"кондишен" для "самары"

«КОНДИШЕН» ДЛЯ «САМАРЫ»

]

ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫ

«КОНДИШЕН» ДЛЯ «САМАРЫ»

Игорь ТВЕРДУНОВ

Фото Владимира Князева

Лето, печет солнце, в пробке застрял старенький «жигуленок». Сидящие в нем мужики изнывают от жары. Один говорит другому: «Сил больше нет, давай хоть чуть-чуть окно приоткроем!» «Ничего, потерпишь, — слышит он в ответ. — Пусть все думают, что у нас кондиционер».

Наверное, этот анекдот придумали давно. Ведь сегодня вполне современный кондиционер в отечественной машине (правда, не в «Жигулях», а в «Самаре») — вещь вполне реальная. Причем устанавливают на переднеприводные ВАЗы не абы что, а систему, специально адаптированную для этой модели. Ее предлагает в России «Итальянская Торговая Организация».

Разработкой кондиционера для «Самары» занималась итальянская фирма DIAVIA — крупный европейский производитель систем кондиционирования воздуха для установки в готовые автомобили. Заметим, что итальянцы широко используют комплектующие различных фирм: компрессоры «Хариссон», электровентиляторы «Спал», шланги и патрубки «Гудьир».

Обычно разработанные фирмой кондиционеры встраивают в штатную систему вентиляции автомобиля. Такой интегрированный кондиционер был первоначально разработан и для «Самары», причем в двух вариантах. Однако испытания в климатической камере показали, что такое решение здесь неприменимо из-за некоторых конструктивных особенностей «Самары». В итоге появился третий вариант системы кондиционирования, где «родные» воздуховоды «Самары» не задействованы. Испаритель с вентилятором установлен под отопителем. Теперь «борода» «Самары» стала длиннее и достает до тоннеля пола. Кожух, которым закрыт испаритель, гармонично вписан в простейший, по современным меркам, интерьер вазовской машины. На этом кожухе смонтировано управление кондиционером, здесь же два дефлектора для подачи холодного воздуха. Еще две точки подачи «холода» — по углам панели, под штатными динамиками. К ним проложены воздуховоды от отопителя. Откуда на панели «Самары» динамики? — удивятся некоторые читатели. Они есть в так называемой высокой панели — ею комплектуют часть машин. Итальянский кондиционер устанавливается на машины только с такой, высокой панелью.

Несколько слов о том, как размещены под капотом основные агрегаты для кондиционирования воздуха. Компрессор установлен на специальном кронштейне, для крепления которого никаких операций с блоком двигателя не понадобилось — использованы пустующие отверстия. Генератору пришлось потесниться. Он теперь закреплен на кронштейне жестко, а для натяжения ремня предусмотрен специальный ролик. Сам ремень поликлиновой, поэтому шкивы генератора и коленчатого вала здесь другие. Бочонок ресивера расположился на правой чашке стойки, конденсатор с вентилятором — перед штатным радиатором «Самары». Элементы электросхемы, шланги, патрубки аккуратно вписаны в моторный отсек. Ни малейшего намека на кустарщину — видно, что работала серьезная фирма.

Теперь опробуем кондиционер в действии. На подопытной «девяносто третьей» — полуторалитровый мотор. На машину с двигателем объемом 1,3 литра установить кондиционер можно, но дополнительная нагрузка на более слабый агрегат приведет к более заметному снижению ездовых характеристик.

Особого навыка для пользования кондиционером не требуется: один переключатель ведает температурой воздуха, второй — производительностью вентилятора. В осенние дни, когда температура за бортом немного выше нуля, включать кондиционер совсем не хочется. Но испытывать — так испытывать. Действуя переключателем, пробуем разные режимы работы. Никаких вопросов не возникает, пока вентилятор не включается на максимальную производительность. Здесь он начинает заглушать негромкий разговор своим шумом. Приходится напрягать голосовые связки.

Оценить реальные возможности кондиционера в прохладную погоду достаточно сложно. Поэтому приведем данные разработчика, который утверждает, что при температуре наружного воздуха +30°С в салоне будет около 10°. Такой перепад температур достигается за одну минуту. Сложной электроники для автоматического поддержания температуры у кондиционера для «Самары» не предусмотрено. Но и без того стоит он немало — около 1200 долларов. Плюс еще примерно 500 за установку. Два-три квалифицированных механика выполняют монтаж за 8–10 часов. Работа кропотливая, трудоемкая и поэтому недешевая. Понятно, что кондиционеры аналогичного класса, установленные на конвейере, обходятся покупателю дешевле. Но «Самару» с кондиционером, увы, не выпускают — жаждущим комфорта приходится раскошеливаться.

Стоит ли? Этот вопрос каждый решает сам. Но скажу, что, поездив на автомобиле с кондиционером и пересев за руль обычной машины, не раз поминал недобрым словом, стирая пот и пыль с лица, родную промышленность, так и не освоившую этот, очень удобный и нужный прибор.

Испаритель и вентилятор под кожухом в нижней части консоли. Под панелью видны дополнительные воздуховоды (вверху).

Ресивер установлен на правой чашке стойки.

Компрессор кондиционера занял место генератора.

Узлы системы кондиционирования воздуха: компрессор, ресивер, конденсатор с вентилятором.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии