А вас "назначали" виноватыми за нарушения ПДД? За что? Где? Когда? Расскажите об этом редакции, Верховному суду и ГИБДД (см. статью ниже)

Неистребимо желание сотрудников ГИБДД «привлекать водителей к ответственности» по поводу и без повода. Оно и понятно: для многих из них это направление деятельности – источник немалого дохода.

Трудно уразуметь, почему в ситуации, о которой пойдет речь ниже, на их сторону фактически встал Верховный суд Российской Федерации, который прежде всего должен защищать права граждан. В данном случае – водителей.

Схема открывается в полный размер по клику мышки.

Напомним, о чем идет речь. В прошлом номере журнала (ЗР, 2012, № 3) мы рассказали вам об общественной дискуссии, которая возникла по поводу очень распространенной дорожной ситуации: водитель начинает обгон через прерывистую линию разметки (то есть в разрешенной для обгона зоне!), а завершает его через сплошную. При этом сплошь и рядом, начиная обгон через прерывистую линию, водитель никак не информирован о том, когда заканчивается зона, разрешенная для обгона, – неудивительно, что для возвращения на свою сторону движения он вынужден пересечь сплошную линию разметки. Здесь-то его нередко и поджидают сотрудники ДПС с «предложением, от которого трудно отказаться»: протокол с перспективой последующего лишения водительского удостоверения или… Ну, сами понимаете.

Некоторые водители («правдоискатели», по терминологии инспекторов ДПС) категорически не согласны с такой постановкой вопроса и не только пишут нам в редакцию, но и активно отстаивают свою позицию, обращаясь в «вышестоящие» инстанции – в МВД и даже в суд. Граждане утверждают, что в подобных обстоятельствах их вины нет и быть не может. По простой причине: они не были информированы надлежащим образом о том, что впереди начинается участок дороги, где обгон запрещен. Никакой аварийной ситуации при этом они не создавали, что, как правило, не отрицают и инспекторы ДПС. Да, сплошную линию, возвращаясь на свою сторону дороги, пересекали, но вынужденно – из-за неправильной организации движения. Следовательно, нарушения с их стороны нет и наказывать не за что. В такой ситуации, считают читатели «За рулем», спрашивать надо с организаторов движения, но никак не с водителей.

В результате длительной дискуссии в МВД России (читай: ГИБДД) по этому вопросу сформировалась совсем иная точка зрения. Ведомство сочло возможным просто игнорировать проблему безобразной организации движения на огромной протяженности российских дорог – вроде как это вообще не их задача. Наше дело, настаивают в МВД (читай: ГИБДД), – контролировать и наказывать водителей. Чтобы комфортней было заниматься этим делом, в ведомстве решили подстраховаться мнением Верховного суда РФ, куда и вышли с инициативой во всех подобных случаях рассматривать маневр водителя как сознательный выезд на полосу встречного движения. Отсюда и справедливое, по мнению ГИБДД, наказание – лишение прав на 4–6 месяцев.

К сожалению, по неведомым нам причинам Верховный суд РФ не отверг с возмущением кровожадную инициативу МВД, а принял соломоново решение в форме постановления, в котором фактически прозвучало согласие с позицией ГИБДД – с некоторой поправкой вроде бы в пользу водителей. Поправка состоит в том, что «каждую подобную ситуацию суд должен рассматривать отдельно с учетом всех обстоятельств».

Принимая такое решение, судьи, видимо, надеялись, что теперь-то и волки будут сыты, и овцы целы. К сожалению, не получилось. В том, что «волки будут сыты», сомневаться не приходится: недаром суды в 99% подобных случаев принимали сторону обвинения, то есть ГИБДД. Таким образом, очевидно, что у водителей шансы отстоять свои права – в прямом и переносном смысле – равны нулю. Обвинительная же позиция сотрудников ГИБДД в результате такого решения Верховного суда РФ остается по-прежнему «непогрешимой».

Выражая интересы миллионов наших читателей, мы должны со всей определенностью заявить, что позиция журнала «За рулем» по этому поводу совершенно иная. Для нас очевидно, что обвинять водителя в нарушении любого пункта ПДД и тем более привлекать его к административной или иной ответственности правомерно только в том случае, если безусловно доказано, что водитель был информирован о тех ограничениях, которые он обязан выполнять.

На российских дорогах водитель очень часто, начиная обгон в полном соответствии с Правилами дорожного движения, даже не подозревает, что завершать маневр ему придется через сплошную линию разметки. Неудивительно: разметка сплошь и рядом стерта или не видна под грязью и снегом. Соответствующие знаки размещены кое-как или вовсе отсутствуют. Необходимой дорожной информации во многих случаях просто нет. Это наши реалии. Оказавшись в такой ситуации, водитель не может быть признан нарушителем. Он очевидная жертва, попавшая в ловушку не по своей вине.

По нашему глубокому убеждению, спрашивать надо прежде всего с тех служб, которые обязаны обеспечивать и контролировать правильную организацию движения, в том числе и с ГИБДД. И не перекладывать вину с больной головы на здоровую, то есть на водителей.

В странах Запада, как мы все уже знаем, спрос за нарушение ПДД очень суров. Но жесткие требования к водителям предъявляются в условиях, когда организация движения практически безупречна. В частности, информация о завершении зоны обгона всегда доводится до водителя с помощью целой серии последовательно установленных знаков и соответствующей разметки.

Уверены – так должно быть и в нашей стране. Когда очевидно, что водитель сознательно нарушил ПДД, с него надо спрашивать по всей строгости закона. Не только к удовольствию сотрудников ДПС, выполняющих свой профессиональный долг, но и к радости всей законопослушной водительской общественности. Ведь мы сами очень заинтересованы в том, чтобы на дорогах наших воцарились покой и порядок.

Прочитав статью, примите участие в нашем опросе. Если вы захотите более подробно изложить свою историю, пишите на форум. Не забудьте указать, за что вас хотели назначить виноватым, где, когда. Вместе с нами об этом узнает Верховный суд, ГИБДД. Вместе мы нарисуем карту опасных мест, и сделаем наши дороги по-настоящему безопасными.

[poll id="326"]

[poll id="327"]

[poll id="328"]

Подпишитесь на «За рулем» в