Закон об ОСАГО толкает к взяткам

Именно чтобы исключить разгул «покупок» талонов ГТО, и вводились последние изменения в порядке о гостехосмотре и обязательном автостраховании. А торговля идет пуще прежнего!

«Покупатель» — каждый второй

Агент одной из авторитетных страховых компаний доверительно рассказала корреспонденту «За рулем.РФ»: сейчас половина водителей, пришедших оформить полис ОСАГО, признаются, что талоны техосмотра они купили. Точно не преувеличила — неужели столько? Девушка задумалась и твердо подтвердила: никак не меньше.

Толкают к этому именно изменения в Законе об обязательном страховании. Введенный с 1 января порядок гласит: страховые компании имеют право продать полис ОСАГО только после предъявления талона о техосмотре машины. Но вот в чем заковырка — до окончания действия талона должно оставаться не менее шести месяцев.

Это — ловушка. Основная масса вынужденных взяточников, пояснили в страховой компании, - те, кто только что приобрел подержанный автомобиль. Предыдущие владельцы, давно намереваясь продать транспорт, не озадачиваются продлением документов и передают машины с просроченными полисами. Новые собственники в ступоре: поехать бы на пункт техосмотра, однако без полиса, по КоАПу, ездить нельзя. Замкнутый круг.

Трудно быть честным

Выход, собственно, есть — чтобы не нарушить закон, можно отвезти автомобиль на эвакуаторе. Но это и глупо (машина-то в порядке), и затратно, а потому досадно, особенно, если пункт ГТО в трех кварталах от дома. И потом, здесь ожидаешь своей очереди час, а то и два. Эвакуатор, конечно, подождет, но за такую любезность дорого заплатишь.

А следующий пункт назначения «верхом» на эвакуаторе — страховая компания. Не всегда она по соседству. Многие оформляют полис в «своей», проверенной и надежной, а не в случайно подвернувшейся и не близкой к месту жительства. Тем более если за безаварийную езду в период предыдущего страхования в «своей» компании тебе положена скидка.

Не только штраф

Можно получить талон техосмотра, не марая руки его покупкой, и все-таки поехать за ним на собственных колесах. Но это значит рисковать.

Статья 12.37, часть 2 гласит: «Неисполнение владельцем ТС установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление ТС, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, наказывается штрафом от 500 до 800 руб.»

В сравнении с платой за эвакуатор (2-3 тыс. руб., и не факт, что не дороже) это меньшие деньги, и ими, казалось бы, можно пожертвовать. Однако Административный кодекс предусматривает еще и «снятие государственных регистрационных знаков».

Остановивший вас автоинспектор вдобавок вспомнит и часть 2 статьи 27.13. КоАПа, которая уточняет: «При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства» (шрифтом выделено ред.). А как вы ее устраните? Если без полиса еще можно рискнуть выехать, то без номеров — никуда!

О чем умолчит инспектор

Вместе с тем попавшим в передрягу нужно знать то, о чем автоинспектор умолчит (с определенным расчетом), когда будет свинчивать номера.

В статье 27.13 КоАПа, пункте 2.1. сказано: «Разрешается движение транспортного средства… к месту устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации транспортного средства». То есть в вашем распоряжении следующие сутки — успевайте оформить ОСАГО. Однако избежать штрафа все равно не удастся.

Не только новые владельцы бэушных машин оказались прижатыми к стенке. По сведениям Российского союза автостраховщиков (РСА), в такие же передряги попадают те, кто ездит только в теплую пору года, люди, приехавшие из длительных командировок, больные, долго пролежавшие на больничной койке… Надо ли удивляться тому, что каждый второй техталон покупается «из-под полы»?!

Народ должен знать

Хотелось бы повстречаться с теми, кто придумал и «продавил» через Госдуму новый порядок, да спросить: а почему, собственно, установлен такой срок — за полгода до окончания действия техталона, а не месяц или не год? И вообще, что вызвало введение такого порядка? Вспомним, что буча поднялась тогда, когда очереди на пунктах ГТО были бесконечными, и потому торговля заветными квитками шла бойко. Но на трезвую голову трудно было предположить, что такие новации в регламент разрядят обстановку.

С этими вопросами мы обратились в РСА, но первый — кто автор? Страна должна знать своих героев! Ответ был следующим: закон принимал предыдущий состав Думы, и найти инициаторов поправок не представляется возможным. Придется довольствоваться таким ответом...

Неужто?!

Когда материал был готов к публикации, РСА известил редакцию, что Комитет по транспорту Госдумы принял текст поправок в Закон об ОСАГО, и это хорошая весть.

  • Одна из поправок предлагает при покупке полиса ОСАГО отменить необходимость предоставлять талон техосмотра, который бы действовал еще не менее 6 месяцев. Мотивировка: «Данное требование вынуждает автовладельцев досрочно проходить технический осмотр». О том, что действующий закон провоцирует многих на противоправные действия, не сказано.
  • Предлагается разрешить заключать договоры ОСАГО без предъявления талона ГТО на срок до 20 дней — чтобы автомобиль можно было предоставить на гостехосмотр.
  • Депутаты поддержали предложение РСА: позволить страховым компаниям заключать договор ОСАГО при предъявлении страхователем диагностической карты станции техобслуживания вместо талона ГТО.

Однако пока это только предложения комитета Государственной думы. Если их не примут, сообщество автомобилистов может смело требовать от депутатов уйти в отставку всем составом. Остается надеяться на коллективное благоразумие избранников. Другое дело, обсуждение поправок в повестку дня не запланировано, и когда поправки примут, не известно. До тех пор, увы, будут появляться купленные талоны, и водителям в нелицеприятных диалогах ГАИ придется пользоваться знаниями КоАПа, о которых здесь шла речь.

Подпишитесь на «За рулем» в