасли, журналисты задали вопрос об обоснованности ассигнований.

Глава Росавтодора Анатолий Чабунин ответил так: «Размещение заказов проходило прозрачно — провели почти 5 тыс. открытых конкурсов и аукционов. Да, в Федеральную антимонопольную службу поступали жалобы от проигравших, полсотни из них признаны обоснованными. Но важно, акцентировал руководитель федерального агентства, оценить, что даже чисто процедурные неточности не прошли — ФАС не допустила. Далее, в стадии производства, за тем, как честно расходуем средства, постоянно наблюдали «из-за плеча» все 40 наших заказчиков — условия договоров позволяют такой контроль. Кроме того, в течение года состоялось 250 проверок надзорных органов разного уровня, во многих случаях с участием Росфиннадзора или Прокуратуры. Они «копать» умеют, однако, - заключил Анатолий Чабунин, - криминала не выявили».

По оценкам экспертов, в России в 2011 году только 40% автомобильных дорог федерального значения соответствовали нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. До 2020 года за счет федерального бюджета будет проложено 18 тыс. км многополосных автодорог с современными развязками, увеличенной пропускной способностью.

Трасса Чита-Хабаровск. Она пронизает десятки сопок, а это те же горы, только пониже. Каждая пробивка удорожает стоимость километра дороги во много раз. Не намного дешевле обходится укладка полотна по болотистым и заводненным землям, которых за Уралом, где реализуется много проектов, видимо-невидимо.

Подпишитесь на «За рулем» в