Верхом на стальном верблюде: мотоцикл из Citroёn 2CV

Еще в детстве Эмиль Лерей полюбил переделывать свои игрушки. Потом игрушки стали больше — велосипеды, мопеды, раллийный автомобиль.

000_moto_0712_094

000_moto_0712_094Эмиль Лерей планировал собрать мотоцикл за три дня. А ушло 12. Хорошо, продуктов и воды хватило!
Эмиль Лерей планировал собрать мотоцикл за три дня. А ушло 12. Хорошо, продуктов и воды хватило!

Его страстью стали путешествия по Африке и «Ситроен де шво» — знаменитая переднеприводная микролитражка, которую на черном континенте прозвали «стальным верблюдом». Надо полагать, не только за неприхотливость и выносливость, но и за характерную форму кузова. И вот во время одиночного путешествия 1993-го года в марокканской пустыне его «стальной верблюд» подвернул ногу…

Пробег по пустыне не заладился с самого начала. Выехав из города Тан-Тан на юго-восток, на посту в Тилемземе Эмиль был остановлен военными. «Дорога закрыта! Впереди — зона вооруженного конфликта между Марокко и Западной Сахарой. Возвращайся в Тан-Тан, а заодно отвези-ка нашего парня!»

Но кому же захочется возвращаться, когда путешествие еще не началось? Да и машина готова к перипетиям: помимо запаски и домкрата, Эмиль захватил набор инструмента, горсть крепежа, несколько труб. В дороге всякое может случиться, особенно вдали от цивилизации, связи и плодородных земель. (И ведь как в воду глядел!)

Отказаться взять пассажира в Африке считается оскорблением. Эмиль наплел военным про перегруз и ограничения по страховке, развернулся и под их тяжелыми взглядами помчался прочь. Отъехав порядочное расстояние, он свернул с дороги и углубился в каменистую пустыню, надеясь обогнуть запретную зону. Но, когда казалось, что он уже объехал злополучный пост и можно повернуть на юг, раздался сильный удар, машину подбросило. Второй, скрежещущий удар — и «стальной верблюд» припал к земле.

Сложился рычаг подвески, сломался лонжерон. Приехали! До Тан-Тана несколько десятков километров. Можно, конечно, дойти. Но бросить снаряжение, верного «верблюда»? Да и одному в пустыне — не слишком веселая перспектива. А тут — запас продуктов и воды на несколько дней, инструмент и куча запчастей. Почему бы из стальной недвижимости не построить… мотоцикл?

Сказано — нет, не сделано: несколько часов Эмиль перебирал в уме все сложности проекта, прикидывал каждую операцию: как, чем, за сколько времени. Права на ошибку в пустыне нет. Наконец, решил: надо строить. С утра начал разбирать 2CV. Кузов решил оставить как укрытие от жары и холода — для себя и для продуктов. И как защиту от песчаных бурь. Чтобы не сгореть на работе, пришлось к короткой рубашке приделать рукава из носков.

«Отпилив ножовкой поперечные передний и задний лонжероны, — вспоминает Эмиль, — я получил основу рамы мотоцикла. Мотор с коробкой передач водрузил в центре. Нужно было оставить место для АКБ, бензобака, поклажи и рулевого управления». Но самое поразительное в этом аппарате — привод. В пустыне нет ни цепей, ни лишних шестеренок. И Эмиль решил использовать схему «Велосолекса» — прижать левый тормозной барабан к заднему колесу мотоцикла, чтобы тот вращал его за счет трения. Единственный недостаток такой схемы — обратное вращение колеса, поэтому, чтобы мотоцикл ехал вперед, в коробке придется включить задний ход.

Учитывая назначение аппарата — доставить седока до цивилизации, Эмиль Лерей отдал приоритет функциональности, не сильно задумываясь о комфорте. Так, здесь нет тормозов — на скорости до 20 км/ч они не нужны (а больше задний ход в КП развить не позволяет, да и страшно). Нет здесь и глушителя, поэтому звуки и запахи двигателя водитель ощущает в полной мере. Нет и подножек — зато можно всегда опереться ногами на землю. Это оказалось тем более кстати, что устойчивостью «двухколесный верблюд» не отличался. Он то и дело заваливался набок, а во время первого старта и вовсе описал сальто, чуть не придавив своего погонщика 200-ми кг чугуна и стали.

Кажется невероятным, что этот аппарат собран в пустыне одним человеком, у которого не было ни дрели, ни сварки. Из инструментов Эмиль Лерей захватил только ключи, клещи, молоток и ножовку по металлу. Чтобы проделать отверстие в листе металла, Эмиль сгибал его пополам, надрезал ножовкой, разгибал и выбивал ослабленную бляшку металла. Разумеется, при сборке он старался использовать уже имеющиеся отверстия. Особенно трудно оказалось отрегулировать газ и сцепление. Приводы пришлось много раз разбирать и переделывать, пока, наконец, «стальной верблюд» не стал послушно трогаться и разгоняться. Управлять «двухколесным верблюдом» оказалось чертовски трудно, но еще труднее поднимать это ржавое чудовище — его вес около 200 кг. К счастью, поклажи оказалось немного — почти все продукты и вода уже закончились.

С собой в обратный путь Эмиль взял немного — полтора литра воды, инструмент, постель, карты, компас и палатку, сшитую из поролонового матраца и полотенца. До темноты он добрался до дороги и устроился на ночлег. Разбудил патруль. Трое полицейских на внедорожнике сразу узнали в нем туриста, собиравшегося проникнуть в запретную зону. Рассказ Эмиля об аварии и постройке мотоцикла выслушали с недоверием и, выставив вооруженную охрану у «механического чудовища», отправились со «шпионом» искать остатки его автомобиля. Нашли его только на следующий день, что сняло часть подозрений, но не арест.

В Тан-Тане мотоцикл отправили на штрафстоянку, а Лерею выписали штраф в 4500 драхм за несоответствие его ТС тому, что указано в документах. На другой день после оплаты штрафа его освободили, и он смог забрать мотоцикл. А месяц спустя на другом Citroёn 2CV вернулся в Марокко, чтобы увезти свое детище, разобрав его на части.

Мотоцикл этот участвовал во многих выставках, а его автор вскоре вновь отправился в Африку на поиски приключений. И вновь на своей любимой «де шво».

001_moto_0712_094

001_moto_0712_094Рамой послужил каркас Citroёn 2CV, обрезанный до переднего и заднего лонжеронов. Передача — трением, от левого барабана к шине. Максимальная скорость — до 20 км/ч, при включенной задней передаче.
Рамой послужил каркас Citroёn 2CV, обрезанный до переднего и заднего лонжеронов. Передача — трением, от левого барабана к шине. Максимальная скорость — до 20 км/ч, при включенной задней передаче.

002_moto_0712_094

002_moto_0712_094Седло изготовлено из закругления заднего бампера, обмотанного обивкой приборной панели и закрепленной оранжевой клейкой лентой — для эстетики. Правый тормозной барабан намертво зафиксирован, чтобы дифференциал передавал весь момент на левую полуось. Подвеска 2CV работает только на переднее колесо (тяга от горизонтальной трубы, в которой расположены пружины подвески).
Седло изготовлено из закругления заднего бампера, обмотанного обивкой приборной панели и закрепленной оранжевой клейкой лентой — для эстетики. Правый тормозной барабан намертво зафиксирован, чтобы дифференциал передавал весь момент на левую полуось. Подвеска 2CV работает только на переднее колесо (тяга от горизонтальной трубы, в которой расположены пружины подвески).

003_moto_0712_094

003_moto_0712_094Руль изготовлен из домкрата, откуда извлечена вся начинка. На этой трубе разместилось управление сцеплением и два выключателя: зажигания и стартера. Заправочная горловина превратилась в подставку — совсем не лишнюю деталь, учитывая вес аппарата.
Руль изготовлен из домкрата, откуда извлечена вся начинка. На этой трубе разместилось управление сцеплением и два выключателя: зажигания и стартера. Заправочная горловина превратилась в подставку — совсем не лишнюю деталь, учитывая вес аппарата.

004_moto_0712_094

004_moto_0712_094Это покруче «Безумного Макса», особенно учитывая, что аппарат строился отнюдь не для фильма и не для выставки дизайна. Его вид так шокировал полицейских, что конструктора сразу арестовали, а мотоцикл отправили на штрафстоянку — до уплаты штрафа. Номерной знак от почившего «верблюда» не помешал выписать штраф «за ввоз транспортного средства, не соответствующего регламенту».
Это покруче «Безумного Макса», особенно учитывая, что аппарат строился отнюдь не для фильма и не для выставки дизайна. Его вид так шокировал полицейских, что конструктора сразу арестовали, а мотоцикл отправили на штрафстоянку — до уплаты штрафа. Номерной знак от почившего «верблюда» не помешал выписать штраф «за ввоз транспортного средства, не соответствующего регламенту».

005_moto_0712_094

005_moto_0712_094Март 1993 года, Марокко. Прощальное фото с обглоданным кузовом «Ситроена» перед отъездом на построенном за 12 дней мотоцикле (на заднем плане). На переднем плане — Эмиль Лерей (фотоаппарат на автоспуске).
Март 1993 года, Марокко. Прощальное фото с обглоданным кузовом «Ситроена» перед отъездом на построенном за 12 дней мотоцикле (на заднем плане). На переднем плане — Эмиль Лерей (фотоаппарат на автоспуске).

006_moto_0712_094

006_moto_0712_094

007_moto_0712_094

007_moto_0712_094В 2006 году Эмиль отправился в новое путешествие: тоже по Африке, тоже на «Ситроене», но только вплавь. Самодельная амфибия не подвела!
В 2006 году Эмиль отправился в новое путешествие: тоже по Африке, тоже на «Ситроене», но только вплавь. Самодельная амфибия не подвела!

СПЕЦИФИКАЦИЯ

ПОСТРОЙКА

Эмиль ЛЕРЕЙ (Франция)

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ

Citroёn 2CV. Привод — трением, от тормозного барабана на колесо. Глушитель отсутствует.

ШАССИ

Рама оригинальной конструкции из полика от Citroёn 2CV, без переднего и заднего лонжеронов. Подвеска переднего колеса — от Citroёn 2CV, заднего — отсутствует. Тормоза отсутствуют. Колеса — от Citroёn 2CV.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Масса — около 200 кг.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии