Гаишные ловушки-1: права или кошелек!

Чтобы ГИБДД тряхнули за западни на дорогах, должен появиться повод с трупом, не меньше. Как в Казани, где полицейские до смерти «допросили» подозреваемого. Но ловушки — дело негромкое, почти интимное: какая кровь! Вот и нет поводов трясти... Или их не хотят замечать.

Позор как сотрясение воздуха

Про полицейские подставы знают все. Такая слава — не только гаражные пересуды. СМИ публиковали: в рейтинге коррумпированности стран мира РФ в числе худших, больше всех подпитывает эту гниль дорожная полиция. Недавно видный политический комментатор в передаче «Первого канала» ТВ заявил: Россия — сплошная гаишная ловушка!

После столь громкого позора (куда громче, куда позорнее?!) люди с остатками совести каются и исправляются. Но кто слышал про то, что влиятельное начальство «приняло меры»?

И не примет. Для «инстанций» молва — сотрясение воздуха. Пока все негодуют «вообще», все останется как есть… Вот и займемся конкретикой, подскажем, если поводов в упор не видно.

От простого — к подлому

Два факта из Уфы иллюстрируют творческий потенциал «ловцов» — от использования «особенностей ландшафта» до изощренных провокаций.

Подле торгового центра «Башкортостан» попадались, попадаются и, похоже, будут попадаться автовладельцы столицы республики. Здесь все простенько.

Сам того не подозревая, молодой человек въехал под "кирпич". Знак не увидишь - крыша автомобиля его скрывает.

Больше года назад этот сюжет показало местное телевидение. Что изменилось? По просьбе сайта «За рулем.РФ» представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) в Башкортостане Линар Хабирьянов выехал, проверил: ничего. (Факты для значительной части этой публикации получены при содействии ФАР.) «Кирпич» — как охраняемый памятник культуры: ни подвинуть его, ни понизить. И из засад регулярно является ДПС.

Еще два ролика, связанные одним «творческим замыслом». На всемирном конкурсе провокаций он получил бы гран-при.

Перед просмотром: в финальной части первого ролика нужно увидеть полицейский автомобиль, выползающий справа из бокового въезда и поперек движения. Оцените, мыслимо ли водителям, движущимся по второй-третьей полосам, загодя его заметить, чтобы уступить дорогу? Немудрено, что случилось столкновение. А через полсотни метров автоинспектор тормозит тех, кто не уступил.

«Кино» наделало шума, и руководитель регионального ГИБДД вынужден был дать разъяснение. Еще как дал: экипаж спешил на происшествие, так что претензий быть не может.

Опровергнуть естественные выводы может только одно: если местное гаишное руководство поклянется погонами, что автомобили ДПС базируются в запечатленном районе и оттуда же выезжают на происшествия. Но тогда выбор места придется назвать непрофессиональным, потому что оно опасно... С отставкой носителям погон можно повременить — сначала разберитесь с ловушками.

И в то же время…

В рождественскую ночь 2008 года на автотрассе Цивильск - Сызрань двое инспекторов ДПС – 28-летний Иван Игнатьев и 23-летний Евгений Левендеев были убиты при задержании опасных преступников. Они посмертно награждены медалями «За отвагу». (Из новостной ленты сайта ГИБДД РФ.)

Нация полоумных?

Излюбленная «специализация» ловцов — поймать «за встречную полосу». Правозащитники утверждают, что очень многие запротоколированные случаи, мягко говоря, спорные. Да, наглецов-нарушителей хватает. Но если слепо согласиться с комментариями ГИБДД к статистике ДТП, придется признать себя нацией умалишенных, склонных к суициду: сколько же это людей ломится на смертельное лобовое столкновение! Или лишение прав от 4 до 6 месяцев, что тоже больно.

Это охотники, они выжидают: на повороте спереди кто-нибудь обязательно хоть колесов пересечет сплошную линию.
Полицейские не зря уверены, что добыча будет. Слева, с площади Савеловского вокзала спокойно повернуть направо не просто: слева поток в три полосы (причем, крайняя правая отдана общественному транспорту, от него подчас приходится шарахаться) за повотором сужается вроде бы до двух, а на деле, до одной здесь конечное посадочное "гнездо" маршруток. Ко всем неприятностям, сразу за поворотом и еще до пешеходного перехода стаят, здесь оставляют личный транспорт. Хуже всего в сумрак и сумерки. Едут машины параллельно борт о борт, плавно забирают вправо, но вдруг та, что в правом ряду шарахается в сторону от обочины, чтобы не "поцеловать" припаркованную машину или маршрутку, не поместившуюся на выделенном месте. Как реагирует тот, что в левом ряду? Шарахается от столковения и заезжает на встречную полосу. ДПС на месте, все видит. То, что уходил от столкновения, для партуля "не звучит". Зря они, что ли, столько выжидали!
На том же месте, в другой час. Верхнее фото сделано зимним днем, а этот ночной снимок — майский.
Вот и дождались. Фото начала июня.

Есть вариант остаться с водительским удостоверением — называется «разойтись без протокола». Прейскурант: до 20 тыс. руб. везде по стране, в Москве и Питере — 30 тыс. и выше. Суммы указаны ориентировочные, их не уточнишь: эти доходы в налоговые декларации не включают. Однако цифры не «с потолка».

И в то же время…

Около полуночи на трассе Челябинск - Новосибирск инспекторы ДПС преследовали «Газель», гнавшую по встречной полосе, на команду остановиться водитель только сильнее давил на газ. На проселке автомобиль занесло, он въехал в забор. Блокировав путь к отходу своей машиной, инспекторы направились к грузовичку — и тут нарушитель разогнал «Газель» задним ходом прямиком на полицейских. Обоим удалось увильнуть, а одному с ловкостью акробата забраться в кабину и остановить машину. Злоумышленник побежал, а когда инспекторы его настигли, стал драться, попытался завладеть табельным оружием. Угомонился он только после предупредительных выстрелов. (Из новостной ленты сайта ГИБДД РФ.)

Свидетельская база

Только потом жертвы ловушек начинают понимать, что оказались на встречке — вот «показания свидетелей» с форума «За рулем.РФ».

ShelbyGT, Ульяновск: «Сам попадал на очень спорную ситуацию: знаки можно было трактовать и так, и эдак… Уже десятки раз об этом говорилось. Сколько «кривых» знаков, сколько фиг поймешь какой разметки!» Андрей Бессолицын, Н. Новгород: «Я умудрился попасть на потерю прав на несколько месяцев. Позже мне сказали, что в нашем городе несколько таких «кормушек» (улиц или перекрестков), где водитель едет в своей полосе (разметка есть), а потом неожиданно попадает в зону дороги без разметки. И его лишают прав, так как, оказывается, по ширине дороги водитель должен был понять, что едет по встречке». Ольга, Мурманск: «О какой разметке идет речь? У нас её просто нет ни на федеральной трассе, ни в городах!!!». Максим Жуков, Краснознаменск: «Неоднократно оказывался заложником подобной ситуации». Algualos: «Разметка может быть банально стёрта, ее не поймешь даже при отменной видимости». Joeblack, Москва: «Наводить порядок на дорогах не нужно ни дорожникам, ни тем более ГИБДД, у которых показатель работы (не будем даже про коррупцию) — количество выявленных нарушений».

На одном из сайтов Санкт-Петербурга вывешен перечень из восьми адресов, где гаишники подстерегают растерявшихся водителей — на перекрестках улиц Замшина и Бестужевской, пр. Шаумяна и пр. Заневского, пр. Светлановского и пр. Просвещения и т.д. Вот карта московских ловушек.

Опрос на сайте «За рулем.РФ»:

Оказывались ли вы непредумышленно на встречке из-за некорректной организации движения ?

Да, довольно часто 37% (1562)

Иногда 56% (2400)

Нет, такого не случалось 7% (311)

Всего голосов: 4273

Таким образом, из-за некорректной организации движения на встречную полосу попадает подавляющее большинство опрошенных водителей — 93%.

Что подтверждает тезис: вся страна — гаишная ловушка.

«ГИБДД превратилась в криминальную коммерческую структуру»

Столь жесткое заявление (пожалуй, жестче не звучало) сделал Антон Кругляков, член Московского отделения ФАР. На вопрос корреспондента «За рулем.РФ» ответил: он готов с фактами отстаивать свое убеждение.

Фактов хватает. Кругляков защищает в судах водителей, если убежден, что их необоснованно обвинили в нарушении ПДД, и многие процессы выиграл. Вместе с соратниками он борется с московскими ловушками, и за несколько последних лет ФАР удалось ликвидировать их в 15 точках. Сейчас «в разработке» еще полдюжины.

— То, в каком состоянии у нас знаки и разметка, противоречит смыслу организации движения. Средства технического регулирования движения должны быть такими, чтобы их заметил и понял даже 90-летний водитель с толстыми, разбитыми линзами в очках. Подобное обустройство дорог не требует колоссальных затрат и усилий. На это хватило бы малой части средств из десятков миллиардов рублей, направленных на целевую госпрограмму повышения безопасности движения. Если это не делается, значит, кому-то выгодно этого не делать. Пусть мне назовут другую причину. «Недоглядели», «не учли», «не смогли» — даже не детский лепет, а маскировка преступной корысти.

Фото сделано в небольшом европейском городе. Повторяющиеся знаки уходят к горизонту. Чтобы не ошибся даже 90-летний старик с линзами в очках.

«У нас знаки, как суслики: они есть, но их не видно»

Эта фраза из записи на форуме от читателя МузОбоз — точная характеристика засады, бывшей на севере Москвы. По изощренности она поспорит с уфимской подставой, а людей в нее угодило столько!..

Однажды понадобилось перевести на одностороннее «движение по ул. Лобненской со стороны ул. Вагоноремонтной» (это две сопряженные улицы. - Прим. авт.). В кавычках выделенное шрифтом — цитата из распоряжения тогдашнего главного автоинспектора Москвы. Обратите внимание: перевести движение на одностороннее — только по Лобненской.

Но некие «неустановленные лица» разместили знаки так, что на одностороннее перевели и Вагоноремонтную: знак «начало одностороннего движения» перенесли на 300 (!) метров. А повесили так, что его не заметишь (привет уфимским коллегам!).

Больше того, скобы, на которых знак крепился, почему-то прилегали к столбу неплотно, и те же, судя по всему, «неустановленные лица» обращали знак практически торцом ко взглядам въезжающих на улицу водителей. Между тем Вагоноремонтная — место бойкое: на ней бензоколонка, кафе и… три регистрационных организации ГИБДД. Представьте уровень посещаемости, и без машины здесь делать нечего. Автомобилисты, уладив дела, не узнав регламента движения, разворачивались и возвращались к магистрали... уже по встречке. Ловили здесь пачками! Дэпээсники выстраивали очереди кандидатов в лишенцы: «приговоренным» еще приходилось томиться в ожидании «казни».

эдошывмолд длд

Представляя в судах интересы пойманных в этой ловушке, Антон Кругляков ходатайствовал: предъявите распорядительный документ, который превратил Вагоноремонтную в одностороннюю улицу. Документ не обнаруживался, но все равно судьи переводили водителей в пешеходы. (Странностям судейских посвящен отдельный раздел.)

Вдруг бумага появилась. Кругляков раскопал,что предоставленный рисунок... Держитесь: во-первых, всего лишь эскиз расстановки дорожных знаков, не имеющий распорядительной силы — бумаженция. Во-вторых, полотно срисовано с натуры: рисовальщик-реалист отразил действительность как она есть, а не то, как здесь должно быть устроено в проекте. Предписывающего документа организации движения как не было, так и нет. Кто-то совершил подлог — и суд заглотнул «липу».

Схема, фигурировавшая в судах: сразу за поворотом вот он знак-невидимка «Начало одностороннего движения» — помечен красным. Тогда как по распоряжению главного автоинспектора Москвы должен был висеть далеко отсюда (точка обозначена синим).

Однако это — цветочки, ягодки вот: когда подлог уже был раскрыт, суд продолжал «разжаловать в пехоту» водителей с Вагоноремонтной.

Ох, какие крупные деньжищи!

Как-то все слишком сложно... Результат того стоил. ФАР приводит цифры: за семь месяцев режима одностороннего движения по Вагоноремонтной улице прав здесь лишили около 2 тыс. человек. По наблюдениям кураторов Федерации автовладельцев, автоинспекторы составляли протоколы примерно в двух случаях из каждых десяти. Остальные «клиенты» права выкупали.

За сколько? Чтобы выяснить, кураторы ФАР полезли в пасть зверю. Одному из них (по национальности он грузин) гаишники «заказали» столько, что тот запротестовал: «Не потяну!». Ему рассмеялись в лицо: «Ты же кавказец — не может быть, чтобы у тебя не было денег! Позвони своим — пусть везут 10 тысяч…»

Прикинем доход ловцов, будем считать по минимуму. Из цифр, названных ФАР, за исходную примем только одну сумму — «заказанную» куратору-грузину (хотя другие источники называют большие). Другую цифру возьмем из данных опроса читателей «За рулем».

Как обычно (чаще всего) заканчивались ваши контакты с сотрудниками ГИБДД?

Устным предупреждением без штрафа 20% (733)

Оформлением протокола на оплату штрафа 43% (1587)

«Штрафом на месте» без оформления протокола 37% (1343)

Всего голосов: 3663

Таким образом, за семь месяцев существования ловушки из 2000 чел. задержанных «штраф на месте» оплатили примерно 720 водителей (37%), по 10 000 руб. Получается, автоинспекторы «заработали» 7 млн 200 тыс. руб. — по миллиону с лишним за месяц. Заметьте, мы считали по минимуму.

Какое наказание грозит за неправильное размещение указателей о порядке движения? Сопоставьте суммы:

КоАП, статья 12.34.(извлечение):

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., на юридических лиц - от 20 до 30 тыс. руб.

По странному, опять-таки, стечению обстоятельств у троих кураторов ФАР, занимавшихся ловушкой на Вагоноремонтной, примерно в одно время угнали автомобили.

(Продолжение в материале «Гаишные ловушки-2: обвиняется суд»)

Подпишитесь на «За рулем» в