Ваз-21093

ВАЗ-21093

]

ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ

VAZ 2109

Вадим КРЮЧКОВ

На спидометре редакционной «девятки» (1996, № 2, 7, 12) вскоре появятся круглые цифры — 50 000 километров. В преддверии этого небольшого юбилея расскажем, какие радости и огорчения приносил нам автомобиль в последнее время.

В очередной раз пришлось убедиться, что качество отечественных масляных фильтров оставляет желать лучшего. Прослужив на машине всего несколько тысяч километров, противодренажный клапан фильтра приказал долго жить. После пуска двигателя лампа аварийного давления масла стала гореть слишком долго, а хорошо различимые стуки в первые мгновения его работы подтверждали — детали испытывают масляное голодание. Так и мотор угробить недолго. Поэтому решили не тянуть с заменой — вместо бракованного изделия установили американский «Пюролятор-L10101». Учли и приближение холодов — заправили двигатель всесезонным минеральным маслом Valvoline Turbo V вязкостью 10W-30 (летом применяли смазку погуще — All Climat 10W-40 той же фирмы). С этого момента неприятные шумы пропали, а лампа давления гаснет почти сразу после пуска.

Но долго наслаждаться работой силового агрегата не пришлось — проявился новый дефект. Стоило выключить зажигание, как мотор начинал судорожно дергаться, никак не желая угомониться, а бывало, даже пускался в обратную сторону. К тому же стали «гулять» обороты холостого хода. Полумеры не помогали, пришлось устроить основательную ревизию системам питания и зажигания. Полностью перетряхнули карбюратор — разобрали, тщательно почистили, проверили уровень топлива в поплавковой камере, отрегулировали холостой ход. Вооружившись стробоскопом, поколдовали с зажиганием и уменьшили угол опережения до разумных пределов (он был слишком сдвинут вперед). Вывернули и осмотрели свечи. Черного нагара нет, электроды нормального светло-коричневого цвета... только зазор между ними около двух миллиметров — сильно выгорел центральный. Отрегулировали зазор до положенных 0,8 мм и вернули свечи на место. Хотя, конечно, вскоре их придется заменить. Трудились не зря — калильное зажигание пропало. Надолго ли — покажет время.

Следующая система, потребовавшая внимания, — тормоза. Передние колодки, недавно сменившие заводской комплект, нас не устраивали. Громкий свист при попытках остановить автомобиль — еще полбеды. Он раздражает, и только. Куда опаснее другое неприятное явление на скорости от 90 км/ч и выше: начинаешь тормозить — вначале замедление нормальное, а потом все хуже и хуже. Впечатление, будто по мере нагрева накладки теряют фрикционные свойства. Давишь на педаль сильнее, она стоит колом, нутром чувствуешь — колодки зажимают диск, а торможения почти никакого. Что это, антиблокировочная система по-российски? Впрочем, шутки в сторону — такие сюрпризы приводят к авариям. Конечно, исходно слабые передние тормоза «восьмерок» и «девяток» в кустарных условиях не переделаешь. Да и нельзя — Правила запрещают автомобилистам менять конструкцию этого узла. Кстати, на ВАЗе о проблемах с тормозами знают, но, как всегда, бездействуют. Что же остается делать нам, простым смертным? Выход один — «методом тыка» подобрать колодки получше.

В результате на редакционном VAZ 21093 прижились колодки «Дафми» из Днепропетровска с фрикционным материалом, не содержащим асбеста. Продукция из ближнего зарубежья понравилась — пропал надоедливый свист при работе тормозов, но, главное, они стали эффективнее, особенно на высокой скорости. Хотя, конечно, до идеала еще очень далеко. Если бы позволяли автомобильные законы, тут бы, по примеру автогонщиков, не только колодки, но и фирменные диски с суппортами поставить.

Осенняя распутица и наступившая следом зима заставили нас пуститься на эксперименты с шинами. Вместо летнего «Матадора МР-8» установили универсальные покрышки «Таганка М-204» размерностью 175/70R13 с направленным рисунком протектора. Отметим: этой модели Московского шинного завода присущ лишь один недостаток — повышенный шум при езде. А в остальном впечатление самое благоприятное. Шина вполне надежна и на сухом, и на влажном, и на обильно политом водой асфальте. О бездорожье стоит сказать отдельно. Сочетание жестких газонаполненных амортизаторов «Плаза» и шин «Таганка» значительно повысило проходимость переднеприводного автомобиля. Теперь на проселке совершенно необязательно плестись с черепашьей скоростью — риск, раскачав машину на ямах, клюнуть носом и зацепить картером землю, стал существенно меньше. К тому же шины прекрасно держат на гравии, укатанном песке, твердом грунте. Однажды «Таганка» выручила даже на раскисшей глине, когда потребовалось пробираться по окраине поля. Памятуя о низких вездеходных качествах стандартной резины, извлекли из багажника домкрат, лопату и болотные сапоги. Но они не пригодились — «крепкие» места, где на стандартных колесах VAZ 2109 непременно бы засел, на М-204 удалось преодолеть.

Следующий экзамен шины сдавали в начале зимы. Для городских «соленых» улиц они вполне пригодны — неплохо справляются с рыхлым снегом и дорожной кашей любой консистенции. А вот на голом льду или хорошо укатанном снегу «универсалка» немногим лучше летних покрышек. Тем, кто хоть изредка попадает в эти условия, нужно оружие помощнее — шипы. Наша «девятка» часто выходит на загородные трассы, поэтому, попробовав М-204 на первом снегу, мы «переобулись» в шипованные покрышки «Барум Полар OR-42» размерностью 175/70 R13. Оказалось, даже изрядно послуживший комплект резины с шипами, несмотря на все проблемы, связанные с движением по чистому асфальту, в условиях русской зимы предпочтительней «универсалки» или специальных покрышек М+S для снега и грязи. Последние популярны за рубежом в тех странах, где запрещено применение шипов. Но там и климат мягче, и дороги чище.

Одна из последних неприятностей, случившаяся в начале зимы, — течь системы охлаждения. Потеряли эластичность (менее чем за два года!) и лопнули шланги, подводящие «Тосол» к радиатору отопителя. Их пришлось заменить. Отметим, что эту работу в холодные деньки на улице выполнить почти невозможно — потребовался теплый бокс и подъемник.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии