Проворный "каблучок"

ПРОВОРНЫЙ «КАБЛУЧОК»

]

СВОЙ ГРУЗОВИК

ПРОВОРНЫЙ «КАБЛУЧОК»

Представленный в январском номере обзор коммерческих грузовиков касался в основном их аренды. Развивая эту тему, сотрудник журнала Антон УТКИН начинает более подробный рассказ о конкретных моделях грузовиков. Сегодня — о самом малотоннажном из них, Izh 2715.

Останавливая выбор на «каблуке», начинающий предприниматель мотивирует это его компактностью, маневренностью и низкой ценой. Важно учесть, что, хотя ПДД во многом приравнивают грузовики категории «В» к легковым автомобилям, даже самый легкий из них, Izh 2715, к таковым, безусловно, не относится, о чем многие его владельцы узнают только при неприятных спорах с ГАИ. Например, если на какую-то дорогу въезд запрещен соответствующим знаком с табличкой «Кроме легковых а/м» (именно словами, а не символом), то это не значит, что на Izh 2715 проехать можно. На дорогах «каблучки» часто останавливают для досмотра фургона, проверки лицензии, накладных и пр., а при перевозке тех же 300 кг груза на VAZ 2104 вы не имеете никаких проблем с ГАИ. Грузопассажирская модификация — Izh 27156 тоже считается полноценным грузовиком. Впрочем, у торговцев эта малотиражная модель непопулярна — такая машина гораздо дороже, а возможность возить в ней пассажиров используется крайне редко. А вот огромные окна фургона доставляют лишнее беспокойство за сохранность товара.

Вот он перед нами, новенький Izh 2715—01. Открываю дверь, сажусь за руль и... проваливаюсь в мягкое сиденье. Толстый-толстый слой пористого латекса в его подушке никак не позволяет вам обрести устойчивое положение, что мешает при движении работать и рулем. Если левое сиденье еще можно сдвинуть назад, обеспечив удобную посадку водителю ростом до 180 см, то рослому пассажиру приходится упираться коленями в панель приборов — за спинкой его сиденья стоит запасное колесо.

Оборачиваемся: обивка задней стенки кабины — обычный строительный оргалит... Максимальное удешевление «каблучка» по сравнению с «комби» и седаном сделано явно в расчете на его эксплуатацию в автопредприятиях. Замок зажигания установлен в середине панели приборов. После «доработки» его личинки (с помощью отвертки) он становится «универсальным» — любой водитель колонны сможет выехать на линию, пустив мотор своим ключом. А запереть руль можно, только применив дополнительный замок, так называемую кочергу.

Открываем капот. «Ижевский» вариант исполнения уфимского мотора в чем-то даже привлекательнее «московского». Быстросъемный «верхний» термостат очень удобен для замены: не надо сливать «Тосол». Шланги радиатора — короткие, без замысловатых изгибов. Для воздушных пробок в них нет места. Внизу, на специальном патрубке, сливной краник — от этого удобства мы уже отвыкли. А вот расширительный бачок, сделанный из непрозрачной пластмассовой банки, в горловину которой опущен отводной шланг радиатора, больше походит на самоделку.

О том, что карбюраторы «Озон» ставят в основном на легковые ИЖи, а владельцы «каблучков» вынуждены довольствоваться прибором К-151, мы знали и раньше, поэтому к виду его литого корпуса цвета хаки были уже морально подготовлены. Ну что ж, попробуем (в который раз!) подружиться с этим капризулей, ведь менять его сразу на «Озон» нерационально. «Каблучок» должен как можно скорее окупить себя, и вкладывать в него лишние деньги не хочется.

Теперь заглянем в кузов. Его пол ровный, если не считать выступающих колесных арок. Отвернув винты, открываем два больших люка. Так и есть: между верхним полом и днищем — огромное пустое пространство, своего рода тайник, куда поместится множество вещей. Например, запчасти и инструменты для дорожного ремонта любой сложности. Те, кто думает, что фургон полностью изолирован от кабины, будут разочарованы — нижние боковые пазухи большого сечения соединяют эти два объема, поэтому, например, подтекание бензина из-под датчика уровня топлива в баке вызывает резкий его запах в салоне.

Осмотр машины снизу, на яме, оставил приятные впечатления. Все обнаруженные отличия от былых моделей АЗЛК (например, 2140), безусловно, в пользу ИЖа. Передние лонжероны кузова, не прерываясь, переходят в задние, поэтому характерные для 2140 трещины пола около передних кронштейнов рессор здесь маловероятны. Поперечина опоры коробки передач на ИЖах закреплена гайками М10. (На моделях АЗЛК здесь стояли болты М8, которые сращивались коррозией с приваренными гайками и проворачивали их в кронштейнах.)

Настал черед опробовать машину на ходу. Вспоминая технику пуска уфимского мотора, подкачиваем бензин вручную, нажимаем пару раз на педаль газа, вытягиваем «подсос» на полхода. Резкий скрежет стартера — мотор «схватывает» и через две секунды уже ровно урчит всеми четырьмя цилиндрами. Звукоизоляция в «каблучке» — нулевая, но по нашим меркам уровень шума в кабине в пределах допустимого: в звуковой гамме, в основном, звук выхлопа, легкое подвывание цепи, шипение воздуха на впуске и пропеллерный гул крыльчатки вентилятора. Зато отсутствуют цоканье рокеров, как в «Жигулях», и вибрационный шум деталей салона, как в «Самаре».

Немного прогрев двигатель, трогаемся с места. Порожняя машина довольно резво разгоняется, в потоке чувствуешь себя уверенно. При переключении передач ощущаешь сопротивление в механизме (как показывает опыт, его тугие пластмассовые втулки разработаются только тысяч через десять пробега). А у нового механизма четкость и избирательность примерно как на «Самаре». Усилие на руле заметно меньше, чем в «Жигулях», поэтому просится баранка меньшего диаметра.

Педаль тормоза ощутимо легче, чем на привычных автомобилях ВАЗ, за исключением, конечно, «Оки», — усилие примерно такое же, как на «Москвиче-2141», при одинаковом темпе замедления.

Пока под колесами «каблучка» гладкий асфальт — все прекрасно, даже начинаешь получать удовольствие от езды. Но первый же переезд трамвайных рельсов сразу портит настроение: передней подвески словно нет вообще, а вместо пружин жесткие распорки. Ах да, ведь в подвеске Izh 2715 — усиленные пружины, жесткость которых явно не согласуется с массой пустой машины и с обычными «легковыми» амортизаторами. При езде рычаги подвески всегда отжаты почти до упора отбойников в балку, и на мелких неровностях машину трясет, как на вибростенде. А когда колесо попадает в выбоину или, скажем, быстро переезжает обыкновенный кирпич или выступающий канализационный люк, это уже ЧП. Довольно большой ход колеса на этот раз используется почти полностью. Мощная пружина сжимается и, отдавая запасенную энергию, подбрасывает передок машины вверх, легко преодолевая сопротивление амортизаторов, рассчитанных на мягкие «легковые» пружины. Рычаги подвески «выстреливают» вниз, и к сильному гулу отбоя добавляется грохот всего, что хоть чуть-чуть подвижно: облицовок, тяг, арматуры дверей, инструмента и пр. Капот, лишенный диагональных усилителей, при этом работает как мембрана, и его раскатистое буханье заставляет оборачиваться прохожих. Если присмотреться к дорожному потоку, замечаешь, что именно водители «каблучков» наиболее старательно объезжают ямки и люки.

Скверная работа подвески усугубляется архаичными «сверхвысокопрофильными» шинами М-100, которые в полтора раза тяжелее современных радиальных той же размерности. Увеличение неподрессоренной массы на 4 кг отрицательно влияет не только на комфорт, но и на способность машины держать дорогу, то есть на безопасность.

Чтобы испытать скоростные качества машины, отправляемся за город. По пути смогли оценить динамику, пустившись наперегонки с одной свежей на вид «семеркой». Как и ожидалось, «жигулевский» мотор, при чуть меньшем объеме, оказался гораздо напористее на низких оборотах, и когда я после рывка на второй передаче включил третью, соперник быстро достал меня и даже обошел на корпус. Увлекшись гонкой, он зачем-то потратил зря секунды три, перекручивая мотор без ощутимого ускорения. Затем наконец включил четвертую, но увеличить отрыв так и не смог, поскольку начался пологий подъем. А я по-прежнему еду на третьей, прибавляя газ по мере роста оборотов. И вот он, долгожданный «подхват БМВ»! Почувствовав возрастание тяги, плавно дожимаю газ до упора, открывая вторичную камеру, и с эффектным ускорением ухожу вперед... Уже наверху, на перевале, достигнув 110 км/ч, включаю четвертую и смотрю в зеркало. «Семерка» отстала метров на сорок...

Поведение машины на трассе также оказалось легко прогнозируемым. Здесь «каблучок» с его аэродинамикой уже легковушкам не соперник. «Максималка» на четвертой передаче немногим выше, чем на третьей, и сильно зависит от направления ветра. При встречном открывать вторичную камеру зачастую просто бессмысленно — меняется только звук мотора, а тяга не возрастает. К тому же на скоростях свыше 110 км/ч машина как-то неустойчиво ведет себя на дороге. Это дают о себе знать тяжеленные колеса и большая парусность фургона.

В заключение несколько слов об эксплуатации Izh 2715. Его обслуживание и ремонт не вызывают никаких затруднений, поскольку почти не отличаются от «москвичовских». Чисто «каблуковая» проблема — двери фургона. В сырую погоду они быстро обрастают грязью и вследствие этого ржавеют. Раз в год их приходится перекрашивать. Личинка замка двери фургона выходит из строя уже в первую зиму, поэтому лучше заранее привернуть к дверям ушки под висячий замок. На горловину бензобака необходимо срочно поставить крышку с замком, а поверх надеть грязезащитный колпак.

Затраты на антикоррозионные мероприятия («Тектил», мастики, подкрылки и пр.) на Izh 2715 в большинстве случаев неоправданны. Уже после трех лет интенсивной коммерческой эксплуатации «каблучок» обычно представляет собой жалкое зрелище. От работы с перегрузкой, которую считают допустимой многие водители, проседают рессоры, а их серьги рвут лонжероны и проходят сквозь днище. Деформация балки заднего моста вызывает необходимость часто менять полуоси и их сальники. Наружная поверхность кузова испещрена ржавыми царапинами и вмятинами — это следы от контактов с тележками в толчее оптовых рынков. Ресурс основных агрегатов к тому времени также будет на пределе.

Учитывая, что машина уже несколько раз себя окупила и вкладывать большую сумму в капремонт нецелесообразно, хозяин обычно продает ее. И вот уже новый «каблучок» бежит по дороге, наматывая первые километры...

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии