Камаз, мотор — дубль два

КАМАЗ, МОТОР — ДУБЛЬ ДВА

]

СОБЫТИЕ

КАМАЗ, МОТОР — ДУБЛЬ ДВА

24 декабря 1996 года войдет в историю КамАЗа — в этот день пущен главный конвейер завода двигателей. Было торжественное собрание, было вполне правомерное ощущение выполненной большой работы. И был привкус горечи, ибо пуск этот стал повторным: в апреле 1993-го завод двигателей был уничтожен пожаром.

К сожалению, трудности КамАЗа начались не с пожаром и не закончились с пуском восстановленного и обновленного конвейера. Но пожар трудности эти усугубил. В результате пришлось не только практически строить заново завод, но и буквально на ходу изменять едва ли не саму идеологию производства. До проектного пика в 250 тысяч двигателей в год — такого уровня требовала государственная программа дизелизации автотранспорта, родившаяся в 70-х, — КамАЗ не дошел. Максимум, пришедшийся на середину 80-х, достигал 180 тысяч. В последний предпожарный год собрали 145 349 моторов. Тогда это уже был спад. А в 1995-м выпуск 28 037 двигателей считался ростом. И дело тут вовсе не в пожаре.

В том же 1995 году, хотя выпуск грузовиков не достиг и четверти от «советского» уровня, КамАЗ увеличил свою долю на рынке тяжелых грузовиков СНГ с 25 до 36 процентов. Свою роль в этом сыграло значительное сокращение производства на ЗИЛе. Но главное, безусловно, в том, что грузовик по сути своей — товар инвестиционный. Спрос на него растет, когда увеличивается потребность в перевозках — при оживлении строительства, производства. Как говорят американцы, в период экономического бума. Если же объем продаж едва достигает 23 тысяч в год, то просто содержать производственные цеха под 150-тысячную программу становится накладным.

Сокращение производства вылилось в естественное сокращение персонала, консервацию мощностей. Но КамАЗ не был бы КамАЗом, если бы безвольно поддался обстоятельствам. В поисках путей выживания здесь провели большую структурную перестройку, сделав управление компанией более динамичным, соответствующим требованиям современного бизнеса.

Был определен порог безубыточности — он составил 25 тысяч грузовиков в год. В мае 1996 года на собрании акционеров КамАЗа президент АО Николай Бех заявил, что у компании есть гарантированный пакет заказов на 40–45 тысяч автомобилей в текущем году. Увы, в наше время гарантии слишком часто оказываются лишь словами. В истекшем году заветный порог переступить так и не удалось — собрано 24 107 большегрузов.

Но в 1993-м такого падения никто не прогнозировал. Более того, срочно приступили к развертыванию производства необходимого количества двигателей на других заводах объединения. Во временные технологические цепочки были задействованы все подходящие мощности. Основным звеном стала частично автоматизированная линия завода по ремонту двигателей (ЗРД). На этот конвейер работали уцелевшие линии ЗД и завод запасных частей.

Явно завышенное громадье социалистических планов уже перестало быть ориентиром, поэтому на первый план в реконструкции вышло не количество, а возможность оперативно реагировать на потребности рынка. Установленное при рождении КамАЗа оборудование было технологически жестким. Со временем стало ясно, что у потребителей разные пожелания. То есть мотор-то вроде был нужен один, но автобусный отличается от судового, а стационарная добывающая установка нуждается в иной «навеске», нежели двигатель магистрального грузовика. И никому не хочется получать за свои деньги полуфабрикат, требующий доработки. Не случайно во всем мире такое распространение получили гибкие технологии. В этих условиях негибкие, пусть и производительные мастодонты обречены на вымирание.

В первую очередь гибкой решено было сделать линию обработки блока цилиндров. В качестве поставщика выбор пал на немецкую фирму «Хекерт». Для немцев это заказ перспективный — прежде они выпускали лишь гибкие обрабатывающие центры, а тут — сразу линия. Вслед за КамАЗом подобные комплексы намерены заказать БМВ, другие европейские автомобильные концерны.

От появления в Набережных Челнах первых контейнеров с оборудованием до пуска прошло меньше года: фирмачи, как и собирались, закончили к Рождеству. Именно на этой линии будут изготовлять двигатель, соответствующий требованиям «Евро-1», о котором мы расскажем в одном из ближайших номеров.

Начавшаяся год назад структурная перестройка компании объединила ЗД, ЗРД и завод запчастей в отделение двигателей. Пошел процесс воссоединения производства. К концу 1996 года удалось существенно сократить издержки — отделение «КамАЗ-Дизель» стало первым в структуре КамАЗа, вышедшим на заветный порог безубыточности. Это достигнуто благодаря 40-процентной экономии энергии и почти двукратному повышению производительности труда. При этом численность персонала сократилась с 13 до 8,6 тысячи человек.

В ходе преобразований было решено разделить посты президента и генерального директора большого АО 

«КамАЗ». На собрании акционеров, состоявшемся 31 января, президентом переизбран Николай Бех, а генеральным директором выбран Иван Костин, бывший до этого первым вице-президентом — исполнительным директором АО.

... У первого двигателя путь оказался коротким — после конвейера, проехав несколько метров на погрузчике, он занял место на импровизированной площадке рядом с самым первым камазовским движком и образцами перспективной продукции.

На митинг собралось много народу. Да и не могло быть иначе: большие надежды связаны с этим событием. Новая линия существенно расширяет возможности двигателистов, производство вернулось в «родные пенаты», оказавшись вновь собранным под одной крышей после страшного пожара, новое структурное подразделение «КамАЗ-Дизель» получило большую самостоятельность. Выступая на митинге, почетный камазовец, почетный член совета директоров акционерного общества «КамАЗ», бывший первый секретарь Татарского обкома КПСС Фикрят Табеев сказал: «Я участвовал в 1969 году в закладке первого камня в чистом поле. На нем написано: „Здесь будет построен Камский автомобильный батыр“. Нынешнее поколение камазовцев повторило подвиг первопроходцев, возродив завод из пепла. Так же восстановим и огромный потенциал всей страны!»

...В 1996 году на КамАЗе собрали 25 102 двигателя.

Алексей СОЛОПОВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии