Главная цель изменения конструкции стандартного квадроцикла – получение легкого, проходимого и быстрого аппарата. Поскольку спецучастки на трофи-гонках включают в себя как болота и трудно проходимое бездорожье, так и грунтовые дороги с ровным покрытием, необходимо улучшить соответствующие параметры машины.

МОДЕЛЬ. На сегодняшний день из квадроциклов, представленных на российском рынке, можно выбирать аппарат самым пристрастным образом. В основном гонщики строят такую линейку приоритетов (по убывающей): ВЕС – МОЩНОСТЬ – ПОДВЕСКА – ТИП ПРИВОДА – НАДЕЖНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ. Обязательно учитывается наличие и стоимость запчастей, а также то, какой сделан тюнинг. Далее следуют личные предпочтения. Некоторые гонщики готовы пожертвовать мощностью двигателя и ходовыми качествами во благо малого веса. Это вариант «Гриззли», где придется дополнительно потратить время и деньги на приобретение комплекта спортивных амортизаторов, которые можно тонко настроить под любые условия. Недостаток мощности компенсируется измененными системами выпуска и программным обеспечением блока управления двигателем, но прибавка составит не более 5%.

Второй путь – ставка на мощность и штатно настроенную спортивную подвеску в ущерб массе. Это вариант «Аутлендера», и в данном случае придется строго следить за «формой» квадроцикла: тщательно выбирать детали, ориентируясь на вес (к примеру, использовать вместо литых алюминиевых колесных дисков с «бедлоками» надувные «айрлоки» на легких алюминиевых штамповках).

Существуют также иные варианты, но при выборе многих из них возникают проблемы, не связанные с характеристиками техники: от отсутствия дилерской поддержки до непомерной стоимости запасных частей.

ШИНЫ.От них напрямую зависит скорость прохождения тяжелых участков. Чем больше диаметр колеса, тем больше дорожный просвет у мотовездехода. При немалом диаметре увеличивается пятно контакта с грунтом, что, в свою очередь, улучшает проходимость квадроцикла по топким болотам. На сегодняшний день технические требования трофи-соревнований допускают максимальный диаметр шин в категории ATV-open 28 дюймов. Ширина – параметр второстепенный и зависит от выбора чего-то одного: либо управляемости, либо проходимости. Чем шире передние колеса, тем сложнее удержать квадроцикл на скорости при движении по твердым поверхностям. Немалые колеса требуют большей мощности: двигатели рабочим объемом 400–500 см³ очень чувствительны к диаметру шин, 650–700 см³ – относительно чувствительны, 800 см³ – практически нечувствительны. Более детальное погружение в процедуру выбора открывает нюансы, связанные с рисунком протектора, его распределением по поверхности шины, весом и прочими параметрами.

Самые популярные грязевые шины ITP Mud Lite, имеющие редкие высокие и направленные ламели для эффективного самоочищения, хорошо себя показывают в болотах и на грязевых участках, но неустойчивы на высоких скоростях из-за симметричного шага ламелей. Этот протектор при езде как бы шагает по дороге из-за разрыва в рисунке.

Шины Maxxis Zilla, как и в первом случае, имеют направленные ламели, способствующие самоочищению колес. Кроме того, благодаря асимметричному рисунку протектора они более устойчивы на твердом покрытии, не теряют сцепления с поверхностью при перекатывании.

ЛЕБЕДКА. На рынке лебедок для квадроциклов присутствуют только электрические модели. Ни механических, ни гидравлических, как у внедорожников, в таком малом размере не существует. Тяговые характеристики лебедок должны как минимум втрое покрывать весовые характеристики снаряженного квадроцикла. То есть, если он весит 350 кг, необходимо выбирать лебедку с тяговым усилием 1050–1200 кг. Тройной запас обусловлен не только силовыми качествами, но и конструктивным исполнением. Как правило, лебедки серии 3000–4000 (показатель тягового усилия в фунтах, 1 фунт = 453 г, то есть 1360–1812 кг для этой серии) обладают значительной скоростью намотки троса, очень прочным корпусом с герметичным исполнением и, как следствие, высокой надежностью. При установке мощной лебедки следует помнить о ее энергопотреблении. Стандартного аккумулятора хватает на 50–100 м тяжелого болота. Из дооснащения обязателен удлинитель троса, полиспаст и несколько альпинистских карабинов. Штатный крюк можно сразу заменить на карабин – нагрузку выдерживает большую, весит меньше и не слетает с зацепленного к дереву троса.

ПОДГОТОВКА К ВОДЕ. Любой мотовездеход спроектирован для беспроблемного преодоления водных преград глубиной около метра. Но на соревнованиях приходится «переплывать» реки, дно которых редко бывает ровным. Кратковременное превышение указанного предела может стать причиной остановки двигателя и даже его поломки. Для обеспечения мотора воздухом изготавливают (как правило, из пластиковых сантехнических труб) специальный шноркель. Он должен быть не выше руля, так как при погружении квадроцикла на глубину появляется чрезмерная плавучесть его нижней части (шины стремятся всплыть и опрокинуть мотовездеход). На такую же высоту, до руля, следует выводить еще два шноркеля: для впуска и выпуска воздуха с целью охлаждения вариатора (если у квадроцикла вариаторная трансмиссия). На случай утопления стоит защитить двигатель от попадания воды в картер через систему вентиляции. На всех двигателях ее шланг выведен в систему впуска и при полном затоплении квадроцикла (к примеру, при случайном погружении сверх допустимого предела или опрокидывании в воде при наезде на камень) вода попадает в масло. Решается эта проблема путем установки еще одного шноркеля с фильтром тонкой очистки топлива на свободном конце. Фильтр обеспечивает «дыхание» двигателя, не позволяет воде попасть в картер и препятствует вытеканию масла при опрокидывании.

ПОДГОТОВКА ПОДВЕСКИ. Стандартная подвеска редко подходит для трофи-рейдов. Как показывает практика, даже лучшие стандартные амортизаторы работают более или менее хорошо, но недолго. Через 3–4 соревнования они выходят из строя. Замена штатных амортизаторов на афтермаркет позволяет добиться превосходной работы подвески и идеального поведения квадроцикла на бездорожье, а регулировок хватает для настройки под любой тип гонки. Можно увеличить степень демпфирования на отбой и сжатие на высокой скорости для скоростных гонок или, наоборот, значительно уменьшить усилие сжатия и преднатяг пружин, тем самым подготовив технику для болота. Настраивается амортизатор, как правило, перед гонкой после изучения карты местности и понимания того, в каких условиях придется ехать. На трассе все регулировочные винты покроются слоем грязи, и подобраться к ним будет непросто. Спортивные амортизаторы, кроме того, заточены как под разборку с целью профилактики после сезона (замена масла, чистка клапанов), так и под более индивидуальную настройку путем замены регулировочных прокладок или масла (см. «Мото» №9-2010, с. 60). Вышеперечисленными характеристиками обладают, например, изделия WP, ELKA, OHLINS, FOX, REIGE. Все они проверены в условиях рейдов и хорошо себя зарекомендовали.

ЗАЩИТА ДНИЩА И РЫЧАГОВ. Ветки и бревна, попадающие под днище, способны натворить немало бед. Поможет установка защиты. Она к тому же поспособствует преодолению болотных кочек, пней, бревен и камней за счет скольжения. Камни оставляют столь значительные следы на защите, что после соревнований зачастую приходится менять ее целиком. Но зато ни один жизненно важный узел не страдает. Защита изготавливается из алюминия или пластика. Алюминиевая легче, пластиковая прочнее благодаря большей толщине и более вязкому материалу, она обеспечивает лучшее скольжение.

Рычаги квадроцикла защищают исключительно от попадания внутрь бревна или пня, которые могут остановить движение. От ударов о камни защита не сильно спасает. Важный элемент, который подвержен наибольшему риску повреждения, – пыльник шарнира привода колеса. Разрыв этого нежного чехла может привести к полному обездвиживанию квадроцикла, поэтому защита рычагов должна предохранять и его.

ЗАЩИТА РАДИАТОРА. Наиболее важный элемент, нуждающийся в особом внимании при движении по бездорожью, – радиатор системы охлаждения двигателя. Его конструкция крайне хрупкая, а роль очень серьезная: охлаждение двигателя при высоких нагрузках, а значит, и успех в гонке практически полностью зависят от него. Радиатор может проткнуть ветка, повредить вылетевший из-под колеса камень, его соты могут забиться грязью и т.д. Способы решения проблемы разнообразны: перенос радиатора в более безопасное и чистое место, изготовление жалюзи, защищающих от брызг грязи и веток, установка увеличенных или добавочных малогабаритных радиаторов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СВЕТ. Основного света квадроцикла достаточно лишь при возвращении домой в темноте по ровной дороге. Для быстрой езды его крайне мало, тем более при ограниченном времени и неограниченном количестве грязи, залепляющей фары. Выход – установка дополнительной фары на руль. Свет должен быть ксеноновым. Помимо того что у него высокая яркость, в нем все неровности выглядят реально, нет увеличения ям, как при освещении обычной лампой накаливания. Наиболее конструктивно удачными можно считать фары с размером линзы около 100 мм и встроенным блоком розжига (например, Hella Luminator). Хорошее решение с точки зрения снижения энергозатрат на освещение – светодиодная оптика, но на сегодняшний день достаточная яркость ее обеспечивается только большими и тяжелыми фарами.

ОБСЛУЖИВАНИЕ.При подготовке к гонкам особое внимание следует уделить надежности электросистем. Все разъемы на датчиках двигателя стоит смазать водоотталкивающим составом. Попадание воды и грязи может стать причиной остановки двигателя, которую найти и устранить в условиях леса практически нереально.

Евгений Боаги, г. Екатеринбург. Чемпион России 2007 г. по трофи-рейдам на квадроциклах, чемпион Урала 2007 г. (категория ATV), многократный победитель и призер различных квадросоревнований.