Трансмиссии Ssangyong Actyon, Nissan Juke, Subaru Forester, Skoda Yeti: программы передач

Сегодня покупателю полноприводных автомобилей доступны трансмиссии четырех основных типов. Мы оценили их преимущества и недостатки.

Ssangyong Actyon, Nissan Juke, Subaru Forester, Skoda Yeti

Ssangyong Actyon, Nissan Juke, Subaru Forester, Skoda YetiSsangyong Actyon, Nissan Juke, Subaru Forester, Skoda Yeti
Ssangyong Actyon, Nissan Juke, Subaru Forester, Skoda Yeti

«СанЙонг-Актион» Дизель, 2,0 л, 175 л.с., 6-ступенчатая механика.

«Субару-Форестер» Бензин, 2,5 л, 172 л.с., 4-ступенчатый автомат.

«Шкода-Йети» Бензин, 1,8 л, 152 л.с., роботизированная DSG, 6-ступенчатая.

«Ниссан-Джук» Бензин, 1,6 л, 190 л.с., вариатор CVT с шестью фиксированными передачами.

Еще неизвестно, какое из приключений в этом тесте окажется интереснее. Что перевесит в итоговых оценках — проходимость или управляемость? Какая из трансмиссий удобнее и надежнее в повседневной жизни? Скажем, мне всегда хотелось попробовать, как поведет себя кроссовер с передовой DSG в нестандартной ситуации: за пределами дорог, на снежном покрове толщиной сантиметров в двадцать. И какие аргументы противопоставят друг другу машины с автоматом, вариатором и простой, надежной механикой?

А поскольку случились морозы, грех заодно не оценить климатики.

НА ЦЕЛИНУ!

«Ниссан-Джук» никто из испытателей всерьез не воспринимал. Непонятная трансмиссия — без заднего дифференциала, с какими-то «бортовыми электронными муфтами» — и неубедительный дорожный просвет в 145 мм в задней части. Некоторые эксперты советовали сразу ехать в пробег: мол, с полигона после теста на проходимость «Джук», скорее всего, выедет на буксире.

Но как поменялись интонации, когда автомобиль, подключив все резервы (положение 4WD), с отключенными электронными системами (в том числе системой стабилизации) бесстрашно устремился в бой. На первой передаче (в ручном режиме вариатор позволяет выставлять виртуальные ступени) при 4000 об/мин на тахометре «Джук», словно глиссер, бороздит 20-сантиметровый снег.

На «Джуке» схема похожа на ту, что у «Актиона». Отличия — в надписях и возможности использовать лишь передний привод.

На «Джуке» схема похожа на ту, что у «Актиона». Отличия — в надписях и возможности использовать лишь передний привод.На «Джуке» схема похожа на ту, что у «Актиона». Отличия — в надписях и возможности использовать лишь передний привод.
На «Джуке» схема похожа на ту, что у «Актиона». Отличия — в надписях и возможности использовать лишь передний привод.

Вперед, назад, с разворотом... Чувствуем, машине очень тяжело, но — едет! Более того, позволяет надежно трогаться, правильно дозируя крутящий момент. Правда, потом, чтобы не убить вариатор, пришлось все-таки дать ему поблажку, пустив машину одной стороной по следу лидера. «Джук», вздымая буруны, уверенно идет вперед. Кстати, в колее его мотает меньше остальных, просто надо как можно ровнее держать газ.

Но, остановившись метров через восемьсот, вдруг поняли: автомобиль не едет, причем ни вперед, ни назад. На панели приборов не видно грозного предупреждения и красных ламп, однако, похоже, основательно перегретый вариатор дал сбой. Увы, на восстановление работоспособности CVT необходимо никак не менее часа. А пока на нажатие акселератора «Джук» почти не реагирует, лишь натужно вздрагивает кузовом.

К сожалению, дизель «Актиона» с его турбоямой и последующим турбовзрывом, между которыми примерно 500 об/мин, не самый подходящий партнер для механики, пусть даже 6-ступенчатой и с «силовой» первой передачей. Да и противобуксовочная система здесь слишком активна. Если ее вовремя не отключить, в снегу можно запросто сжечь сцепление, поскольку кроссовер рывком прыгает вперед и тут же останавливается. У «СанЙонга» явные проблемы при старте в глубоком снегу.

Тем не менее после обретения водителем необходимых навыков и мобилизации всех возможностей трансмиссии (режим 4WD Lock) «Актион» превращается в неплохой вседорожник. Главное — целеустремленно держать обороты, тогда и целина нипочем. Правда, очень недолго! Быстро перегревшаяся электронная муфта, отвечающая за подключение задней оси, через несколько сотен метров сдается (снова без предупреждения на панели приборов). Автомобиль становится практически переднеприводным, словно упирается в невидимую стену — и останавливается.

Вседорожное вооружение «Актиона» включается тумблером 4×4 Lock. Ныряя в снег, противобуксовочную систему лучше заранее отключить.

Вседорожное вооружение «Актиона» включается тумблером 4×4 Lock. Ныряя в снег, противобуксовочную систему лучше заранее отключить.Вседорожное вооружение «Актиона» включается тумблером 4×4 Lock. Ныряя в снег, противобуксовочную систему лучше заранее отключить.
Вседорожное вооружение «Актиона» включается тумблером 4×4 Lock. Ныряя в снег, противобуксовочную систему лучше заранее отключить.

В этой ситуации главное преимущество «Актиона» перед «Джуком» лишь в том, что его трансмиссия восстанавливает работоспособность гораздо быстрее. Ну и про возможность раскачки автомобиля тоже не стоит забывать.

«Он может, он едет, пара минут — и будем на месте!» — звучит из рации. Но вижу лишь фонтаны снега из-под всех четырех колес «Шкоды-Йети», потом следует работа лопатой. Наукоемкий продукт — коробка DSG периодически заставляет потрудиться. Основная сложность — в старте: он, особенно под нагрузкой, как правило, сопровождается рывком. Иногда кроссовер, будто получив пинок, героически устремляется вперед. Но нередко, не найдя нужного контакта с поверхностью, сразу повисает на сугробе.

Поэтому, если тронулся, лучше не останавливаться. Тогда «Шкода» порадует выносливостью и отменной проходимостью. Да и мотор проявил себя молодцом, не намекнув на перегрев и показав хорошее взаимопонимание с коробкой. Конечно, DSG иногда своевольничала, даже в ручном режиме в самый неподходящий момент переключая передачи. Есть у нее эдакий интеллектуальный грешок. Зато при перегреве (грозная надпись на панели!) трансмиссия очень быстро восстанавливалась.

Помимо противобуксовочной системы, в «Йети» есть режим Off road. Он позволяет немного изменить чувствительность педали газа и «расслабить» работу стабилизации.

Помимо противобуксовочной системы, в «Йети» есть режим Off road. Он позволяет немного изменить чувствительность педали газа и «расслабить» работу стабилизации.Помимо противобуксовочной системы, в «Йети» есть режим Off road. Он позволяет немного изменить чувствительность педали газа и «расслабить» работу стабилизации.
Помимо противобуксовочной системы, в «Йети» есть режим Off road. Он позволяет немного изменить чувствительность педали газа и «расслабить» работу стабилизации.

Надо было все это попробовать, пропустить через себя, чтобы в «Субару-Форестер» с традиционным автоматом очень быстро понять: на этом автомобиле по этой целине можно просто ездить. Конечно, не как по асфальту, но задача ненамного труднее. Позволительно забыть перейти на ручной режим автомата или отключить антипробуксовку. Автомобиль с 215 мм просвета под могучей стальной защитой практически всегда способен к движению. А попадая иногда в ловушки, где и ему снега по бампер, «Форестер» лихо выбирается задним ходом. Обычный автомат здесь во благо, поскольку позволяет менять стиль и приемы управления, стартовать то резко, как на «Йети», то, наоборот, очень мягко, тонко дозируя момент начала пробуксовки колес.

Отличие нынешней автоматической трансмиссии «Субару» — в отдельной муфте, цитирую, «с электронно-гидравлическим управлением» для подключения задней оси. Похоже, после рекордных 2 км бездорожья (остальные машины столько не прошли) сдалась именно она (на панели приборов вновь никаких предупреждений). Сначала «Форестер» потерял темп, затем и вовсе остановился, словно уперся в стенку. Он и назад уже едет нехотя. Педаль газа в полу, но с включенной передачей двигатель отказывается набирать обороты.

И все же это лучший результат. А теперь надо дать отдых трансмиссиям.

Скромный тумблер, ведающий отключением антипробуксовки, — единственное необходимое вседорожное дополнение в «Субару».

Скромный тумблер, ведающий отключением антипробуксовки, — единственное необходимое вседорожное дополнение в «Субару».Скромный тумблер, ведающий отключением антипробуксовки, — единственное необходимое вседорожное дополнение в «Субару».
Скромный тумблер, ведающий отключением антипробуксовки, — единственное необходимое вседорожное дополнение в «Субару».

ВАМ ПЕРЕДАЧА!

Конечно, в повседневной городской жизни различия в поведении трансмиссий не так очевидны. И каждая из них, несомненно, имеет право на существование и симпатии покупателей. Но есть еще один аспект такого сравнения.

Например, «Йети» вызвал доверие не только правильным поведением, но и высокой экономичностью. Особенно это заметно на фоне «Джука» с CVT и «Форестера» с автоматом и боксом на крыше (11,2 и 11,8 л/100 км соответственно против 9,0 л/100 км у «Йети»). Дизель, само собой, не в счет. Но точности ради отметим: «Актион» поедал 8,5 л на сотню.

Понятное дело, в автомобиле все взаимосвязано, коробки передач стоит рассматривать, увязывая их конструкцию с трансмиссией в целом. Да и дорожный просвет во многих ситуациях играет важную роль. Нужно помнить: современный кроссовер — существо, как правило, нежное, не рассчитанное на бездорожье. И все же разница заметна.

Иногда сложно даже предположить, что безотказная механика бывает настолько зависима от вспыльчивого характера мотора и электронной муфты. Такое сочетание потребует нестандартных навыков для преодоления бездорожья.

Вариатор логичный, удобный, плавный, но способен внезапно перегреться — и тогда даже полный привод окажется бесполезным.

Вариатор логичный, удобный, плавный, но способен внезапно перегреться — и тогда даже полный привод окажется бесполезным.Вариатор логичный, удобный, плавный, но способен внезапно перегреться — и тогда даже полный привод окажется бесполезным.
Вариатор логичный, удобный, плавный, но способен внезапно перегреться — и тогда даже полный привод окажется бесполезным.

ВИВАТ, «ДЖУК»!

К коробкам передач езда на грани прямого отношения не имеет — скорее к трансмиссиям в целом и системам, отвечающим за активную безопасность. Но как устоять от соблазна, когда вокруг белое безмолвие и размеченная конусами площадка! Даже самые невозмутимые авто, не говоря уже о водителях, начинают проявлять нетерпение.

«Ниссан-Джук». Наконец-то он в своей стихии! Вот уж где «Джук» реабилитируется за намеки, касающиеся его ездовой неполноценности. Резкий старт, агрессивный, напористый разгон, чувствительное рулевое управление. Забыты сугробы, неровные дороги, потерянная еще в самом начале теста пара легкомысленных щиточков под днищем, якобы прикрывающих бензобак. Стабилизация отключена — и кроссовер превратился в заводное, азартное существо, способное умело танцевать на скользкой дороге. Постоянное, но прогнозируемое, управляемое скольжение. Чувствуешь машину до тонкости, до миллиметра. «Джук» — существо неугомонное, причем и в переднеприводном варианте.

«Субару-Форестер». Свободная практика на «Леснике» — ностальгия по былому, когда на «Форестере» можно было так же азартно, как на «Джуке», выписывать кренделя, мобилизуя все возможности настоящего полного привода. Тем не менее неотключаемая, отлично настроенная система стабилизации позволяет не только почувствовать начало скольжения, но и воспользоваться им на входе в поворот. Но когда начинается самое интересное и машина вроде бы готова показать, на что способна под умелым контролем рулем и газом, электроника говорит: «Нельзя!».

«Шкода-Йети». Безупречному поведению в обычной жизни — такую же настройку электронных систем! По льду и снегу ездить можно, иногда даже разрешается побуксовать. Но стоит хотя бы немного выскользнуть за рамки дозволенного, электронный цербер сбивает темп и настрой. Безопасно, но скучно, неинтересно и слишком правильно. Никакого азарта и удовольствия!

«Шкода-Йети»

«Шкода-Йети»«Шкода-Йети»
«Шкода-Йети»

«СанЙонг-Актион». Даже с отключенной электроникой «Актион» не может противопоставить иным участникам теста ничего интересного. На скользкой дороге он становится опасным и плохо прогнозируемым. На входе в поворот, как правило, ведешь долгую борьбу со скольжением передней оси, вслед за которым возникает резкий и глубокий занос задней — когда он уже не нужен и только осложняет жизнь. Поэтому скользить приходится очень аккуратно.

ОТОГРЕЙ-КА!

Испытать климатические установки машин реальным морозом — упустить такую возможность мы не могли. Режим Auto, задатчики температуры — на максимум, воздуховоды на передней панели направлены вверх и в сторону от градусников, расположенных в области головы водителя, в его ногах и в ногах пассажира справа. В «Йети» при автоматической настройке температура выставляется только на +22 ºC. Если крутануть в сторону более высоких температур, отключается автомат. В этот раз машины прогревали по комбинированной схеме: 20 минут стоя на месте, потом еще столько же в движении. Попробуем понять характеры современных моторов, некоторые из которых буквально отказываются прогреваться без рабочих оборотов и нагрузки. К утру на градусниках —25 ºC. Заведется ли дизельный «Актион»?

«Ниссан-Джук». Ай да малыш! Просто задушил теплом и водителя, и пассажира, прогревшись заметно быстрее остальных. Отличный результат, но с серьезной помаркой: ветровое стекло так и не оттаяло. Вывод: иногда лучше воспользоваться ручным регулированием потоков.

«Ниссан-Джук». Ай да малыш! Просто задушил теплом и водителя, и пассажира, прогревшись заметно быстрее остальных. Отличный результат, но с серьезной помаркой: ветровое стекло так и не оттаяло. Вывод: иногда лучше воспользоваться ручным регулированием потоков.

«Ниссан-Джук». Ай да малыш! Просто задушил теплом и водителя, и пассажира, прогревшись заметно быстрее остальных. Отличный результат, но с серьезной помаркой: ветровое стекло так и не оттаяло. Вывод: иногда лучше воспользоваться ручным регулированием потоков.«Ниссан-Джук». Ай да малыш! Просто задушил теплом и водителя, и пассажира, прогревшись заметно быстрее остальных. Отличный результат, но с серьезной помаркой: ветровое стекло так и не оттаяло. Вывод: иногда лучше воспользоваться ручным регулированием потоков.
«Ниссан-Джук». Ай да малыш! Просто задушил теплом и водителя, и пассажира, прогревшись заметно быстрее остальных. Отличный результат, но с серьезной помаркой: ветровое стекло так и не оттаяло. Вывод: иногда лучше воспользоваться ручным регулированием потоков.

