Не изобретать велосипед

НЕ ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД

]

РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ УДОБНЫМ И БЕЗОПАСНЫМ

Представлюсь: я — член уфимского городского клуба инвалидов-автолюбителей «Опора». На собраниях мы часто обсуждаем достоинства и недостатки разных конструкций ручного управления, и здесь я выражаю не только свое, но и наше коллективное мнение. Все мы не один год за рулем таких машин и составили о них представление на основе личного опыта, чего не скажешь о разработчиках иных автозаводов. За исключением, пожалуй, ЗАЗа — его конструкции отличались простотой и удобством, к тому же проверены временем.

К подобным же устройствам АЗЛК, СеАЗа и КамАЗа хочется высказать пусть и запоздавшие, но серьезные претензии. Вот " Moskvich 2140" (АЗЛК) с ручным управлением, выпускавшийся серийно и до сих пор встречающийся на дорогах. Конструкторы пошли здесь самым простым путем: если педаль сцепления находится слева, то и рычаг сцепления нужно устанавливать слева от руля. Аналогично поступили с рычагом тормоза, расположив его справа от водителя. Педаль же акселератора заменяет маленький рычажок с площадочкой для двух пальцев, прикрепленный к рулевой колонке: в него еще нужно "прицелиться" и попасть пальцами правой руки. Чем же, интересно, по мысли авторов данных устройств, должен вращать руль безногий инвалид, каким таким членом тела, если обе руки его почти постоянно заняты рычагами — в условиях интенсивного городского движения? А если еще нужно срочно посигналить? Носом? Немудрено, что эти автомобили оказались нежизнеспособными в плотном городском потоке — "естественный отбор" вытеснил их на сельские просторы, где еще есть время на подобные раздумья.

Намного дальше по пути прогресса пошли конструкторы СеАЗа, разместив «уши» акселератора на рулевом колесе, по примеру «Запорожца», и применив электровакуумный «полуавтомат» выключения сцепления на «Оке-МБ». (Хотя рычаг принудительного выключения сцепления они все же разместили слева от руля, что прогрессом никак не назовешь.)

Вот если бы этот рычаг установить справа, а капризные контакты управления «полуавтоматом» сцепления заменить кнопкой прямо на рычаге переключения передач да продублировать ее на рычаге тормоза, с тем чтобы водитель сам мог выключать сцепление нажатием пальца, не отрывая руки от рычага, — такое решение, на мой взгляд, было бы наилучшим применительно к механическим коробкам передач.

Особый разговор об изощренном, по-другому не скажешь, решении конструкторов Камского автозавода. Ведь они соединили, казалось бы, несовместимое — функции всех трех педалей на одном(!) рычаге. Получился этакий гибрид половинки мотоциклетного руля и многофункциональной ручки управления самолетом. Должно быть, победы КамАЗа на ралли «Париж-Дакар» вдохновили «новаторов» и они решили воспитать из инвалидов если не пилотов формулы 1, то пилотов легкого самолета, это уж точно. В последнее время завод все же убрал с этого рычага функцию акселератора и перенес ее на этакую полукруглую рамку: она крепится сверху на рулевой колонке и качается в вертикальной плоскости. При езде приходится все время перебирать эту рамку пальцами, имитируя приемы игры на баяне. Интересно, какие еще сюрпризы готовит инвалидам КамАЗ?

Вообще непонятно стремление каждого завода изобрести «свой велосипед». Зачем, если простые и удобные решения уже давно выработаны и применены — взять хотя бы «запорожцы»?

Непонятна и методика испытаний опытных образцов автомобилей с ручным управлением. На ровной заводской площадке что ли их испытывают? Это должно проходить в реальных условиях интенсивного городского движения с полной имитацией отсутствия ног у испытателя. Для этого достаточно отрезать «болгаркой» педали у испытуемого образца. Кстати, именно это рекомендовал сделать ЗАЗ, если педали мешают удобному размещению неподвижных ног инвалида. Только так можно выявить все плюсы и минусы новых конструкций.

Из всего сказанного вытекают требования, которым должны удовлетворять различные образцы ручного управления. Они основаны на мнении большинства инвалидов, пользующихся только здоровыми руками, полностью исключая функции ног.

Акселератор — на руле, вращается вместе с ним и предоставляет одинаковую возможность пользования левой и правой рукой.

Рычаг сцепления — справа от руля, обязательно фиксируется в нижнем положении (сцепление выключено).

Автомобиль с механической коробкой передач оборудован электровакуумным или иным сервоприводом сцепления с управлением от выключателя на рычаге КП и его дублером на рычаге тормоза. При этом предусмотрена разная продолжительность включения сцепления в зависимости от режима движения (троганье с места, троганье в гору, движение в тяжелых условиях и т. д.).

Рычаг тормоза установлен с правой стороны, чтобы по возможности быстро и удобно нажимать на него рукой.

Для всех рычагов предусмотрен достаточный диапазон регулировок.

Все основные включатели приборов освещения, сигналов поворота и стеклоочистителя с омывателями стекол расположены на подрулевых переключателях, чтобы пользоваться ими, не отрывая рук от руля.

Предусмотрено место для перевозки и крепления в сложенном виде инвалидной коляски (резиновые жгуты, крючки и т. п.).

Мои предложения и замечания я адресую тем, кто по долгу и совести обязан думать об инвалидах, улучшении условий их жизни.

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЧУЛКИН, УФА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии