Лондон-2012: второй этаж Олимпиады

Города-хозяева Олимпиады всегда прихорашиваются к Играм, возводят уникальные спортивные сооружения, а вот в Лондоне к летним Играм приготовили еще и новый двухэтажный автобус.
Дизайн новинки вызвал острую полемику в прессе и лондонском обществе...

Лондонский «AЭК Рутмастер» 1956 года (а вообще двухэтажные автобусы тут бегают с 1911-го!) стал настоящей визитной карточкой столицы Туманного Альбиона. Эти машины держали в эксплуатации до последнего, модернизируя по мере сил и возможностей. Но в 2005 году их все же пришлось отправить в отставку, уступив жестким требованиям к экологии, особенно в центре Лондона. Стали больше думать и об инвалидах (им нужен особо низкопольный кузов), и о сокращении штатов (в даблдекерах помимо водителя работал еще и кондуктор).

ВСЕНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ

Разработка нового автобуса стартовала в 2007 году. Будущий мэр Лондона Борис Джонсон в ходе предвыборной кампании обещал возродить черты легендарного «Рутмастера» и тем самым не только набрал очки у электората, но и увековечил свое имя: представленный в 2011 году компанией «Райтбас» образец окрестили в народе «борисмастером» или просто «борисбусом». Надо сказать, что конкурс был нешуточным: всего поступило 700 предложений. А за контракт на поставку автобусов бились шесть компаний: местные фирмы «Деннис», «Райтбас», «Оптэр» и пришедшие с континента «Эвобус», «Скания», «Хиспано». Овчинка стоила выделки: речь шла о постройке 600 машин за три года.

Конкурс выиграл «Райтбас». Первый прототип представил в мае 2011 года, конечно же, мэр города, притом не просто в ходе формальной презентации, а на ходу, сидя за рулем! Уже в феврале 2012 года первый экземпляр вышел на 38-й городской маршрут.

А ЧТО ВНУТРИ?

С задней площадки «борисбуса» можно выскакивать на ходу, на малой скорости.

Внутри у «борисбуса» 88 мест, из которых 22 – сиденья на первом этаже, 40 – на втором, одно – для инвалидной коляски и еще 25 пассажиров могут постоять. Все они разместились в кузове длиной 11,23 и шириной 2,52 м. Нельзя в данном случае умолчать о высоте: она равна 4,39 м, что позволяет впритык проходить под стандартными путепроводами, налагающими ограничение в 4,5 м. Весит автобус 11,8 т, он снабжен тремя дверями по левому борту (помним, по какой стороне англичане ездят!). Любопытно, что заднюю стеклянную дверь можно держать постоянно открытой, чтобы вскочить или выпрыгнуть из автобуса на малой скорости. Это сделано специально в память о «Рутмастере», где открытая площадка сзади служила именно для быстрой посадки и высадки. Средняя дверь снабжена рампой для инвалидов. Кроме того, пневмоподвеска на шести подушках позволяет машине «присесть» на 70 мм. Лестниц, ведущих на второй этаж, две: сзади, а также между передней и последней дверями.

Наверное, это все, что интересно с точки зрения пассажира. Но читатель «За рулем» не просто пассажир. Поэтому расскажем о том, что скрыто под изящным красным кузовом.

Итак, мы имеем дело… с полноприводным городским автобусом. Причем если передние колеса крутит 4,5-литровый 252-сильный дизель «Камминс», то задние – электромотор.

Энергия для него накапливается в литиево-ионных батареях, а в них она попадает либо от генератора, либо от солнечных батарей, уложенных на крыше. Конкретным распределением энергетических потоков в зависимости от режима движения занимается бортовой компьютер. Ему виднее, сколько киловаттов откуда взять в каждый данный момент.

Выхлоп удовлетворяет нормам Евро-4, а выброс зловредного СО2 (говорят, лондонцы считают его одной из причин частых туманов) не превышает 640 г/км. Для сравнения: типичный дизельный автобус выбрасывает почти вдвое больше!

Очевидно, проблема экологии важна не только для олимпийских столиц. Но все-таки, чем ответим Лондону в Сочи – гибридным «ё-такси»?

Подпишитесь на «За рулем» в