«Субару-Форестер». Все очень стабильно и четко. Салон в целом прогревается правильнее, чем у «Джука», хотя и чуть медленнее. В помощь быстро очищающемуся ветровому стеклу — электроподогрев в зоне дворников. Претензии в основном к управлению климатической установкой: мелкие символы и тумблеры не дают быстро сориентироваться. Да и шумно: в автоматическом режиме климатик почти все время работает на максимальной скорости.

«Шкода-Йети». Здесь раздельный климатик, ветровое стекло со встроенным электроподогревом. Выходит, инженеры прекрасно осведомлены о зимних особенностях их турбодвигателей: пока не тронулся с места, мотор ни в какую не желает греться, а значит, и обогревать салон. Это очень хорошо видно на графиках.

«СанЙонг-Актион». Завелся, и довольно уверенно! Более того, этот дизель без всяких вспомогательных систем при —25 ºC за бортом способен отогреть салон. Да, медленнее, чем «Джук» и «Форестер», но достаточно стабильно.

ПО АСФАЛЬТУ И ПО ЛЬДУ

«Вам следовало позвонить заранее (интересно, по какому телефону? — С.В.), а лучше всего получить соответствующую бумагу в ФСБ». Никакие уговоры пустить нас в местный музей или хотя бы в столовую пообедать не помогли. Довольствовались интернет-историями про пленных немцев — инженеров и конструкторов, занимавшихся разработками ракет типа ФАУ здесь, в Городомле, сразу после войны. Отправившись в пробег, решили совместить приятное с полезным. Но смогли насладиться лишь зимней природой да широченным (метров пятнадцать-двадцать) трехкилометровым «шоссе», проложенным из Осташкова, а точнее, от полуострова Кличен прямо по льду Селигера. Интересно, что все кораблики в бухте названы на Б: «Борец», «Буря», «Буран»… Случайно?

Это не вездеход на воздушной подушке, а отслуживший свой век селигерский «трамвай». На верхней палубе слева направо: Константин Якубов (фотограф в кадре!), Денис Панов, Сергей Воскресенский и Александр Крапивин. Кнопку затвора нажал Михаил Кулешов.

Это не вездеход на воздушной подушке, а отслуживший свой век селигерский «трамвай». На верхней палубе слева направо: Константин Якубов (фотограф в кадре!), Денис Панов, Сергей Воскресенский и Александр Крапивин. Кнопку затвора нажал Михаил Кулешов.Это не вездеход на воздушной подушке, а отслуживший свой век селигерский «трамвай». На верхней палубе слева направо: Константин Якубов (фотограф в кадре!), Денис Панов, Сергей Воскресенский и Александр Крапивин. Кнопку затвора нажал Михаил Кулешов.
Это не вездеход на воздушной подушке, а отслуживший свой век селигерский «трамвай». На верхней палубе слева направо: Константин Якубов (фотограф в кадре!), Денис Панов, Сергей Воскресенский и Александр Крапивин. Кнопку затвора нажал Михаил Кулешов.

Кроссоверы после снежного плена отряхнулись, вкусили хороших дорог. А наши симпатии сместились в сторону удобства, комфорта и сбалансированности ездовых возможностей. «Шкода-Йети» — недешевый, не без недостатков, но поистине удобный и практичный автомобиль. Мотор и коробка передач отлично понимают друг друга.

Убедившись во вседорожных возможностях «Форестера», оценили автомат на шоссе. Он рассчитан скорее на взвешенную, спокойную езду. Тем более что и песня оппозитного мотора звучит нынче без былого культового величия.

Остались «Джук» и «Актион». На загородных трассах последний интереснее. Здесь становишься поклонником его удобного дизеля, на высших передачах усмиряющего свой турбонрав, но не теряющего прыти.

«Джук» — городская штучка. Все эксперты в один голос заявили, что даже в спортивном режиме мотор на обещанные 192 «лошади» как-то не едет. Я, вдоволь поэкспериментировав, остаюсь приверженцем промежуточного, моментного стиля, а не езды «педаль в пол». Именно под такую манеру вариатор подстраивается наиболее охотно.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии