И без гонок проживем: интервью с генеральным директором Ducati

Клаудио Доменикали — Direttore Generale компании Ducati, человек, который отвечает за разработку новых моделей, а также возглавляет гоночное отделение Ducati Corse. Кто лучше него знает, как будет развиваться компания и какие у нее планы в отношении мотогонок?

000_moto_0512_068

000_moto_0512_068В 2011 г. компания Ducati продала 42 233 мотоцикла — на 17,5% больше, чем в 2010 г. Оборот компании достиг рекордной в ее истории величины — €480 млн.
В 2011 г. компания Ducati продала 42 233 мотоцикла — на 17,5% больше, чем в 2010 г. Оборот компании достиг рекордной в ее истории величины — €480 млн.

Клаудио, 2011 г. стал успешным для Ducati. А насколько?

В финансовом отношении это самый успешный год в истории компании, с рекордными показателями оборота и прибыли. Так что после многих лет взлетов и падений мы наконец-то крепко стоим на ногах. Продажи в Северной Америке (в США, Канаде и Мексике) выросли на 43% по сравнению с 2010 г., и впервые этот рынок стал для нас самым большим. В Германии прирост на 31%, в Великобритании — на 17%, во Франции — на 12%. И только в Италии, которая раньше была нашим крупнейшим рынком, спад продаж на 3%. Но если учесть, что в целом итальянский рынок просел на 19%, то и здесь мы увеличили свою рыночную долю.

А сколько мотоциклов вы продали в 2011 г.?

42 233 аппарата, на 17,5% больше, чем в 2010-м. Оборот вырос на 22% — с €392 млн до €480 млн. Оборот растет опережающими темпами, потому что мы продали больше дорогих Diavel и Multistrada и меньше дешевых Monster.

Какая модель стала главным мотором продаж — Diavel?

Думаю, что весь наш модельный ряд в целом. Но Diavel стал нашей главной удачей. За десять месяцев с начала продаж разошлось 7550 мотоциклов, особенно хорошо они приняты в Германии и США. А главное, Diavel максимально далек от нашего традиционного имиджа производителя спортбайков, так что он привлекает новых покупателей.

Даже в условиях экономического спада вы продолжаете инвестировать в разработку новых машин. Сколько тратите на создание новых моделей?

Я не хотел бы называть точные цифры, но могу вас уверить: мы каждый год увеличиваем бюджет нашего проектного отдела.

Даже когда после кризиса 2008 г. продажи упали?

Да, потому что наши владельцы уверены: это временное падение, по крайней мере для Ducati. Хотя в целом сбыт мотоциклов с моторами рабочим объемом более 500 см³ постоянно уменьшается и уровень продаж в 2011 г. самый низкий с 1998 г., мы увеличиваем свою рыночную долю. В 2011 г. продали всего на несколько сотен мотоциклов меньше, чем в рекордном 2008 г. перед кризисом (когда мы выпустили 42 669 мотоциклов). А это означает, что при вдвое уменьшившемся рынке мы удвоили свою долю!

И какова она?

Согласно нашим исследованиям, если взять мировой рынок мотоциклов с моторами больше 500 см³, исключив круизеры и туреры, доля составляет более 10%. Даже если мы возьмем рынок больших мотоциклов в целом, то она равна примерно 5%. В 2012 г. мы намерены выпустить 47 тыс. мотоциклов — на 12% больше, чем в 2011-м. Примерно 8 тыс. из этого количества — Panigale, причем одна треть в топ-версии Tricolore. Многие наши покупатели хотят получить самое лучшее!

001_moto_0512_068

001_moto_0512_068Необычная для Ducati модель Diavel оказалась очень успешной: за 10 месяцев продано 7550 мотоциклов.
Необычная для Ducati модель Diavel оказалась очень успешной: за 10 месяцев продано 7550 мотоциклов.

Поскольку вы продолжаете инвестировать в создание новых моделей, то чего нам ждать в ближайшем будущем?

Да, мы планируем на пять лет вперед, так что сейчас у нас есть стратегический план развития до 2016 г. Мы развиваем два направления, которые условно называем «расширение бренда» и «фокусировка бренда», и они поочередно выступают на первый план. Так, в этом году мы выводим на рынок Panigale — яркий пример фокусировки бренда, нацеленной на наших традиционных покупателей. А годом раньше появился Diavel — столь же хороший образчик расширения бренда, который привлек к нам новых покупателей.

И какой новый сектор вы намерены атаковать в 2013 г.? Может быть, макси-скутеры?

Подождите немного — и все узнаете!

Разработка принципиально новых моделей — процесс недешевый. Сколько вы затратили на подготовку производства Panigale?

Более €20 млн только на проектирование и чуть меньше €50 млн в целом.

Будет ли концепция Panigale использована в 848-кубовой модели?

Не в обозримом будущем.

Планируете ли вы применять двигатель Panigale в других моделях?

Безусловно, нет — он спроектирован специально для супербайка.

Значит, производство двигателя Testastretta будет продолжаться?

Будет продолжаться не только его производство, но и развитие. Мы хотим сохранить динамические показатели на том же уровне, но при этом улучшить его прочие качества. Например, повысить стабильность сгорания на малых оборотах, чтобы даже на низких скоростях избавиться от вибрации и рывков в трансмиссии.

002_moto_0512_068

002_moto_0512_068Ducati продолжит выпуск и развитие двигателей Testastretta и Desmodue.
Ducati продолжит выпуск и развитие двигателей Testastretta и Desmodue.

Появятся ли новые модификации модели Diavel? Например, Diavel Dragster или в трековом стиле?

Нет, вместо этого мы разрабатываем широкую гамму аксессуаров для Diavel, чтобы каждый покупатель мог преобразовать машину по своему вкусу.

А каково будущее двигателя Desmodue? Сможет ли он пройти нормы Euro 4 с воздушным охлаждением или придется перейти на жидкостное?

Я думаю, что этот двигатель без проблем пройдет омологацию и по шуму, и по выхлопу, и мы сохраним его производство, но в несколько другом формате.

С жидкостным охлаждением?

Нет, у него останется воздушное охлаждение. Но в его конструкцию будут внесены изменения — пока рано говорить какие.

BMW — ваш главный соперник в секторе динамичных мотоциклов, и она начала производство скутеров. Вы последуете за ней?

BMW сделала хороший шаг, но мы в ближайшем будущем не планируем его повторять. У нас компания меньшего калибра и мы должны тщательно просчитывать, какую продукцию выпускать. Мы не можем иметь такой же широкий модельный ряд, как у BMW: мы меньше по размеру и не имеем такой мощной финансовой поддержки.

Но скутер Ducati должен быть совершенно отличным от всего, что есть на рынке. У вас есть разработки в этом направлении?

Да, мы проводили предварительные работы. Но, еще раз повторю, все надо тщательно рассчитать.

А как насчет электромотоциклов или скутеров?

Мы следим за развитием этого направления с большим интересом, но пока не готовы в него вкладываться.

003_moto_0512_068

003_moto_0512_068Макси-скутеры и внедорожные мотоциклы Ducati? Не исключено…
Макси-скутеры и внедорожные мотоциклы Ducati? Не исключено…

Сколько людей работает в вашем проектном отделе?

Больше 200 человек — из общего числа в 1000 работников.

Внедорожные мотоциклы — еще один интересный сектор рынка. Я знаю, что вы когда-то пытались купить компанию Husqvarna, потом — Gas Gas. Сохранила ли Ducati интерес к этому сектору или вы решили, что он слишком узкий?

Я согласен, что сектор внедорожных мотоциклов — очень интересный кусок рынка и вполне привлекателен для нашего бренда. Но это уже вопрос стратегии развития. Если мы хотим сохранять годовое производство на уровне 40–50 тыс. машин в год, то нам надо совершенствовать существующую модельную гамму и не лезть в новые ниши. Но если мы хотим выйти на другой уровень — 100 тыс. машин в год, то должны выпускать и скутеры, и туреры, и внедорожные мотоциклы. По какому пути нам развиваться, пусть решают наши держатели акций.

Если ваши владельцы решат выпускать внедорожные мотоциклы, то вы купите какую-нибудь из специализирующихся на этой технике маленьких компаний или будете разрабатывать машины самостоятельно?

Это опять-таки определять держателям акций, но я бы предпочел второй вариант. Первый путь выглядит легким и быстрым, но с точки зрения культуры бренда разумнее нанять специалистов в этом секторе техники и сформировать из них команду по разработке мотоциклов.

Несколько лет назад вы рассказывали о своих планах строительства нового завода в Болонье. Дело движется?

Да, но это сложный процесс: надо получить массу согласований с официальными структурами и местными властями. Дело долгое.

И когда надеетесь начать строительство нового завода?

Трудно назвать конкретную дату, но буквально в течение нескольких недель мне предстоит ряд важных встреч, после чего, надеюсь, многое прояснится.

Вы открыли сборочный завод в Таиланде. Triumph делает там уже комплектные мотоциклы для всех мировых рынков, например, семейство Bonneville, благодаря чему и цены на него весьма конкурентоспособные. Планируете ли идти по тому же пути?

Нет, это будет чисто сборочный завод. Некоторые компоненты — рамы, колеса для местной модели Monster 795 мы закупаем на месте, но большинство компонентов прибывает из Болоньи, в том числе двигатели, уже прошедшие проверку.

2011 г. стал очень удачным для Ducati в коммерческом плане, и вы выиграли чемпионат WSBK. В то же время ваши выступления в MotoGP были просто удручающими. Означает ли это, что успехи в WSBK гораздо важнее для ваших продаж, чем победы в MotoGP?

Я не думаю, что наши коммерческие результаты напрямую связаны со спортивными достижениями. Гонки — это долговременные инвестиции: вы вкладываете в имидж бренда, в доверие к бренду, в лояльность фанов вашей команды к бренду. Но на уровень продаж влияет прежде всего качество вашей продукции. Конечно, гонки — это некий усилитель. Они привлекают внимание к бренду, заставляют людей заходить на ваш сайт, а потом и к вашему дилеру, но если человек не найдет там хороший товар по соответствующей цене, он уйдет ни с чем. Так что 2011 г. стал для нас очень успешным коммерчески годом потому, что мы смогли предложить хорошую продукцию по адекватной цене. Да, для нашей программы MotoGP это был не лучший год, тем не менее она привлекла внимание множества людей, не в последнюю очередь благодаря Валентино Росси.

Вы утверждаете, что главное — чтобы о Ducati говорили вне зависимости от гоночных успехов? Как-то это не согласуется с тем, что за 25 лет вы увеличили производство с 3 тыс. до 42 тыс. мотоциклов, выиграв 14 чемпионатов WSBK.

Ну, лучше, чтобы говорили о наших гоночных успехах. Но все же главное для продаж — хорошая модельная линейка.

Вы спроектировали шасси-монокок Panigale, базирующееся на вашей конструкции для MotoGP, и тут приходит лучший гонщик мира и говорит, что она никуда не годится…

MotoGP — это весьма специфический мир, и мы пытаемся понять, почему в нем не работает то, что так превосходно подходит для Panigale. Ведь вы сами могли убедиться, что это отличный мотоцикл. Трой Бэйлисс на прототипе Panigale Superbike проходит круг на «Муджелло» быстрее, чем на любом другом V-твине. В конце концов, мы выиграли MotoGP в 2007 г. на очень похожей машине. Да, там был не монокок, а рама типа «птичья клетка», но двигатель был так же активно включен в силовую структуру, так что концепция та же. C тех пор многое изменилось, и мы пытаемся понять что. Но главный подозреваемый — шины Bridgestone. Нам приходится строить мотоцикл вокруг шин!

Я знаю, что контракт с поставщиками шин для MotoGP не дает вам высказаться, но понимаю, что у шин Bridgestone очень жесткий каркас; они выносливы, но не прощают ошибок. В гонках Superbike и Superstock, а также на дорожных мотоциклах вы используете шины Pirelli, которые гораздо мягче и снисходительнее к водителю. Может быть, поэтому рама-монокок хорошо работает в этих условиях, но не пригодна для MotoGP. Тогда почему же вы в этом году не заявили Panigale в Superbike, а только в Superstock?

Во-первых, разработка двигателя для Superbike — длинный и сложный процесс. В Superstock все проще, потому что там мотор — стандартный. Во-вторых, мы вели долгую дискуссию с промоутером WSBK Паоло Фламмини о правилах и ограничениях. Беда в том, что многие настолько запуганы возможностью появления Panigale в гонках, что уже сейчас требуют зверской пенализации по массе и рестрикторам. Так что мы решили взять годовую паузу, чтобы иметь больше времени для подготовки двигателя и чтобы наши выступления в гонках Superstock доказали, что Panigale не боевая ракета, которая размажет всех соперников по стенкам, а просто хороший мотоцикл. Забавная ситуация: мы надеемся, что наш аппарат не окажется слишком быстрым! Ну и наши соперники за год, думаю, чуток подтянутся…

В прошлом году проблемой для ваших соперников стал тот факт, что один лишь Карлос Чека побеждал на Ducati, а для того, чтобы так называемая PBCAS (performance balance control activation system) заработала, необходимо, чтобы за марку выступали два быстрых гонщика.

Да, и тем не менее в результате грязных и неспортивных маневров нам навязали на 2012 г. дополнительных 6 кг пенализации. Мы согласились с правилами PBCAS, устанавливающими равновесие между 1000-кубовыми «четверками» и 1200-кубовыми «двойками» — и тут вдруг они произвольно меняют правила, и появляются еще эти 6 кг. Если такое продолжится, то, думаю, производителю, попавшему под прицел такой пенализации, лучше сосредоточиться на производстве дорожных мотоциклов и уйти из гонок. В конце концов, Ducati никто не обязывал гоняться! Мы уже заработали такую репутацию, что безо всякого ущерба для продаж можем уйти из большого спорта лет на 10. Есть некий предел для нашего терпения, и мы уже к нему близки.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии