И  то, и  другое, и можно без хлеба

И ТО, И ДРУГОЕ, И МОЖНО БЕЗ ХЛЕБА

]

ТЕХНИКА

И ТО, И ДРУГОЕ, И МОЖНО БЕЗ ХЛЕБА

Газ как топливо привлекает автомобилистов, и не только в нашей стране. Не случайно такая именитая фирма, как БМВ, приступила к выпуску автомобилей, работающих на природном сжатом газе (ЗР, 1996, № 8). Делает такие машины и «Мерседес-Бенц». Немцы, конечно же, рассчитывают на спрос — пусть небольшой, но устойчивый. И в других странах Европы интересуются газовыми машинами, например во Франции. Там для работы на сжиженном нефтяном газе приспособили нашу «Ниву». И хотя на российский рынок этот автомобиль пока может попасть только как реэкспортный, рассказ нашего корреспондента Сергея МИШИНА о своем кратком знакомстве со «всеядным» VAZ 21214 будет интересен многим автомобилистам.

Напомню: VAZ 21214 — это «Нива» с системой центрального впрыска топлива, каталитическим нейтрализатором, то есть автомобиль, удовлетворяющий на сегодня требованиям экологии. И вот на него ставят еще и газовую аппаратуру — казалось бы, зачем она во Франции? Затем, что это выгодно — и государству, радеющему за чистый воздух (газ позволяет заметно понизить токсичность отработавших газов), и владельцам, которым оказывают не только моральную, но и весомую материальную поддержку (газ дешевле, налоги на машину меньше). За более полной информацией отсылаю к статье «Газ в моторах» (ЗР, 1996, № 10), а теперь попытаюсь сравнить две «Нивы» — бензиновую и газовую, тем более что качества обеих оказались воплощены в этой «французской» машине.

Компоновка и конструкция. Чтобы бензиновую машину превратить в газовую и наоборот, а также заставить ее работать на смеси двух топлив, достаточно щелкнуть тумблером у рулевой колонки. Но так просто этот переход выглядит только внешне. Ведь к одной системе питания здесь добавили вторую — итальянскую газобаллонную аппаратуру (ГБА) фирмы GPL.

Не раз приходилось слышать такое мнение о газовой аппаратуре: хорошая, должно быть, штука, да вот баллон очень много места занимает — на свой автомобиль я бы не поставил. Действительно, баллон обычно размещают в багажнике, сокращая полезный объем. Конечно, мало кого привлекла бы перспектива расстаться с маленьким «нивовским» багажником, пусть даже во благо экологии. Тем удачнее сумели расположить на «французской» машине 60-литровый баллон. Место ему нашлось под полом кузова в задней части — там, где раньше неоправданно просторно чувствовал себя основной глушитель. Последнему пришлось развернуться вдоль автомобиля перед задней осью и встать параллельно дополнительному глушителю. Теперь система выпуска выглядит прямо-таки лабиринтом, но ведь не нам по ней бродить! Главная цель — сохранить багажник в первозданном виде — достигнута.

Для безопасности газовый баллон закрыли снизу защитным листом.

Газ подается (если «разрешает» запорный электроклапан) по металлической трубке в редуктор, расположенный под капотом. Затем через актюатор (электромагнитный клапан, регулирующий количество газа) и еще одно регулировочное устройство он попадает в диффузорное кольцо, установленное в верхней части агрегата центрального впрыска топлива, над бензиновой форсункой. Как видите, механическая часть системы не слишком отличается от привычных нам комплектов ГБА для карбюраторных двигателей.

Различия начинаются в управляющей части. Коль скоро впрыск, которым командует электроника, имеет так называемую обратную связь, то есть учитывает состав отработавших газов, точно определяя количество топлива, подаваемое в цилиндры, — почему бы не реализовать такую схему и для газа? Датчики можно использовать существующие — нужно лишь соответствующим образом обрабатывать их сигналы. Этим занимается «мозг» газовой системы — контроллер, который подключен к штатному впрысковому жгутом проводов. Именно он определяет, какое количество газа подать во впускной коллектор в зависимости от нагрузки на двигатель, скорости и т. д. Поскольку «газовый» контроллер соединен и с «лямбда„-зондом, сохраняет работоспособность система снижения токсичности.

Заглянем в салон. Здесь установлен пульт управления ГБА: трехпозиционная клавиша (бензин — смесь бензина и газа — газ), контрольная лампа (буквы «BRC», которые светятся зеленым цветом, если в систему питания двигателя подается газ, и красным, если двигатель работает только на бензине) и пять секций-глазков, которые служат указателем количества газа (при полном баллоне горят все пять секций). Забегая вперед, скажу, что яркость свечения секций очень слабая — при дневном свете их практически невозможно разглядеть, они видны только в темноте.

Вся газовая аппаратура весит около сорока килограммов, еще тридцать весит газовая «заправка». Почти вся масса добавки приходится на заднюю ось. В итоге грузоподъемность «Нивы» снижена на 70 килограммов за счет увеличения собственной массы.

За рулем. Говорить об особенностях поведения автомобиля, работающего на газе, как оказалось, очень трудно. Ведь еще до знакомства с газовым автомобилем мы знали, что двигатель должен работать более мягко, а машина станет несколько ленивее, чем в бензиновом варианте. Так что, честно говоря, оценка ездовых свойств свелась к уточнению того, насколько правдивы эти суждения.

Однако в традиционных режимах движения разницу в поведении машины, работающей попеременно на газе и на бензине, ощутить никак не удавалось. Тогда мы пустились в творческий поиск. Чего только не совершали: и резко рвали с места, разгоняясь в лихом спортивном стиле, и делали совсем наоборот, начиная разгон с тысячи оборотов или 40 км/ч на четвертой или даже на пятой передачах.

Совсем потеряв голову, в поисках сильных ощущений мы даже заставили бедняжку «Ниву» подняться на приличную гору — на первой пониженной передаче при минимальных оборотах.

В конце концов заранее созданный стереотип «мягкой» и вялой газовой машины начал таять. Неуловимой оказалась разница в поведении газового и бензинового вариантов. Единственный заметный плюс в пользу газа — более уверенный пуск холодного двигателя при температуре воздуха около минус семи градусов (крепкого мороза «не оказалось»). Но, надо сказать, отмечена эта разница была при летнем бензине в баке.

Если бы меня попросили придумать этой машине прозвище, я, нисколько не задумываясь, назвал бы газовую «Ниву» Винни-Пухом. Помните: этот смешной медвежонок готов есть «и то, и другое, и можно без хлеба». Так вот, эта машина может одинаково уверенно потреблять и то (бензин), и другое (газ), и можно... все вместе. При этом нисколько даже «не морщиться».

Но дошла очередь и до невеселого итога. За рубежом переделывают бензиновые машины в газовые, потому что эксплуатация последних почти в два раза дешевле, так что установка ГБА многим выгодна. У нас, похоже, этот вывод спорный — и газ не так хорош, и заправочные станции редки. Скорее всего, газовому VAZ 21214 суждено остаться только в экспортном варианте — но ведь это не значит, что «Винни-Пух» совсем не попадет в Россию.

Фото автора

Лабиринт системы выпуска.

На заднем крыле — едва ли не единственное внешнее отличие газовой «Нивы» — заправочная горловина.

Под капотом отличий тоже немного. Самое значительное — газовый редуктор на правом брызговике.

Пульт управления газовой системой.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии