Сильна упорством россия

СИЛЬНА УПОРСТВОМ РОССИЯ

]

СПОРТ

СИЛЬНА УПОРСТВОМ РОССИЯ

Сергей ЗИНОВЬЕВ

Фото Андрея Клещева

Что делают наши гонщики, которым с годами становится тесно в рамках национальных первенств? Победы, медали, титулы, добытые в родных стенах, конечно, радуют, но уже не так сильно. Хочется новизны ощущений да соперников позубастее. Дорога одна — за рубеж. Если, конечно, позволяют средства. Наш рассказ — о европейском кроссе, чьи вершины россияне принялись штурмовать в конце 80-х.

Вершин в кроссовом чемпионате Европы три, по числу классов машин: две — в багги и одна — для легковых автомобилей. На официальном языке классы именуют дивизионами. Как-то сразу сложилось, что самый приемлемый для нас — багги-1600 (то есть с двигателями объемом до 1,6 л; багги — специально-кроссовый автомобиль с агрегатами серийных машин на сварной раме из труб). Этот класс существовал в России, так что не требовалось готовить какую-то особенную технику. В багги-3500 нам делать было нечего — конкурентоспособных моторов в стране нет, а эксперименты с импортными слишком дороги. Что касается легковых автомобилей, то спортивным «восьмеркам» прежде всего требовался полный привод, и вазовские умельцы его сделали. Но даже с ним россияне не сразу вышли на передовые позиции. Мы до сих пор проигрываем в лошадиных силах — турбонаддувные «лянчи» и «форды» в полтора-два раза мощнее. Это отставание компенсируется обширным «ноу-хау» в подготовке «самар», мастерством самих гонщиков и особым российским упорством.

Без упорства нам никак нельзя: только дороги через пять-шесть границ чего стоят! Скажем, немецкому гонщику посетить большинство этапов чемпионата — сущий пустяк. Один проходит в родной Германии, другой — в соседней Австрии, третий — в опять-таки соседней Франции. Нашим же спортсменам, чтобы добраться до линии старта, приходится по двое суток не вылезать из-за руля.

Первых успехов в Европе российские кроссмены добились в 1992 году (победы эстонца Я. Лигура в багги-1600 теперь, понятное дело, к нашим достижениям не причислишь). Тольяттинцы Григорий Соломенцев и Владимир Бузланов заняли итоговые четвертые места в дивизионах багги-1600 и легковом-3500. Год спустя удалось забраться еще выше на кроссовый Эверест, сезон-93 был лучшим для россиян. На арену вышла уфимская команда «Новойл», укомплектованная подготовленными во Франции «Рено-21». На этих машинах Александр Ерофеев стал серебряным призером чемпионата Европы, Владимир Макаров чуть-чуть не дотянул до «бронзы». Анатолий Кривобоков из Тольятти занял пятое место, москвич Александр Миронов на полноприводном «Алеко-2141» — шестое. Наконец, Роман Колесников, также москвич, был третьим в багги-1600.

За три последующих года конкуренция в чемпионате Европы стала острее, особенно в легковом классе. Раньше многие сильные гонщики из Германии, Чехии, Швейцарии, Латвии появлялись на этапах от случая к случаю. А теперь по крайней мере десять из них выступали во всех гонках. Зарабатывать зачетные очки стало еще сложнее, но все-таки два тольяттинца — Борис Котелло и Владимир Бузланов — не отказались от честолюбивых замыслов. К сезону-96 Котелло, бронзовый призер чемпионата Европы 1994 года, подготовил уникальную «восьмерку» — с экспериментальным вазовским 2-литровым мотором, оснащенным системой впрыска, и возможностью регулировки подвески. Бузланов поставил под капот 16-клапанный двигатель 1,6 л с впрыском. В составе команды «Лада тим кросс» оба собирались отъездить все восемь этапов чемпионата.

Бузланов выполнил только половину программы — на остальное не хватило денег. В итоге — 52 очка, восьмое место. Котелло, занимавший после четырех этапов четвертую позицию, должен был стать лидером чемпионата после своей победы на испанской трассе Винарос. Этого, увы, не произошло. Швейцарец Марсель Эгг, сам, кстати, не отличающийся особо корректной ездой, подал в судейскую коллегию гонки протест, безосновательно обвинив Бориса в грубой борьбе. Судьи, даже не пытаясь разобраться в ситуации, протест удовлетворили, и россиянин лишился честно заработанных зачетных очков. Многие другие гонщики дружно сказали Эггу: «Марсель, ты не прав! У нас не принято выяснять отношения с помощью бумажек. Мы тебя накажем». И, подписав петицию с просьбой восстановить результат Котелло, отправили ее в ФИА. Париж промолчал.

Расплата все же наступила — на предпоследнем этапе чемпионата в Словакии. Эгг выиграл, но на него тоже подали протест — дескать, на его «Форде-Эскорт» стоят неправильные брызговики. К сожалению, Котелло здесь постигла самая главная неудача сезона — сломался мотор. Поставив другой, карбюраторный, Борис занял третье место на последней гонке в Италии, но в призеры чемпионата уже не попал.

В багги-1600 Россию на всех этапах представляла команда «Газпром», за которую выступали Роман Колесников и Александр Желудов. Им тоже не довелось испытать большой радости — часто подводила техника, да и соперники, чего уж там, предоставили не много шансов отличиться.

Но мы не зря помянули истинно российское упорство. В сезоне-97 наши гонщики продолжат штурм вершин. Причем всех трех вершин европейского кросса одновременно. Борис Котелло на этот раз планирует подготовить «восьмерку» не только своими силами, но и с помощью немецких специалистов. Самарец Динар Ханжаров приобрел оба оставшихся от «Новойла» «Рено» и тоже собирается в бой. «Газпром», содержащий также раллийную команду (журнал подробно рассказал о ней в прошлом номере), собирается воевать в кроссе уже на два фронта. Желудов останется в багги-1600, а для первого номера команды, Колесникова, в Голландии построят машину класса 3500 с турбонаддувным двигателем «Фольксваген». Просматривается довольно четкая тенденция — готовясь к сражениям с европейской кроссовой элитой, россияне нынче, не считаясь с расходами, оснащаются техникой европейского происхождения. В свое время Петр I, не стесняясь, использовал западный опыт и технологии, и это принесло успех. Пожелаем успеха и нашим кроссменам.

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ ПО КРОССУ

Дивизион 2/3500: 1. В. Шмид (Швейцария, «Форд-Сьерра-Косворт 4х4») — 102 очка; 2. Р. Шайрер (Германия, " Фольксваген Гольф 4х4") — 78; 3. А. Дамбис (Латвия, " Форд Эскорт—RS Косворт") — 76; 4. Б. Котелло (Россия, "Лада-Самара-2000-4х4") — 74...

Дивизион 3/1600: 1. Ж. Петерс (Люксембург, «Шпицнагель-Фольксваген») — 105; 2. У. Фрейшлад (Германия, «Шпицнагель-Фольксваген») — 96; 3. П. Мюкке (Германия, «Мюкке-Ямаха») — 96... 7. Р. Колесников (Россия, «Хаквоорт-Фольксваген») — 62... 12. А. Желудов (Россия, «Карякин-Опель») — 38,5...

«Самара» Владимира Бузланова в окружении «Ауди» латыша Харальдса Шахбазяна и «Форда» чеха Ладислава Брожека.

В паузе между этапами чемпионата Европы Котелло выиграл этап чемпионата России в Нижнем Ломове.

Борис Котелло на старте одной из гонок. Перед ним — «лянчи» испанца Фернандо Санчеса и итальянца Ливио Романизио.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии