Выделенная полоса: а как у них?

Даже в Москве выделенные полосы не являются изобретением нынешнего мэра: резервная полоса для спецтранспорта на Кутузовском, например, существует уже очень давно. Вопрос в том, кого считать достойным такой полосы и как именно ее выделять.

В Лондоне велосипедисты зачастую делят приоритет с автобусами.

В Лондоне велосипедисты зачастую делят приоритет с автобусами.В Лондоне велосипедисты зачастую делят приоритет с автобусами.
В Лондоне велосипедисты зачастую делят приоритет с автобусами.

Найти аналог упомянутой резервной полосы для автомобилей с мигалками не удалось: в Европе таковую положено образовывать самим автомобилистам для проезда скорой и полиции к месту ДТП, сдвигаясь к противоположным линиям разметки в своих полосах движения. Они так и поступают! Что вполне логично: чем скорее спецслужбы ликвидируют последствия, тем раньше все поедут.

Что же касается общественного транспорта, то его приоритет в крупных городах сомнению обычно не подвергается: ведь в каждом автобусе может ехать гораздо больше человек, чем в самом большом лимузине. Таким образом, выделив особую полосу, власти более эффективно используют проезжую часть по ее основному назначению. Но делают это только после тщательного изучения пассажиропотоков, причем буквально по дням и часам. Нередко под знаком, обозначающим такую выделенку, висит табличка с указанием дней и часов, когда на нее можно заезжать лишь автобусам. Другое распространенное решение — прокладка автобусных маршрутов по трамвайным путям, которые для этого заделываются в асфальт заподлицо. У нас, напротив, пытаются устроить на них ямы, дабы неповадно было заезжать.

Иногда на выделенные полосы разрешают заезжать таксистам и даже… велосипедистам. Тоже справедливо: они едут достаточно быстро и не мешают автобусам.

В Амстердаме трамвайные рельсы автобусам не помеха.

В Амстердаме трамвайные рельсы автобусам не помеха.В Амстердаме трамвайные рельсы автобусам не помеха.
В Амстердаме трамвайные рельсы автобусам не помеха.

Интересен американский опыт с выделенными полосами на междугородных трассах. Там сначала (в 1976 году) решили допустить на них легковушки при условии, что в них едет не менее трех человек. Законопослушные американцы даже не подумали нарушать это правило (а кто подумал, пожалел!). Позднее, в 2000-м, решили в виде эксперимента снизить квоту до двух седоков — и что же? Средняя скорость сразу упала со 105 до… 32 км/ч! Пришлось вернуться к старому правилу, и водители вновь стали задавать потенциальным попутчикам вопрос: «Третьим будешь?».

Наконец, немного о том, как именно выделяют полосы. Если речь идет о новых мегаполисах, то такую организацию движения проектируют сразу при строительстве дорог; автобусную полосу помещают в центр и отделяют поребриком. Разумеется, приходится организовывать проходы к остановкам — по мостикам или под землей. Иногда заезд на такие полосы перекрыт автоматическим шлагбаумом, срабатывающим от имеющегося на автобусе датчика. Но чаще всего применяется просто разметка с надписью BUS. К сожалению, в Москве первый способ можно будет реализовать лишь на присоединяемых территориях (если вовремя сообразят), а вот заставить водителей безусловно уважать приоритет, обозначенный не мигалкой на крыше, а линией на дороге, смогут, вероятно, только камеры и штрафы.

ГДЕ И СКОЛЬКО

Самой загруженной в мире выделенкой считается маршрут к туннелю Линкольна в Нью-Йорке: здесь ежечасно проходит до 700 автобусов с интервалом в 5,1 секунды. Вот небольшая таблица, показывающая, где и сколько километров выделено для общественного транспорта.

ГДЕ И СКОЛЬКО

ГДЕ И СКОЛЬКО
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии