Прокати нас, "аламо", по-штатовски...

ПРОКАТИ НАС, «АЛАМО», ПО-ШТАТОВСКИ...

]

АВТОЗАРУБЕЖЬЕ

ПРОКАТИ НАС, «АЛАМО», ПО-ШТАТОВСКИ...

Глеб САПОЖНИКОВ

В какой бы аэропорт США ты ни прилетел — от громадного нью-йоркского «Кеннеди» до какого-нибудь юго-западного «Сан» — Бог весть где, горделивая международность которого сводится к рейсам в близлежащую Мексику, в глаза непременно бросятся надписи «Rent-Car» («Прокат автомобилей»).

Желающему самому доставить себя к месту назначения предлагают свои услуги не только известные здесь крупные компании, такие, как «Авис», «Херц», «Доллар» или «Аламо», но и множество мелких. Оформить заказ можно у выхода из аэровокзала в окошке компании или прямо в ее автобусе, который подбирает авиапассажиров и бесплатно отвозит на расположенную неподалеку стоянку прокатных машин.

Очередей обычно нет или почти нет. В худшем случае будешь третьим. С момента, когда ты направил свои стопы к окошку, до пуска двигателя проходит в среднем 15 минут, максимум — полчаса.

Чтобы получить машину, подаешь в окошко два пластмассовых предмета: «права» (российские международного образца — «О'кэй»!) и кредитную карту. Предлагать наличные бесполезно: в лучшем случае могут сделать исключение только для пенсионера (естественно, американского) и для человека, работающего в США не менее двух лет без прерывания стажа.

При оформлении проката с клиента берут своего рода «электронный залог». Клерк за окошком проверяет по номеру кредитной карты, есть ли у тебя за душой некая сумма (для проката «выходного дня» это обычно $200), гарантирующая оплату услуг. Он блокирует ее на твоем банковском счете, и воспользоваться этими деньгами уже нельзя, пока не вернешь машину.

Стоимость проката зависит от фирмы едва ли не больше, чем от класса автомобиля. Одни предлагают скидки выходного дня, другие — неограниченное количество миль на сутки, третьи... Словом, каждый пытается чем-то завлечь клиента, но при ближайшем рассмотрении все «льготы» оказываются не такими уж сверхпривлекательными. Фирма все равно возьмет свое — благотворительности ждать от нее глупо.

В «Ависе» (он предлагает клиентам исключительно автомобили «Дженерал моторс») «Бюик-Сенчури» стоит 45 долларов в день. С накрутками, включая налоги и обязательное страхование, выходит больше — в среднем долларов 60. Если компания, где ты работаешь или стажируешься, имеет с прокатчиком договор, тебе предоставляется скидка примерно в 10 процентов. Малая фирма, вопреки логике, может брать дороже, но это, скорее, исключение. У солидной, имеющей большую сеть прокатных пунктов компании и цены выше. Клиенты с этим мирятся, поскольку крупная фирма предоставляет и гораздо большие возможности. Так, собираясь в любой американский город, можно позвонить в ее тамошнее отделение и заказать машину. При желании можно вернуть ее потом совсем в другом месте, но в эту же фирму. Для большинства американцев, жизнь которых протекает на колесах, удобства значат очень много.

Обязательная страховка дается на случай, если ДТП произойдет не по твоей вине (кстати, страховаться именно в прокатной фирме вовсе не обязательно, можно сделать это в другом месте). Клерк в пункте проката не упускает возможности предложить дополнительный вид страхования — к примеру, от вандализма. Можешь наотрез отказаться и сэкономить пару десятков долларов. Но неловко, и к тому же любители расписаться гвоздем на кузове встречаются и в Америке.

В каждом штате — свой закон, определяющий обязательные виды страхования. А еще есть непонятная нашим людям штука — «дидактбл» (deductuble). Упрощенно говоря, это нижний предел суммы ущерба, с которого платить начинает фирма. Можно, скажем, определить «дидактбл» в $100, а можно — в $2000. В первом случае страховая компания заплатит даже за царапину, во втором — компенсирует только серьезный ущерб. Впрочем, мелкие повреждения гораздо выгоднее устранять за свой счет: во-первых, при низком «дидактбл» страховки обойдется тебе значительно дороже, а, во-вторых, из-за этой «царапины» фирма впоследствии увеличит твой страховой взнос. Поэтому большинство американцев предпочитают устанавливать достаточно высокий «дидактбл»: если случится что-то серьезное, помощь страховщика будет необходима.

...В маленьких компаниях можно в присутствии сопровождающего выбрать машину непосредственно на площадке и при этом в меру покапризничать. В крупных клерк из-за окошка сразу дает тебе ключ с брелоком, на котором указан номер автомобиля. Пошел — нашел — уехал. О заправке думать рано: бак полон. Соответственно и вернуть автомобиль нужно с полным баком, а если этого не сделал, его дозаправят за твой счет по расценкам компании.

Кстати, бензин в США, по европейским меркам, дешевый: самый распространенный, с октановым числом на уровне 89, стоит в среднем около 35 центов за литр (1 доллар 30 центов за галлон), а «экстра» — около 40 центов. В нефтяных штатах, например Вайоминге, цены почти в полтора раза ниже.

Первым моим прокатным автомобилем был " Форд Эскорт": я взял его в небольшой фирме «Сервис», чтобы смотаться на выходные во всемирно известную благодаря «мыльной опере» Санта-Барбару. От меня она довольно далеко — туда и обратно около 700 миль. О своих намерениях я поставил в известность «Сервис», и он разрешил мне проехать без дополнительной оплаты 800 миль — с запасом.

Санта-Барбара (центр графства, что соответствует нашему райцентру) оказалась знойным, очень провинциальным городком с единственной оживленной улицей. Красивые сады за красивыми металлическими оградами и много кафе, где из кофейного автомата тебе нацедят микродозу крепчайшего «эспрессо» (и где, должно быть, сиживал Сиси)... После второй дозы я ощутил небывалый прилив энергии. И подумал: махну-ка в Лос-Анджелес, до которого рукой подать! В итоге я превысил свой лимит на 80 миль, и за каждую «сверхплановую» с меня взяли при расчете по 12 центов. Опытный клиент, оформляя заказ, сразу «декларировал» бы Лос-Анджелес (на всякий случай) и получил бы у них под это дело 900, а то и 1000 «бесплатных» миль. Так здесь принято, и торг в этом отношении уместен.

В следующий раз я воспользовался услугами компании «Авис». После чего она прислала мне по почте предложение стать ее «приоритетным клиентом», суля облегченный заказ. Что это такое? В компьютерной базе данных на тебя заводят персональный файл, содержащий все твои реквизиты, вкусы и требования — в частности, автомобили какой марки ты предпочитаешь и согласен ли на дополнительные виды страховки. Когда нужна машина, звонишь по особому телефону и называешь номер «приоритетной карты» (конечно же, пластиковой), которую они тебе выдали. И — никаких лишних вопросов плюс обслуживание вне очереди. И я понял, почему «Авис» стал одним из китов проката: не пренебрегает ни одним клиентом — даже мелкой студенческой рыбешкой.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии