Проблема «правого» руля

ПРОБЛЕМА «ПРАВОГО» РУЛЯ

]

ЧТО ДУМАЕТ О НЕЙ ГУБЕРНАТОР ПРИМОРЬЯ СЕРГЕЙ ДАРЬКИН

СЕРГЕЙ ДАРЬКИН:

«Я много общался с бизнесменами из Японии и Кореи, и они считают, что новые автомобили ввозить сюда неинтересно. Так же как и что-то здесь собирать».

Споры о том, можно ли запретить у нас автомобили с «правым» рулем или нет, возникают с пугающей регулярностью почти 10 лет. Прошлой осенью они вспыхнули с новой силой после ряда резких заявлений министра промышленности Ильи Клебанова. Да что там споры — жители Дальнего Востока были готовы на забастовки и митинги, лишь бы отстоять свое право на «правый» руль! К началу зимы конфликт вроде бы разрешился: министр заявил, что речь о запрещении не идет, а лишь о создании альтернативы. Но мы все же решили вернуться к этой теме, чтобы понять — а что дальше?

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ

«Праворукие» давно уже стали реальностью нашей жизни. В начале 2002 года на учете в ГИБДД их состояло больше 900 тыс., а сейчас эта цифра наверняка перевалила за миллион. Среди иномарок каждая третья — с «правым» рулем. Значит, они составляют свыше 5% всего легкового автопарка России! И это — в среднем. В Хабаровском, Приморском краях их доля уже 75%, а в краевых центрах — 90%. На подержанных автомобилях из Японии передвигаются сотрудники ГИБДД и местной администрации, «скорой помощи» и других служб. Но Дальним Востоком экспансия «праворуких» не ограничивается: сегодня они составляют до 50% автопарка в Сибирском регионе. Из Владивостока и Хабаровска ежедневно отправляются составы с подержанными «японками». Основные маршруты их следования — Красноярск, Новосибирск, а еще Москва, Краснодар. И все-таки «родовое гнездо» их — Приморье.

— Как губернатор края всеми силами буду отстаивать право наших жителей на «правый» руль, — говорит глава администрации Приморья Сергей Дарькин. — Большая часть живущих в крае автомобилистов ездит именно на таких машинах, и от этого никуда не деться.

Причем львиную долю автопарка составляют семи-десятилетние машины, более «свежие» позволить себе могут немногие. Так же не могут они позволить себе купить ни новый, ни подержанный российский автомобиль. Причин тому две: цена (новая отечественная машина дороже импортной подержанной, ведь доставка к нам обойдется в 1–1,5 тыс. долл.) и качество. Ни для кого не секрет, что оно даже у самого современного российского автомобиля ниже, чем у семи-десятилетнего японского. Соответственно ниже уровень безопасности, комфорта. Это если говорить о новых автомобилях. Подержанная же российская техника и вовсе не удовлетворяет никаким требованиям.

Нельзя забывать и о том, что сегодня на Дальнем Востоке в автомобильном бизнесе заняты десятки тысяч людей. Это и моряки, участвующие в приобретении автомобилей в Японии и доставке их до российских портов, и продавцы, и железнодорожники, а также владельцы и сотрудники бесчисленных магазинов и фирм по продаже запчастей, «разборок», автосервисов и т. д. Сегодня (к сожалению или счастью — не знаем) это — основной бизнес в регионе, главный источник таможенных и налоговых поступлений. И люди, занятые в нем, вкупе с армией автовладельцев — большая сила. Любая попытка запретить «правый» руль не только оставляет их без «колес», но и без куска хлеба. И тогда социального взрыва со всеми вытекающими последствиями — вплоть до попыток объявить «Дальневосточную республику» — не избежать.

...ПОМИЛОВАТЬ ТОЖЕ

— В то же время как государственный чиновник, — продолжает губернатор, — я понимаю, что, если не ввести ограничительные меры на пути автомобильного секонд-хэнда, мы не сможем привлечь в страну и в край инвестиции. Тот же наш сосед — Китай — ввел пошлины на ввоз в страну иномарок (до 300%!) и благодаря этому привлек несколько миллиардов долларов в виде инвестиций в автопром. И японские, и корейские корпорации там открыли уже несколько сборочных производств. Какие они собирают автомобили — китайские, японские? Какая разница! Японцы «обошли» пошлины и в то же время могут продвигать свои товары; китайцы получили современные заводы, рабочие места и — автомобили... Мы тоже рассчитываем привлечь инвестиции на Дальний Восток, в том числе для строительства здесь сборочных производств.

Министр Клебанов, оставив на время мысль о запрещении «правого» руля, тоже занялся поиском инвесторов. «Южнокорейский большой бизнес готов обсудить с российской стороной возможность налаживания производства автомобилей на российском Дальнем Востоке», — заявил он после переговоров и встреч в Сеуле с руководством Корейской ассоциации международной торговли. Хотелось бы в это верить, только есть несколько «но». Во-первых, Японии сегодня просто выгодно иметь рядом рынок сбыта для подержанных автомобилей. Ее законодательство подталкивает автовладельца избавиться от машины после пяти-семи лет эксплуатации, чтобы купить новую. Старую надо утилизировать (это стоит денег), а тут есть возможность продать ее за пределы островов!

— Я много общался с бизнесменами из Японии и Кореи, и они считают, что новые автомобили ввозить сюда неинтересно, — делится своими соображениями Сергей Дарькин. — Так же как и что-то здесь собирать. Куда выгоднее завозить подержанные автомобили, тем более, что уже сложились отлаженные схемы. По сути, мы остаемся крупнейшими потребителями вторсырья.

Это во-первых.

Во-вторых, кто будет на Дальнем Востоке покупать новые (читай: дорогие) автомобили? Местный потребитель в массе своей ищет транспортное средство за 3–5 тыс. у. е., а новых иномарок за такие деньги не бывает по определению. Кроме того, население Приморского края — всего-то 2 млн. чел. (а округа — около 7 млн.). Строить сборочный завод только для них? Невыгодно. Рассчитывать и на другие регионы России? Нерентабельно — перевозка встанет в копеечку...

Словом, трудно быть самой большой в мире страной — то, что в Москве здорово, неизвестно как аукнется на Сахалине.

БЕЗ РЕЦЕПТА

Вот мы все говорим — «правый» руль... Что мы за него уцепились! По последним данным, повышенной аварийности с участием таких автомобилей нет как таковой, а в смысле экологии они на порядок выше наших... В разных странах на их регистрацию и эксплуатацию смотрят по-разному. В той же Японии на каком «руле» хочешь, на таком и разъезжай. Главная проблема отнюдь не в том, с какой стороны сидит водитель, а в подержанных «японках» как явлении: рядом с бедным регионом небогатой страны расцвела самая передовая в мире автоиндустрия — без коллизий здесь не обойтись.

Сколько потребуется лет России, чтобы догнать по уровню ВВП Японию? По одним расчетам — 20 лет, по другим — 50, а некоторые уверены, что отстали навсегда. Пытаться догнать, конечно, в любом случае надо, только не забывать при этом, что страна у нас большая и многообразная. А та же самая Концепция развития автопрома явно писана теми, кто считает, что Россия заканчивается Уралом — про специфику Дальнего Востока и перспективы региона там ни слова... Между прочим, от Владивостока до Тольятти — 8 тыс. км, а до предместий Токио, где собирают «тойоты», — 500. Есть о чем подумать.

Пока что самым реалистичным из фантастических проектов решения проблемы специалисты считают перенос части производства отечественных автозаводов на Дальний Восток. Якобы и АвтоВАЗ, и ГАЗ такие проекты рассматривают. Поживем-увидим. Только хорошо бы до этого подтянуть качество наших новых автомобилей хотя бы до уровня японских «семилеток».

Пока же ни о каком запрете «правого» руля речи быть не может (причины — см. выше), так же как и об ограничениях по месту регистрации: то есть во Владивостоке на учет ставить можно, а в Рязани — нет. Любой мало-мальски грамотный юрист в суде от такого документа камня на камне не оставит. Так же как и о введении запретительных пошлин на подержанные иномарки вообще. Пока не будут решены связанные с этим проблемы на Дальнем Востоке, никакой альтернативы «правому» рулю нет...

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии