От веймара к сталинграду

ОТ ВЕЙМАРА К СТАЛИНГРАДУ

]

КОМПРЕССОРНЫЕ «МЕРСЕДЕСЫ» — УЧАСТНИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И СПОРТИВНЫХ БАТАЛИЙ ОСТАВИЛИ СЛЕД И В ЛИТЕРАТУРЕ

Дорога в швейцарских Альпах была хорошо знакома. Мощный мотор послушно и легко нес элегантную «Лянчу». Вдруг после очередного поворота впереди показался знакомый силуэт. Так и есть: компрессорный «Мерседес», да еще с номерами рейха. Ремарк прибавил газ и стал догонять блестящую черную машину. Водитель «Мерседеса» не желал уступать, но все-таки перед крутым поворотом, едва не задев правым передним крылом соперника, «Лянча» вырвалась вперед. Обгон был сделан мастерски, как когда-то учил его, начинающего водителя Эриха Ремарка, известный гонщик Рудольф Караччиола.

Вероятно, примерно так проходила эта гонка в Альпах. По крайней мере, много позже знаменитый романист рассказывал, что не давал спуску ни одному компрессорному «Мерседесу». Эти машины в 20-х были для него символом свободы, а в 30-х ассоциировались со свастикой...

Автомобили, оснащенные мощными двигателями с механическими нагнетателями — компрессорами, стали гордостью разоренной Первой мировой и униженной Версальским договором Германии. Первые образцы машин появились в 1918–1919 гг., когда страна мучительно превращалась из империи в Веймарскую республику.

Серийные «мерседесы» моделей 6/25/40PS и 10/40/65PS, сконструированные Паулем Даймлером — сыном того самого Даймлера, представили в 1921-м. Первая цифра длинного индекса — налоговая мощность, вторая — максимальная без компрессора, третья — мощность с нагнетателем.

Мощные, быстрые, тщательно отделанные и, конечно, дорогие авто были доступны немногим — экономическое положение Германии было очень тяжелым. Тем не менее, когда шеф-конструктором фирмы стал Фердинанд Порше, свет увидел скоростной и дорогой «Мерседес-600» со 140-сильным шестицилиндровым мотором, а следом появились еще более быстрые модели.

В 1921-м, когда компрессорные «мерседесы» только начали заявлять о себе, никому не известный Эрих Мария Ремарк устроился в журнал «Эхо „Континенталь“, издававшийся известной шинной компанией. К тому времени он уже успел поработать бухгалтером, торговым агентом и даже органистом. Ремарк писал для шинников рекламные тексты и рисовал. Ему принадлежит авторство „мальчишек „Конти“ — комиксы с приключениями симпатичных пацанов посвящались, конечно, высокому качеству немецких шин.

Здесь, в «Континентале», Ремарк познакомился с гонщиками, среди которых была и восходящая звезда тех лет — Рудольф Караччиола. Ремарк полюбил автомобили, скорость, стал хорошо управлять машиной, а позже... увековечил компрессорный «Мерседес» в своем знаменитом романе «Три товарища». В нем писатель упоминал то одну, то другую марку — «Кадиллак», «Бюик», «Лянчу», и лишь Карл — автомобиль главных героев, казалось, ее не имел. Кстати, начиная с ранней своей книги «Станция на горизонте» и кончая послевоенной «Жизнь взаймы», Ремарк не называл марки машин своих героев, в лучшем случае «кодировал» их собственными именами.

Под «облезлым, неопределенного цвета» кузовом Карла из «Трех товарищей» скрывались вполне узнаваемые черты: «узкое лобовое стекло», «поджарая, как у гончей, осанка» и, главное, характерный свист компрессора. Все это говорило о том, что Карл — близкий родственник «Мерседеса». Именно этот автомобиль мог развить 189,2 км/ч — скорость, достигнутую героем романа Отто Кестером на овальной трассе (очевидно, берлинской АФУС, открытой 11 июля 1926-го гонкой Гран-при Германии). Здесь победил, кстати, Рудольф Караччиола на «Мерседесе».

Фирменная команда, выступавшая c 1927 года на машинах серии S, выигрывала одну гонку за другой. В том же году пилоты трехлучевых звезд заняли в Берлине весь подиум. Лучшим вновь был Караччиола, победивший и на новой трассе «Нюрбургринг». В 1929-м он занял третье место в Монако, а в августе на «Мерседесе-Бенц SS» с 250-сильным мотором завоевал почетный «Интернэшнл Турист Трофи».

Караччиола и Себастьян стали первыми иностранцами, победившими в престижной итальянской гонке «Милле-Милья». Их «Мерседес-Бенц SSKL» (К — короткий, L — легкий — версия для гонок) с 7,1-литровым двигателем мощностью 300 л. с. прошел длинную дистанцию со средней скоростью 101,1 км/ч.

Помимо гонщиков, на компрессорных «мерседесах» ездили банкиры и богатые промышленники, звезды кино и эстрады и, конечно, именитые политики. «Мерседес» избрали для себя президент Веймарской республики, маршал Гинденбург и лидер набиравшей силу нацистской партии Гитлер. Еще до прихода к власти он облюбовал машины с трехлучевой звездой.

Под маркой «Мерседес-Бенц» выпускали все более совершенные модели, а у Ремарка первую автомобильную влюбленность сменило более крепкое чувство. В 1929-м богатый книгоиздатель Ульштайн, выпустивший «На Западном фронте без перемен» и открывший миру знаменитого затем романиста, подарил Ремарку «Лянчу-Диламбда». Элегантный автомобиль с мощным восьмицилиндровым мотором очень понравился писателю. В 1931-м он купил еще одну «Диламбду», на которой спешно уехал в Швейцарию, когда неотвратимо надвинулась угроза фашизма.

Теперь, завидев на шоссе символ совершенства немецкой техники, Ремарк старался обогнать его на «серой пуме» (так он называл свой кабриолет «Лянча»). Кстати, в предвоенные годы Рудольф Караччиола, ездивший вне гоночных трасс на роскошном купе «Мерседес-Бенц 500К», тоже жил в Швейцарии, подальше от вождей рейха. Правда, на подиум гонщик выходил под нацистский гимн и флаг со свастикой.

В 1938-м Ремарк закончил роман «Три товарища». В том же году было начато производство обновленного флагмана — «Мерседес-Бенц 770К». Его конструктивный аналог — модель 540К появилась двумя годами раньше. Эти автомобили стали главными официальными машинами в гитлеровской Германии. Руководители компании часто надевали партийную форму, а для презентации новинок высокопоставленным заказчикам вызывали фирменных гонщиков. Манфред фон Браухич — один из ведущих пилотов команды — вспоминал, что фюрера абсолютно не интересовали характеристики автомобиля, он лишь спрашивал: за что держаться, когда надо будет ехать стоя.

«Мерседесы» с компрессорами обходились немногочисленным покупателям в баснословные суммы. Модель 540, в зависимости от типа кузова, стоила 22- 28 тысяч рейхсмарок — в десять раз дороже массового «DKB-Мейстеркласс» и в пять раз — среднего БМВ-326. Даже за лимузин «Хорьх-951» просили лишь 17 850 марок.

На базе 770 — в Германии его называли «U..berauto» (сверхавтомобиль) — выпустили несколько десятков бронированных, защищенных стальными листами толщиной 9–18 мм машин, так называемых «фюрервагенов». Двигатель мощностью под 400 л. с. оснастили двумя нагнетателями. С началом войны, когда производство легковых автомобилей сократилось, «540-е» и «770-е» все же собирали, в основном для гаража рейхсканцелярии. Последние 19 «мерседесов-770» построили в 1943-м, в год Сталинградской битвы...

Через два года победители отправляли трофейные «мерседесы» в США и СССР (говорят, на «770-м» по послевоенной Москве ездил и Василий Сталин). Позднее такие автомобили стали оседать в гаражах богатых коллекционеров. Теперь редкий владелец рискнет пришпорить раритет и, вдавив педаль в пол, услышать воспетый Ремарком свист компрессора. Нынче главное достоинство этих машин не скорость. Они — память об овациях восторженных болельщиков на гоночных трассах, реве толпы на партийных съездах в Нюрнберге и разрывах снарядов у порога имперской канцелярии...

«Мерседес-Бенц S» 1928 года киноактрисы Герты фон Вальтер. Примерно такой автомобиль стал прототипом Карла из романа «Три товарища».

Звезду Голливуда тринадцатилетнего Джеки Кугана в 1927-м возили по Берлину на «Мерседесе-Бенц 600К».

Золотой дуэт — 300-сильный «Мерседес-Бенц SSKL» и его пилот Рудольф Караччиола.

Кабриолет «Мерседес-Бенц 500К» с 5-литровым 160-сильным мотором. В 1934–1936 гг. построили 354 «пятисотых».

Модель 540К с 1938 года оснащали 230-сильным мотором.

«Мерседес-Бенц 770К» — главный автомобиль третьего рейха.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии