Гаишные ловушки - 2: обвиняется суд

Суды неразборчивы: наказывая по «водительским» статьям, не утруждают себя различать, по делу попался нарушитель гаишникам или угодил в их ловушку. И есть основания задуматься: нет ли особенных причин абсолютной солидарности правоохранителей?

(Продолжение. Начало — «Гаишные ловушки-1: права или кошелек!»)

Подождем, когда вляпаешься

Одна из традиций Английского парламента. Депутат вправе заявить: «Я заинтересован…» Это не значит, что сэр хочет выцыганить пенсию или орден. Он оказался в плохой ситуации, в которую, как выяснил, попадают многие сограждане, и готов предложить решение, полезное всем подданным королевы.

С позиций пользы для многих автор этих строк заявляет: «Я заинтересован». Впрочем, личной пользы быть уже не может: из своей ловушки я вышел без прав и свой срок оттопал. Но я в ней побывал, набрался ума, а поскольку ловушки существуют для всех, примерьте этот опыт к себе.

В полночную пургу начала минувшей зимы в незнакомом месте пошел на петлеобразный разворот. Откуда ни возьмись, гаишные «люстры». Офицер ДПС огорошил: вы на встречной полосе. Ему понадобилось мне объяснять, почему так. «Но смотрите же: по знакам и несуразной разметке не сообразишь, что это - полоса не для разворота! Тем более при такой видимости...»

— Вопрос не к нам: за знаки и разметку ДПС ответственности не несет.

То была первая неправда.

Дорожный регламент ГИБДД (приказ МВД №185 от 2.03.2009 г.): п. 50.

При установлении факта или получении информации о неправильной установке технических средств организации дорожного движения… принимаются возможные меры к устранению недостатков, осуществляются необходимые распорядительно-регулировочные действия до их устранения.

Если не убеждает, процитируем самый авторитетный документ (на эту тему их, изданных различными инстанциями, несколько):

Положение о ГИБДД МВД РФ, Указ президента РФ № 679 от 2.07.2002 г. N 679:

11. На Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности: а) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением… правил, стандартов, технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования… к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.

Но и себя я спрашивал: может, сам тупишь? И после не раз сходил с привычного маршрута, делал крюк к тому месту, чтобы осмотреться: как меня угораздило? И обомлел: народ толпами въезжает на ту же запретную полосу — тоже дезориентирован.

(Здесь видеозапись

А когда крюки я делал ночами, засекал рядом с разворотом машину ДПС. Отличная точка! Водителям, идущим на разворот влево, недосуг всматриваться в темноту, что за автомобиль у обочины справа.

Другого слова не подобрать: подло — знать наверняка, что здесь обязательно кто-то не по умыслу нарушит правила, выждать, когда это случится — и наказать!

То самое место. Машины в левом ряду стоят на встречной полосе. Одна из десятков, если не сотен фотографий, представленных судам привлеченными лицами.
Перекресток пуст, но этот автомобиль едет по встречной. Попробуйте назвать его водителя ненормальным! В Федеральную службу охраны (судя по номерам) сумашедших не берут.

А тем временем...

В пятом часу утра молодой человек, уже «набравшись», угнал грузовик и рванул на покатушки по ночному Екатеринбургу. Требования автоинспекторов остановиться игнорировал. Началось преследование. Позже очевидцы рассказали, что грузовик гнал, не реагируя на дорожные знаки и «красные» светофоры, не разбирая, едет в своей полосе или по встречной. Полицейским пришлось стрелять. С пробитыми колесом и бензобаком машина въехала в забор. Чудом уцелевший водитель пытался скрыться… И опять погоня, силовое задержание... Нарушитель был опасен: однажды он уже отсидел за угон автомобиля и прошел «школу» в местах заключения. (Из новостной ленты сайта ГИБДД РФ.)

Герои и «герои» рядом.

Вы должны, Ваша честь

В приемной мирового судьи девушка-секретарь: «Ну вот, и вы с того же места…» — «То есть? И много у вас дел «с того же места»?» — «Каждый месяц — десятками…».

В этот день слушали три.

Молодая женщина-судья сходу поверила автоинспектору-свидетелю: погода была отличная, разметка и знаки прекрасно видны. Офицер лгал. Я подал судье распечатки с сайтов двух самых авторитетных бюро погоды, в них: мокрый снег, ветер.

— Мало ли что вывалят в эту помойку-Интернет! Нужна бумага с печатью.

Кто бы знал! И потом, сегодня по Сети идут миллиардные платежи, компании переходят на электронный документооборот, наконец, создается электронное правительство России. Но это не довод для отдельно взятого маленького судебного участка. (К сайтам самих судов еще вернемся.)

В финале заседания она водила концом ручки по хрустящим новизной страницам книжицы с комментариями к ПДД (с цветными картинками!), вслух зачитывала цитаты из малознакомых ей текстов, втолковывая (дядечке со стажем вождения больше, чем ей лет): нельзя нарушать статью 12.15, часть 4 КоАП РФ. Нельзя — и все тут, остальное несущественно! Дядечка уже не спорил.

Ладно, я такой-сякой и смирюсь с наказанием. Но, Ваша честь, хорошо же знаете, сколько дел «с этого же места» рассматривает ваш суд: зашкаливает! Я общался с другими такими-сякими — их тоже запутали знаки и разметка. Встречка, Ваша честь, — это же для граждан убийственно опасно, как минимум разорительно…

На том самом месте.

И я ходатайствовал: от имени суда обратиться в структуры, занимающиеся техническими средствами организации движения, чтобы на этом развороте сделали все предельно понятным.

Фрагмент из материалов дела: предложение дополнить разметку, чтобы она давала однозначную информацию водителям.
На отом развороте все ошибаются, потому что не понятно, что налево в первый ряд заезжать нельзя. Если сюда повесить такой же знак, кто же в него повернет! (Фото с другой улицы Москвы).

Ее честь ходатайство отклонила с формулировкой: если хотите, сами обращайтесь — не судов эта забота.

Протестую: судья или не знает закона, а если знает, значит, отказывается его выполнять. Что хуже?

КоАП РФ, статья 29.13.

1. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Проклятое место

А другие судьи, автоинспекторы, должностные лица знают этот закон? Выполняют?

Взгляните на карту ловушек столицы. Легко заметить, что больше всего засад в центре города, а также — вот что странно!— в северо-восточной его части — районе, не хуже других. Количество же «привлеченных лиц» здесь выше, чем в других административных округах, даже Центральном.

Вот данные мониторинга ФАР о количестве дел по 12-й, «водительской» статье КоАП, рассмотренных мировыми судьями округов.

В рейтинг 12 самых результативных мировых судей ровно половина из СВАО, а двое из них лидеры с явным перевесом. По цифрам просто понять: в каждый день судебных заседаний рассматривается несколько «водительских» дел, и, судя по количеству «засад» (на карте), одни и те же адреса повторяются часто. Люди неглупые, каковыми надо считать судей, наверняка сообразят: что-то здесь не так. Однако мы не располагаем сведениями, что кто-то из судей СВАО выполнил требование закона — добивался «принятия мер по устранению указанных причин и условий». Не допускаю, что судьи считают СВАО любимым местом москвичей и гостей столицы для покатушек по встречным полосам. Или местом проклятым.

Фамилии в рейтинге мы зашифровали — дело не в конкретных лицах. Судьи, похоже, не вольны в своих решениях.

...И стали втрое честнее!

Их репутация по поводу «автомобильных» процессов известна: всегда принимают сторону ГИБДД. Вряд ли на эту оценку сильно повлиял фактор «добросовестного заблуждения» нарушителей (он искренне убежден, что не нарушал, и ищет вину в других, в данном случае в судах). Погрешность возможна, но она невелика: слишком многие на собственной шкуре прочувствовали, как им «шьют дело» белыми нитками.

Что заставляет независимый, по Конституции, общественный институт «играть в одни ворота»? Вот пища для размышлений.

В Тверской областной суд из управления местной Госавтоинспекции отправили так называемые обзорные письма, между строк полные негодования: суды необоснованно прекратили целый ряд административных дел о нарушениях ПДД. Реакция последовала образцовая: облсуд, как по приказу, провел в низовых звеньях проверку дел, итоги обсудил со всеми судьями области. Результат ошеломляющий: во втором полугодии следующего, 2010 года было вынесено постановлений о прекращении дел в три с лишним раза меньше, чем за аналогичный период предыдущего. Судьи вмиг стали втрое честнее и принципиальнее!

Закон восторжествовал или ГИБДД? Юристы могли бы квалифицировать произошедшее как вмешательство в деятельность судов — это чуть не «расстрельное» нарушение Конституции и закона.

По Уголовному кодексу РФ, статье 294, ч. 1 и 3, вмешательство в деятельность суда, совершенное с использованием служебного положения, наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. либо лишением свободы до четырех лет.

Не спрашивайте, пытались ли кому-то вменить это преступление. Какой там вменить! Вспомните прошедшие по Интернету ролики, в которых гаишные командиры матом требуют у личного состава: задерживать, штрафовать, лишать прав! Чем больше, тем лучше. Понятно, кому и почему лучше.

Неотвратимость наказания... в ловушках

Однако надо понимать последствия «просто обмена мнениями»:

— Возникает система «отмывания» совершаемых ДПС преступлений, предусмотренных УК РФ, статьями 286 (превышение должностных полномочий) и 292 (внесение в официальные документы заведомо ложных сведений), — разъяснил активист ФАР Юрий Шулипа. — Заведомо зная, что по любому сфабрикованному материалу судья вынесет обвинительное постановление, инспекторы ДПС припишут автовладельцам что угодно, и это им сойдет с рук.

Командиры точно не попрекнут! ФАР докопалась до сути приказа МВД РФ № 25 от 19.01.2010 г. Если подразделение полиции хочет получать положительные оценки работы, личный состав не должен в текущий период допускать снижения количества лиц, привлеченных к ответственности, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. От неснижения напрямую зависит — внимание! — карьерное продвижение и материальное обеспечение полицейских.

В контексте гаишных задач «не довольствоваться достигнутым» означает: умножать арсенал способов сравнительно честного отъема водительских прав у населения.Что формирует у водителей совершенно определенную репутацию придорожных смотрящих: гаишники стопудово обеспечивают неизбежность наказания в ловушках. Для «лиц, привлеченных к ответственности», эта репутация — стимул к даче взяток.

Однако без поголовно обвинительных решений судов нужных результатов не добиться. Круг замкнулся: у ГИБДД есть сильный повод давить на суды. Еще бы понять, чем давит.

Судейская казуистика

Правозащитники пытаются выяснять, где именно насиженные «хлебные места». Появился, казалось бы, верный способ: с некоторых пор суды обязали выкладывать в Интернет тексты судебных постановлений по всем рассмотренным делам. Делаешь выборку дел по «водительским» статьям, в текстах смотришь адреса, где допущены нарушения, и если повторяются одни и те же, значит, ловушка здесь.

Не тут-то было: в документах, опубликованных на сайтах московских судов, адреса исчезли. Правозащитники за разъяснениями: почему? Потому что, мол, существует некий регламент с «перечнем персональных данных участников судебного процесса, подлежащих исключению из объема сведений», в том числе «все адреса, включая адрес места совершения преступления...». Но, взяв регламент в руки, правозащитники дочитали фразу: «…если адрес является местом жительства или пребывания участников процесса».

За этими словами: если в глупую голову придет лихая мысль за что-то отомстить участнику процесса, суд не должен ненароком дать наводку. Но оговорка не может распространяться на случаи с нарушениями ПДД — они не происходят по месту жительства автомобилистов. Правозащитники пытались довести это очевидное соображение до судей, да попусту: все равно адреса не называют.

Что нельзя списать на вздорный характер отдельных служителей коаповского правосудия. Тем более они не отдельные, а большинство столичных судов. Это тоже нарушение Права. Сокрытие адресов нарушает требования ст. 15 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Трудно предположить, что судейские о таком законе ни сном, ни духом. Тогда почему скрывают? Непосвященному во взаимоотношения судов и ГИБДД не ответить.

Привлекать суды к суду? Это из области фантастической фантастики.

О чем поют птички

Оптимистичное:

— А у нас ловушки исчезли, — поразил представитель ФАР в Ярославской области Сергей Терехин. — Бывший начальник ГИБДД области Александр Ильин нормально реагировал на информацию СМИ и обращения общественных организаций. И вот результат. Теперь он командует автоинспекцией Москвы — ждите результатов.

Подождем. Но речь ведь не только о Москве. Даже если генерал Ильин такой, каким его рекомендуют, он один не переделает все ГАИ России-ловушки. А есть другие, как он? Хорошие рекомендации выдал президент новому министру МВД — и его дел подождем.

Что бы еще оптимистичного?.. Без «колес» больше двигаешься, слышишь птичек, на девчонок глазеешь — хоть обсмотрись… У пешей жизни есть достоинства. Но постоянный фон этих радостей — не покидающее чувство, что тебя к ним приговорили. Гадливо вспоминать, как это происходило. С тем же живут тысячи, прошедшие западни. Никому не пожелаешь.

И еще. То, что в этом материале, не принесет радости никому из автоинспекторов и судей. Сочувствуем правоохранителям - приличным людям, на которых падает тень их недостойных коллег.

Около часа ночи в Тюмени патрульный экипаж начал преследовать автомобиль, который странно ехал и на сигнал инспектора не остановился. Убегал по улицам города на 150 км/ч.. Пришлось стрелять по колесам. Задержанный — пьяный 24-летний человек. Выяснилось, его лишили права управлять автотранспортом до... 2019 года. Задерживали парня 17 раз именно за пьянку за рулем и управление без прав. Суммарный срок лишения ВУ достиг 162 месяцев.

Еще одного «циркача» тюменские инспекторы задержали в поселке Антипино. Он отказался от медосвидетельствования, был крайне агрессивен. Проверили по базе данных: за последние три года буяна четырежды задерживали пьяным за рулем, он лишен водительских прав до 2014 года. Когда его все-таки усадили в патрульный автомобиль, он ногами выбил лобовое стекло. Надеть наручники было совсем не просто. (Из новостной ленты сайта ГИБДД РФ.)

Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-центр ГИБДД МВД РФ.

Редакция направит материал в ведомства, которые могли бы сломить ситуацию — руководителям МВД РФ, ГИБДД МВД РФ, Министерство юстиции РФ, Генеральную прокуратуру РФ. С реакцией познакомим читателей.

Подпишитесь на «За рулем» в