Защита потерпевших

ЗАЩИТА ПОТЕРПЕВШИХ

]

СТРАХОВАНИЕ

ЗАЩИТА ПОТЕРПЕВШИХ

Леонид САПОЖНИКОВ

На Украине

и в Казахстане введено страхование гражданской ответственности

Рядовой отечественный водитель, карманы которого не отягощены ни долларами, ни пистолетом, пуще Правил движения чтит заповедь «Дай Дорогу Дураку!». Ибо знает: даже при лучшем исходе аварии, когда нет крови и жертв, получить с виновника положенное по закону — дело трудное, чреватое изнурительной судебной тяжбой. Не то что на Западе, где ущерб имуществу и здоровью потерпевших возмещает, притом достаточно быстро, страховая компания.

Еще к 1953 году большинство государств Европы не только ввели у себя обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев, но и, подписав договор о взаимопризнании национальных страховых полисов, создали международную систему «зеленой карты». Советский Союз стоял в стороне. После его распада шагнули к этому цивилизованному сообществу Эстония и Молдавия. А затем попыталась и Украина: специальный указ обязал всех владельцев транспортных средств страховать с 1 января 1995 года свою гражданскую ответственность.

Но, согласно крылатой фразе, хотели как лучше, а получилось, как всегда. Не успела просохнуть под украинским указом подпись президента, а уже вскрылись случаи сговора между некоторыми страховыми компаниями и крупными АТП. Последние перечисляли компаниям в качестве страховых платежей очень большие суммы, многократно превышающие обязательный минимум. Трудовые коллективы АТП почувствовали себя ограбленными, узнав, что до 30% этих денег вернулись в карманы администрации под видом «агентского вознаграждения»... Оппозиция в парламенте подняла скандал, и нововведение тогда похоронили. Но с этого года Кабинет министров Украины все-таки ввел обязательное страхование гражданской ответственности. Цель — «защита интересов потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях».

Пока что должен возмещаться лишь ущерб «жизни и здоровью третьих лиц», но с 1 января 1998 года под страховую защиту будет взято также имущество потерпевших. При этом виновнику ДТП и его пассажирам не положено никакой компенсации (если, конечно, они не застрахованы в обычном, добровольном порядке).

Заключать договор обязательного страхования должны и зарубежные — в том числе российские — владельцы транспортных средств или водители при въезде на территорию Украины. Плата пока символическая — например, владельцу легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя от 1200 до 1800 смз договор на один месяц обойдется в 1,5 гривны (стоимость двух литров хорошего бензина), а на год — в 10,7 гривны. Наибольшие страховые платежи у владельцев грузовиков и автобусов: 3 гривны за месяц и 21,4 за год. Для справки: в украинском обменном пункте за 1 доллар можно получить примерно 1 гривну 90 копеек.

Страховые платежи, конечно, будут повышаться. А при нынешних — возмещение ущерба жизни и здоровью тоже почти символическое: 2000 гривен (примерно 1050 долларов). И не дай Бог получить его в полном размере — для этого надо погибнуть в ДТП или стать инвалидом I группы. Тем, кого авария сделала инвалидами II и III групп, выплачивают соответственно 1600 и 1200 гривен. При временной утрате трудоспособности причитается по 4 гривны за каждый день утраты.

Страховщик обязан выплатить потерпевшему деньги не позднее чем через 15 рабочих дней после получения нужных справок. Но быстрота расчетов — не самое важное достоинство новой системы. Только в прошлом году на Украине более 1500 человек погибли или получили увечья в ДТП, виновники которых не установлены. И закон не защитил интересы потерпевших, ибо не с кого взыскать. Нынче ущерб жизни и здоровью возмещается и в том случае, когда найти виновника не удалось.

Итак, де-юре на Украине с 1 января действует обязательное страхование гражданской ответственности. Фактически оно даже еще не буксует, а лишь, так сказать, наполняет свой топливный бак. По-настоящему же двинется с места лишь тогда, когда автовладельцы валом повалят к страховщикам, иначе компенсацию потерпевшим просто не из чего будет платить. Для этого придется внести изменения в ПДД, обязав водителей иметь при себе страховой полис, устраивать силами ГАИ облавы на незастрахованных, штрафовать их, не допускать к техосмотру и т. п. Так уж ведется испокон веков, что в цивилизацию загоняют палкой...

Одновременно с Украиной обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств ввел у себя Казахстан. На 68 лет позже Австрии. На 67 позже Англии. На 58 позже Германии. Но — раньше России, с непостижимым равнодушием избравшей роль аутсайдера в столь важном деле.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии