Большие колеса "самары" и "десятки"

БОЛЬШИЕ КОЛЕСА «САМАРЫ» И «ДЕСЯТКИ»

]

КЛУБ

Автолюбителей

БОЛЬШИЕ КОЛЕСА «САМАРЫ» И «ДЕСЯТКИ»

В магазинах и на рынках появились 14-дюймовые диски для переднеприводных машин ВАЗа. Осторожные присматриваются, смелые уже «молотят» дорогу большими колесами. Так ли уж необходимы «Самаре» колеса увеличенного размера, как они влияют на поведение автомобиля?

На эти и другие вопросы отвечают инженеры отдела специальных испытаний Генерального департамента развития ВАЗа Сергей МИШИН

и Сергей МОХНАТКИН.

Четырнадцатидюймовые диски и шины первыми стали применять, конечно же, автоспортсмены. Из этого «ружья» они убили сразу двух зайцев. Во-первых, при таких колесах удалось разместить более эффективные тормоза (большие вентилируемые диски, цилиндры увеличенного диаметра и т. д.). Во-вторых, на такие диски без ущерба для динамики можно ставить низкопрофильные шины, которые к тому же улучшают управляемость и устойчивость автомобиля. Его меньше уводит в сторону при боковой нагрузке — шина несильно «подламывается». Поэтому в поворотах машина крепко цепляется за дорогу. Если такие шины надевать на 13-дюймовые диски, требуется менять передаточные числа в коробке или главную пару, иначе можно попросту «перекрутить» мотор — превысить допустимые максимальные обороты. К тому же на 13-дюймовых колесах с низкопрофильными шинами уменьшится дорожный просвет, что для раллийных, ипподромных и кроссовых машин вовсе не желательно.

Эти проблемы в не меньшей степени интересовали конструкторов и обычных, серийных автомобилей. Вспомним, что работу над тормозами простых «самар» и спортивных вели одновременно. Теперь и на автомобилях «десятого» семейства (хэтчбек VAZ 2112, универсал VAZ 21113, седан VAZ 21103) с мощным 16-клапанным мотором, который прибавит машине и резвости, и скорости, стоят весьма эффективные тормоза и, разумеется, 14-дюймовые колеса. Вероятно, это решение в будущем появится и на «самарах», ведь многих темпераментных автолюбителей современные тормоза «восьмерок» и «девяток» не удовлетворяют.

Как подсказывает наш опыт, самый подходящий размер шин для «самар» на 14-дюймовых дисках — 175/65R14. Статический и динамический радиусы таких колес не намного отличаются от 13-дюймовых. А это значит, спидометр не будет искажать показания скорости и пройденного пути. Отметим положительное, на наш взгляд, свойство больших колес — повышение остроты управляемости. Однако не стоит забывать, что «восьмерка» — и без того чувствительный к рулю автомобиль. Так что «четырнадцать дюймов» рекомендуем активным водителям — спокойным такие трансформации, полагаем, будут не по вкусу.

Обращаем внимание еще на некоторые особенности больших колес. Балансировать шины следует с особой тщательностью. Если что не так — руль исполнит твист даже на самой малой скорости. Для 14-дюймовой шины лучше использовать диски с уменьшенным на 5–10 мм вылетом колеса, то есть 30–35 мм вместо 40, как на серийных колесах. Наилучший вариант — 33 мм. Напоминаем, вылет — это расстояние между плоскостью ступицы и плоскостью, делящей шину (диск) пополам (см. рис.). Эти условия необходимо соблюдать, чтобы шины передних колес не касались внутренней части крыльев. Диски с вылетом меньше 30 мм ставить не стоит — заметно меняется плечо обката и, соответственно, увеличиваются нагрузки на подшипники ступицы, из-за чего они быстро выйдут из строя. Впрочем, это замечание справедливо и для обычных, 13-дюймовых колес.

Применять шины меньшей серии не советуем — они на наших дорогах долго не держатся: легко повреждается узкая, недостаточно прочная боковина. В то же время ставить на 14-дюймовые диски покрышки более широкие, чем названные (или большую серию), тоже нежелательно. К примеру, «Самара» на шинах 185/65R14 разгоняется вяло и максимальной скорости достигает с большим трудом. При этом заметно увеличивается расход топлива, возрастают усилия на рулевом колесе и педали тормоза, а при больших ходах подвески возможно касание шинами кузова. К тому же большая запаска просто не войдет в специальную нишу багажника. В общем, недостатков становится гораздо больше, чем ожидаемых преимуществ.

А теперь — внимание: установка 14-дюймовых колес, помимо технических аспектов, имеет и правовой. На спортивных трассах — свои законы, на обычных дорогах — совсем иные, диктуемые ПДД. Если вы приобрели автомобиль на больших колесах или установили их в фирме, имеющей на то лицензию либо сертификат, и получили соответствующие документы, можно смело раскатывать на такой машине по всей России и за рубежом. Поставили 14-дюймовые диски самостоятельно — возможны неприятности. Дело в том, что Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию автомобилей, если «шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства» (Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, п. 5.4). Ведь размер их существенно влияет на показатели автомобилей: экономичность, динамику, максимальную скорость, тормозной путь и т. п. А завод гарантирует выполнение этого только на шинах определенного типоразмера. Так, Волжский автомобильный завод во всех инструкциях к «самарам» ныне указывает только четыре типоразмера шин: 155/80R13 (для зимних покрышек), 165/70R13, 175/70R13 и, дополнительно, 185/65R13. И все!

Вы скажете: но ведь многие ставят на «восьмерки» и «девятки» высокие покрышки с профилем 80%, к примеру Ми-16, и спокойно ездят. Уверяем вас, это лишь до первой встречи с механиком на гарантийной СТО или дорожного происшествия, когда придется мерить тормозной путь такого автомобиля. В этих случаях нестандартные покрышки могут сыграть против вас.

Большие диски (а — 14" и б — 15") на "десятке" смотрятся лучше, чем маленькие штатные 13" (в).

Эффективный тормозной механизм, рассчитанный под 14-дюймовый диск.

Колесный диск: ЕТ — вылет колеса — расстояние

от плоскости прилегания колеса к ступице до середины профиля обода (чем он меньше, тем шире колея автомобиля); Р. С. D. — диаметр окружности расположения крепежных болтов;

DIA — диаметр отверстия под ступицу.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии