Тренажер для Валентино: Zaeta 530DT

Бывший гонщик, действующий гонщик и банкир-энтузиаст — три родителя марки Zaeta. А если учесть, что один из основателей носит фамилию Росси (да-да, он отец того самого Росси!), то получился превосходный тренировочный мотоцикл для сына.

000_moto_0712_034

000_moto_0712_034Zaeta 530DT: стрит-трэккер, 2012 г., 528 см³, 48 л.с., 112 кг, 13650 евро.
Zaeta 530DT: стрит-трэккер, 2012 г., 528 см³, 48 л.с., 112 кг, 13650 евро.

Город Тревизо расположен к северу от Венеции — в самом сердце итальянской индустрии моды (именно здесь находится штаб-квартира корпорации Benetton). Это богатый город и, пожалуй, самый англофильский во всей стране: местная команда регбистов царит в национальном чемпионате, а скачки на ипподроме Sant’Artemio вызывают такой же ажиотаж, как в Эпсоме или Ньюмаркете.

Но порой на этом овале четырехногие лошадки уступают место двухколесным, и на смену английским нравам приходят «штатовские» — поскольку трековые гонки в Тревизо проходят не по европейским, а по американским правилам (то, что называется dirt track или flat track). Местный уроженец Марко Белли — настоящая звезда этих состязаний: он дважды выигрывал чемпионат Европы, четырежды — чемпионат Великобритании и в 2006 году даже провел полный сезон в США, где выиграл четыре гонки и занял второе место в серии AMA Winter National Dirt Track. Трижды Белли принимал участие в горной гонке Pikes Peak — в 2011 году он за рулем одноцилиндровой Zaeta 530DT занял седьмое место в общем зачете и третье в классе 750 см³ — при этом опередив две из трех заводских Ducati Multistrada…

Спонсор Белли и его партнер в компании Zaeta Motorcycles — миланский банкир Паоло Киая. Собственно, история марки началась пять лет назад, когда эта пара встретилась с еще одним энтузиастом дирт-трека — бывшим мотогонщиком Грациано Росси (отцом Валентино). И возникла идея: почему бы не спроектировать трековый мотоцикл, а на его основе — бескомпромиссный стрит-род, так сказать, средство личного транспорта в абсолюте? А при этом еще и отличный тренажер для Росси-младшего — он гоняет на нем в межсезонье, чтобы не слишком расслабляться.

Ну что же, пора и мне погонять: горные дороги Северной Италии и тестовый байк Zaeta к моим услугам! 48 л.с. на 112 кг массы (без бензина — впрочем, крохотный 7-литровый бачок, которого хватает всего на 130 км, много не весит) — такое соотношение обещает многое. Нажимаю на кнопку стартера, — и двигатель рапортует о готовности к подвигам басовым бу-бу из расположенного у правой ноги глушителя (в трековых гонках все повороты — левые!).

Седло расположено высоко — 800 мм, — но устраиваешься на нем на удивление удобно для такого минималистского мотоцикла (здесь даже приборов всего два: спидометр и указатель температуры охлаждающей жидкости). Натуральную посадку формируют прямой трековый руль и низко расположенные (но при этом не цепляющие за асфальт) подножки. Поскольку прошло слишком много времени с тех пор, как я пытался освоить искусство трековых гонок, то не буду соперничать с Марко Белли, а отправлюсь штурмовать повороты городских улиц. Вот здесь-то мотоцикл действительно в своей стихии: прямо-таки скутер. Правда, приходится самому переключать передачи, так зато и динамика куда лучше! Коротенький рычаг отщелкивает передачи быстро и четко, и при переключениях вверх можно не выжимать сцепление. Вот нейтраль отловить — та еще задачка: остановившись, найти ее и не мечтайте, да и в движении не легче. Сцепление работает в режиме «вкл.-выкл.», так что поначалу, когда мотор еще не прогрелся, тронуться с места удается не сразу. Но потом привыкаешь.

Маленькая масса, компактные размеры (база — 1380 мм), широкий руль — все это способствует великолепной управляемости. Вскоре вы усвоите то, что американцы зовут «английской манерой» (почему?): наклоняться вперед на входе в поворот, нагружая переднее колесо, и откидывать корпус назад на выходе, загружая заднее для лучшего сцепления. А как приятно ездить на этом аппарате по сельским дорожкам холмистой Северной Италии, под слегка ленивый бит одноцилиндрового мотора! Но крутаните ручку газа порезче — и получите впечатляющее ускорение, вместе с дозой здоровых вибраций (балансирного вала нет!). Впрочем, тряска — в приемлемых пределах: на седле она не ощущается, на руле — слегка. Вот на подножках ее хорошо чувствуешь: возможно, не помешали бы резиновые накладки. Но тогда подножки не выглядели бы так круто!

На первом прототипе Zaeta, построенном в 2009 году, стоял двигатель Yamaha YZ450F; благодаря 480-кубовому киту от Rinaldi он выдавал 70 л.с. на заднем колесе! «Но, во-первых, нам не нужно было столько мощности, во-вторых, мы хотели создать чисто итальянский мотоцикл, — рассказывает Киая. — Поэтому мы стали искать итальянский двигатель и нашли его у компании ТМ. К тому же у этой фирмы есть одно важное преимущество перед Yamaha: вы в любой момент можете связаться с братьями Серафини, ее владельцами, или Эдмундо Росси (однофамилец!), конструктором мотора. А при необходимости — и подъехать: между штаб-квартирами Zaeta и ТМ всего 10 минут езды… В дорожной версии этот двигатель развивает 48 л.с., а в гоночной, без катализатора и со свободным выпуском — 61 л.с.».

А вот рама мотоцикла — дуплексная конструкция из хром-молибденовой стали — американского производства. Ее сделала компания из Мэриленда J&M Frames, продукция которой вовсю используется в американских трековых гонках. Этот проект — едва ли не первая их рама для дорожного мотоцикла, но трековые корни чувствуются в том, что Zaeta не проявляет ни малейшей нервозности, если поехать «на все деньги». Полному контролю над машиной способствуют и подвески: передняя вилка Paioli и задний моноамортизатор Ohlins. Видимо, покрытия городских улиц недалеко ушли от дирт-треков, поэтому из гоночного аппарата получился такой хороший уличный боец. Вот на автостраде мотоциклу делать нечего: на скорости свыше 120 км/ч и вибрация достает, и сдувает. Тормоза великолепны, с отменной обратной связью — еще один элемент в картине полного контроля над машиной.

Zaeta недешева: 13 650 евро, и поставки придется ждать десять недель. Но в эту сумму входит один урок на треке от европейского чемпиона Марко Белли, а возможности выбора элементов шасси, седел и окраски довольно широки. «Мы хотели бы найти покупателей и за пределами Италии, — рассказывает Паоло Киая, — но при этом не собираемся расширять производство. Возможно, с точки зрения бизнеса это и глупо, но мы позиционируем свой продукт как эксклюзивный и высочайшего качества. Мы разработали версию Evo с алюминиевой рамой: Белли опробует ее в этом гоночном сезоне, и если даст добро, то мы предложим ее в качестве опции. Эстетически она совершенно другая, но геометрия такая же, как и у стальной. Меня часто спрашивают: не хотим ли мы выпустить двухцилиндровую версию? Ведь, например, у компании CR&S ее двухцилиндровый DUU продается куда лучше, чем одноцилиндровый VUN. Но давайте сравним двухцилиндровые стритфайтеры и Zaeta: они мощнее на 30–40 л.с., но при этом на 80 кг тяжелее и по крайней мере на 10 см длиннее… Не вижу смысла! Я думаю, что Zaeta — прекрасная альтернатива для тех, кто хочет получать от мотоцикла удовольствие и при этом выделяться из общей толпы. И при этом выглядеть так круто!..»

И напоследок: что же это за слово такое — Zaeta? «Zaete — вкусные бисквитики, которые пекут в Венеции и которые напоминают мне о моей бывшей подруге, — с улыбкой рассказывает Киая. — После занятий любовью она угощала меня таким бисквитом для поддержания сил — или двумя-тремя, если я того заслуживал. Мы остались хорошими друзьями, хотя давно уже не вместе и бисквитами она меня уже не угощает. Но я их не забыл и решил сделать механическую Zaeta — как символ чистого удовольствия.»

001_moto_0712_034

001_moto_0712_034Двигатель ТМ Supermoto выдает 48 л.с. — на заднем колесе! В трековой версии он форсирован до 61 л.с.
Двигатель ТМ Supermoto выдает 48 л.с. — на заднем колесе! В трековой версии он форсирован до 61 л.с.

002_moto_0712_034

002_moto_0712_034Лепестковый тормозной диск Braking и четырехпоршневая скоба Brembo полностью адекватны массе и динамике мотоцикла.
Лепестковый тормозной диск Braking и четырехпоршневая скоба Brembo полностью адекватны массе и динамике мотоцикла.

003_moto_0712_034

003_moto_0712_034Треугольный маятник соединен с полностью регулируемым моноамортизатором Ohlins без промежуточных рычагов.
Треугольный маятник соединен с полностью регулируемым моноамортизатором Ohlins без промежуточных рычагов.

004_moto_0712_034

004_moto_0712_034Спидометр и указатель температуры охлаждающей жидкости — вот и весь инструментарий.
Спидометр и указатель температуры охлаждающей жидкости — вот и весь инструментарий.

005_moto_0712_034

005_moto_0712_034

006_moto_0712_034

006_moto_0712_034

007_moto_0712_034

007_moto_0712_034Zaeta 530DT — трековый мотоцикл, приспособленный для езды по дорогам общего пользования. И превосходно приспособленный!
Zaeta 530DT — трековый мотоцикл, приспособленный для езды по дорогам общего пользования. И превосходно приспособленный!

008_moto_0712_034

008_moto_0712_034Паоло Киая — один из трех партнеров в проекте Zaeta. И немаловажный: он дает деньги!
Паоло Киая — один из трех партнеров в проекте Zaeta. И немаловажный: он дает деньги!

009_moto_0712_034

009_moto_0712_034

010_moto_0712_034

010_moto_0712_034Марко Белли — двукратный чемпион Европы по дирт-треку.
Марко Белли — двукратный чемпион Европы по дирт-треку.

011_moto_0712_034

011_moto_0712_034Вот так ездят в дирт-треке!
Вот так ездят в дирт-треке!

012_moto_0712_034

012_moto_0712_034

Посмотреть, как Валентино Росси зажигает на Zaeta, можно на его сайте (раздел video/Belroni traversing camp) или на YouTube:

ИТОГ.Zaeta 530DT — 112 кг драйва. Великолепный уличный боец, в городе обставит и скутер, и любой спортбайк. Хорош он также на извилистых провинциальных дорожках, а вот дальнобой по автостраде — явно не его стихия.

Zaeta 530DT (данные производителя)

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Модельный год 2012
Снаряженная масса, кг 112 (без топлива)
База, мм 1380
Высота по седлу, мм 800
Объем бензобака, л 7

ДВИГАТЕЛЬ

Тип 1-цил., 4Т
ГРМ DOHC, 4 клапана на цилиндр
Рабочий объем, см³ 528
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм 98х70
Степень сжатия 10,5:1
Макс. мощность, л.с. при об/мин 48/8800 (на заднем колесе)
Система питания карбюратор Keihin FCRD
Система охлаждения жидкостная
Система запуска электростартер

ТРАНСМИССИЯ

Сцепление многодисковое, в масляной ванне
Коробка передач 5-ступенчатая
Главная передача цепь

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Рама трубчатая, дуплексная, стальная
Передняя подвеска телескопическая вилка Paioli, полностью регулируемая
Диаметр труб, мм 43
Задняя подвеска маятниковая, с полностью регулируемым моноамортизатором Ohlins
Тормозная система гидравлическая, раздельная
Передний тормоз диск Ø320 мм, 4-поршневая скоба Brembo
Задний тормоз диск Ø240 мм, 2-поршневая скоба Brembo
Колеса спицованные
Передняя шина 100/90–19
Задняя шина 150/70–18

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии