Российский автопарк-2011: непатриотический отчет

Как всегда, весной стали известны данные о составе российского парка легковых автомобилей за прошедший год. Он вырос на 4,5% – а кто ожидал иного? – и изменился качественно.

ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ И ВОЗРАСТУ

Как нам сообщили в ГИБДД и агентстве «Автостат» (там обрабатывают все данные), на 1 января 2012 года в России состояло на учете чуть более 35 млн. легковых автомобилей. Парк растет, и ничто не может остановить этот процесс – ни прошедший экономический кризис, ни программа утилизации, благодаря которой с наших улиц и дворов исчезло свыше 400 тыс. единиц безнадежного старья.

Довольно интересная тенденция. Несмотря на рекордные продажи новых иномарок, их количество пока не достигло даже половины автопарка страны. Из 35 млн. легковушек почти 14 млн. (40%!) были выпущены на АВТОВАЗе. Еще примерно 5 млн. (14%) – другие «россияне» («волги», ИЖи, «москвичи», «оки», УАЗы), а также «запорожцы», в основной своей массе произведенные еще в СССР. Но общее количество иномарок, прописавшихся на территории России, неуклонно растет и ныне превысило 16 млн. штук. При общем росте на 4,5% за прошедший год иномарочный парк увеличился более чем на 10%. Видимо, года через два иномарки точно составят половину машин.

Самой популярной в России иномаркой пока остается «Тойота». Она не ходит в лидерах продаж новых машин, но берет свое за счет подержанных праворульных экземпляров, которые очень уважают за Уралом. В РФ свыше 3 млн. машин этой марки: больше, кстати, чем «волг» и «москвичей», вместе взятых! В десятке наиболее распространенных иномарок – «Ниссан» (1,36 млн.), «Шевроле» (1,05 млн.), «Форд» (1,02 млн.), «Хёндай» (916 тыс.), «Мицубиси» (851 тыс.), «Фольксваген» (805 тыс.), «Рено» (685 тыс.), «Хонда» (655 тыс.) и «Опель» (647 тыс.). В большинстве случаев «популяции» этих марок прирастают новыми автомобилями, в том числе произведенными в нашей стране. Благодаря им парк потихоньку молодеет.

Если обратиться к итогам 2011 года, то выяснится, что средний возраст легковых автомобилей России составляет 11,8 лет. Причем у иномарок он существенно ниже – 8,4 года, а вот парк отечественных почти в два раза старше – 14,8 года. Почти треть наших машин (32,2%) пребывает в возрасте свыше 20 лет, а среди иномарок таких престарелых всего 11,4%. Самые свежие машины прописаны в Центральном и Поволжском округах (10,6 и 10,4 года соответственно). А самые старые – на Дальнем Востоке (17,7) и в Сибири (14,3): последние лет двадцать именно сюда в первую очередь везли подержанные авто из Японии.

НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ

По расчетам аналитиков агентства «Прайсуотерхаус Куперс», Россия к 2025 году должна сравняться по обеспеченности населения автомобилями с нынешними показателями таких стран, как Япония, Франция и Великобритания (400 авто на 1 тыс. человек). Пока мы примерно на том же уровне, что Бразилия, и опережаем Китай, Индию, а также Украину: 247 легковушек на тысячу жителей. Причем плотность сильно меняется в зависимости от региона. Самые автомобилизированные – Приморский (580 авто на 1 тыс. человек) и Камчатский (429) края; замыкает рейтинг Чукотка (63). Москва в середнячках (299); ее обгоняют не только Мурманская (327), но даже Московская область (307)!

По всем прогнозам, нас ждет дальнейший рост парка и уровня автомобилизации населения, хотя в самых богатых странах Европы, в Японии и США уже наблюдается обратный процесс. Это объясняется просто: бензин там дорогой, налоги на владение авто немаленькие, не говоря уже о цене страховки и стоимости парковки. А вот общественный транспорт доступен и удобен! Но заграница нам не указ – идем своим путем. Кем-то давно уже пройденным…

Подпишитесь на «За рулем» в