Дороги: исключение из правил

Как только власти ограничили простым автомобилистам доступ на крайнюю правую полосу, начались разговоры о том, кому бы его разрешить. Ведь исключения, как известно, только подтверждают общее правило

Инвалиды

Самый инициативный в транспортных вопросах депутат Госдумы Вячеслав Лысаков обратился в мэрию столицы с предложением разрешить проезд по выделенным полосам микроавтобусам и другим видам транспорта, занимающимся перевозкой инвалидов. Уже давно, по словам депутата, родители детей-инвалидов обращаются во всевозможные инстанции с просьбой пустить в правый ряд микроавтобусы, которые возят их чад на учебу. В столице насчитывается десять школ для детей с ограниченными возможностями, и каждая имеет свой личный автопарк для транспортировки учащихся.

Дети-инвалиды и так лишены возможности передвигаться наравне с остальными. Хотя бы на выделенной полосе они смогут ощутить себя быстрее других

Вопрос в том, каким образом это осуществить. Либо необходимо разработать специальные маршруты для такого транспорта и, по сути, приравнять его к общественному, либо занести номера транспортных средств для инвалидов в базу данных ГИБДД, но это проблему вряд ли решит – вместо того, чтобы стоять в пробках, дети с ограниченными возможностями будут стоять на посту ДПС и ждать, пока инспектор пробьет их автомобиль по базе и убедится в их исключительности.

Таксисты

О том, что для поощрения перехода бомбил в разряд легальных таксистов их приравняют к общественному транспорту, говорилось еще тогда, когда выделенные полосы были только на чертежах и в планах Собянина. 4 апреля Правительство РФ опубликовало постановление о внесении поправок в ПДД, согласно которым местные власти получили возможность разрешать таксистам ездить по выделенным полосам. Однако глава Департамента транспорта столицы Максим Ликсутов сразу же оговорился, что пока в Москве пользоваться этим разрешением федеральных властей не будут. Видимо, за первые полгода действия закона о такси легальных извозчиков стало столько, что власти столицы просто боятся появления на выделенной полосе пробок из автомобилей с «шашечками». Сейчас в Москве зарегистрировано 13 тысяч таксистов. По мнению Ликсутова, если предоставить им привилегии, то их количество вырастет в несколько раз, а это замедлит движение общественного транспорта, который в идеале должен ходить с интервалом 40 секунд.

В Европе и Азии правый ряд дороги изначально предназначен не только для автобусов и троллейбусов, но и для такси

Чиновники

Обещание все того же Лямова штрафовать автомобили со спецсигналами за проезд по выделенной полосе наравне с обычными автомобилистами так и осталось обещанием. В этой связи общественные организации выразили свое недовольство, мол, или карайте, или разрешайте официально. Вячеслав Лысаков подтвердил, что разговоры на эту тему с мэрией тоже ведутся. Однако власти города не спешат награждать чиновников очередной привилегией. Может, боятся неадекватной реакции автомобилистов, ненависть которых к «мигалкам» за последние годы добралась до пика.

Блог «Синих ведерок» пестрит фотографиями чиновников на выделенках. По встречке, видимо, кататься уже не модно

Полоса не для одиночек

В Соединенных Штатах власти думают не о том, как любыми способами заставить водителей пересесть на общественный транспорт, а о том, как сделать, чтобы как можно большее количество людей занимало как можно меньше площади дороги.

Девять из 10 трудящихся американцев предпочитают ездить на работу на личном автомобиле, причем 77% − в одиночестве. Для поощрения людей, которые экономят пространство, в Штатах по выделенным полосам разрешили передвигаться не только автобусам и такси, но и автомобилям, в которых едет более одного человека. С введением этого правила американцы стали искать себе попутчиков среди коллег по работе и ездить группами, чередуя право вести машину. Появились даже специальные стоянки под названием «Carpool», где можно найти себе компаньона в дорогу. Правда, если таких «умных парочек» станет очень много, то выделенная полоса будет стоять так же, как и остальные, и все ее преимущество мигом пропадет.

Кроме того, особое право ездить по выделенным полосам в США есть у владельцев электромобилей, но в Москве их пока всего четыре десятка, так что нас этот вариант не спасет.

Вердикт

Сергей Настин, редактор:

– Обычно все, кто обладает особыми правами на дороге, вызывают у простых автомобилистов жгучую ненависть. Культовый автожурналист Джереми Кларксон говорит: «Я не понимаю такой вещи, как выделенная полоса для пассажирского транспорта. Почему люди, которые зарабатывают меньше, чем я, должны быстрее меня добираться до работы?» Исходя из этой логики основными объектами ненависти московских водителей должны быть таксующие инвалиды с мигалками. Однако проведенный нами опрос показывает, что среди москвичей не так уж много эгоистов.

Чиновники у нас в стране и так делают то, что хотят, и ездят там, где хотят. Им официальное разрешение не очень-то и нужно, все равно ни один инспектор не решится их останавливать. В вопросе с таксистами Лямов, быть может, и прав – как бы не оккупировали выделенку 13 тысяч автомобилей с «шашечками». А вот несколько десятков микроавтобусов с инвалидами в правом ряду даже и не заметит никто. Вроде бы пустяк, а детям приятно.

Подпишитесь на «За рулем» в