Крепка ли новая "волга"

КРЕПКА ЛИ НОВАЯ «ВОЛГА»

]

ТЕХНИКА

КРЕПКА ЛИ НОВАЯ «ВОЛГА»

Какое из испытаний автомобиля самое ответственное и вместе с тем самое короткое? Правильно, тест на пассивную безопасность. Проще говоря — запланированная авария. Если не принимать во внимание подготовительные операции, то длится она всего несколько секунд. Например, при моделировании лобового удара машину разгоняют и с хода бьют о неподвижное препятствие. Бац! Все, испытание как таковое закончено. Теперь специалисты займутся изучением полученной груды металлолома. Прежде всего их интересует, каковы шансы людей остаться целыми и невредимыми в подобной переделке.

Надо сказать, на пути каждой модели к серийному производству эта неприятная процедура неизбежна. Опытные образцы непременно пробуют на прочность. Сокрушить автомобиль по определенной методике — часть программы сертификационных испытаний. И будь конструкция машины самой передовой, дизайн эффектным, а салон удобным — без документа, подтверждающего соответствие нормам безопасности, к потребителю она не попадет. Понадобился он и новой «Волге». Очевидцами лобового удара GAZ 3110 довелось стать корреспондентам журнала «За рулем».

Сертификационные испытания проходили в лаборатории ОИБА (отдел исследования безопасности автомобилей) Дмитровского автополигона в присутствии инженеров АО «ГАЗ». Приговоренная к разбитию «Волга» с 16-клапанным двигателем ЗМЗ-406 была полностью укомплектована, включая декоративные колпаки колес и запаску. К чести заводчан, даже в этой, казалось, не требующей внешнего лоска ситуации они показали товар лицом. Тщательно пригнанные панели, окраска лазурным «металликом», фирменные эмблемы — экземпляр, скорее, достойный стенда в автомобильном салоне, а не разбития о бетонный куб. 

Непосредственно перед фронтальным столкновением специалисты-"ударники" провели подготовительные операции. Оснастили GAZ 3110 измерительной аппаратурой и нанесли на боковые панели кузова шашечки — разметку: по ней оценивают деформацию деталей. Потом "Волгу" выкатили на улицу и прицепили к тросу буксирного устройства, которое должно разогнать ее до положенной скорости, через открытые ворота втащить в помещение и шмякнуть о неподвижное препятствие. О том, как прошел эксперимент, читатели могут судить по фотографиям. Отметим лишь, что в жизни все происходит слишком быстро и как-то чересчур буднично. Нет звука фанфар и напряженной барабанной дроби. Глазом моргнуть не успеешь, а красавица "Волга" уже превратилась в калеку.

Но отбросим лирику, автомобиль пострадал не на потеху публике. Основных усилий требует анализ полученных результатов. Представители ГАЗа остались довольны первым этапом эксперимента. Второй — удар сзади — состоится позже. «Волга» с запасом уложилась в установленные нормативы, и, судя по всему, проблем с ее сертификацией не будет. Ну а теперь — о конкретных показателях.

Столкновение с бетонным кубом произошло на скорости 50,6 км/ч. Максимальное («пиковое») перемещение руля в вертикальной плоскости достигло 120 мм, а остаточная деформация составила всего 90 мм. В горизонтальной плоскости аналогичные показатели — 113 и 52 миллиметра соответственно. По ныне действующим нормам смещение руля не должно быть больше 127 мм (так называемое Правило 12).

Внимательный осмотр показал, что топливные магистрали и другие элементы системы питания целы, то есть при реальной аварии утечек бензина не произошло бы; а в электропроводке нет замыканий. Следовательно, соблюдены требования к пожарной безопасности автомобиля (Правило 34).

В салоне тоже все в порядке — жизненное пространство сохранилось (Правило 32). Ветровое стекло не разбито и осталось в рамке. Крыша идеально ровная — складки отсутствуют. Силовой агрегат внутрь не въехал. Сиденья не стронулись с места (Правило 17). Замки всех дверей легко открываются. Панель приборов, центральная консоль не деформированы. Материалы обивок передней части салона опасных сколов не имеют. Запасное колесо с креплений не сорвалось.

Вообще-то у «Волги» всегда была репутация прочной машины. Однако прочность в житейском понимании и способность противостоять удару так, чтобы прежде всего сберечь жизни пассажиров, суть вещи разные. Так вот: специалисты сообщили нам, что по ряду параметров пассивной безопасности новая модель ГАЗа существенно превосходит предыдущие благодоря усовершенствованиям, о которых рассказано в №2 с.г. Что же, можно порадовать будущих владельцев GAZ 3110 — в случае чего «Волга» не только спасет жизнь своим пассажирам, но и, скорее всего, избавит их от тяжелых травм. Если, конечно, люди будут пристегнуты ремнями безопасности.

Однако за благополучным исходом испытаний нельзя не видеть проблему: зарубежные нормы безопасности ныне во многом жестче российских. Там давно уже терзают автомобили по расширенной программе: например, имитируют удар в борт, кософронтальный удар, опрокидывание. Наш автомобиль все современные требования вряд ли выполнит. И если российские заводы хотят создавать конкурентоспособную, а главное — по-настоящему безопасную технику, медлить нельзя. Усилительные брусья в дверях, надувные подушки, другие элементы пассивной безопасности пора испытывать и внедрять в массовое производство уже сегодня, как можно скорее.

Отдел испытаний

Фото Владимира Князева

Предварительное «прицеливание» — автомобиль должен протаранить бетонный куб строго под прямым углом.

Кинограмма столкновения — все случилось за доли секунды.

Идет подготовка к эксперименту. На кузов нанесены метки, установлено измерительное оборудование, включены софиты.

А это то, что принято называть последствиями аварии — покалеченная «Волга» после удара.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии