Опоры и костыли

ОПОРЫ И КОСТЫЛИ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ПОДДЕЛКА

ОПОРЫ И КОСТЫЛИ

ОТЛИЧИТЬ ПОДДЕЛКУ ВСЕ СЛОЖНЕЕ

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВ

Конструкция подвески "Жигулей" предъявляет высокие требования к качеству опор, особенно нижних: если палец вырвет из корпуса, то подломившееся колесо упрется в арку, "выстреливший" вниз рычаг - в дорогу, а автомобиль - в столб... От верхних опор подобной провокации ждать не приходится (разве что при очень сильном ударе), но при малейшем люфте они заявят о себе стуками в подвеске - пора искать замену.

Давно прошло время, когда кооперативные опоры шли "на ура". Сегодня мало кто польстится на поделки какого-нибудь ТОО "Лох-Кид" - вокруг полно изделий известных фирм.

Магнитогорское НПО "Белмаг" славится шаровыми для "классики" - их охотно берут и продавцы, и покупатели. Знатоки проверяют: каждая опора должна быть в фирменной коробочке и с защитной голограммой. Похоже выглядела и наша "контрольная закупка", однако опытный глаз распознал подделку еще на прилавке, а в заводской лаборатории открылось нечто большее.

Главная и самая сложная в изготовлении деталь - шаровой палец. На заводе его высаживают холодным способом на специальных автоматах в несколько переходов, при этом формируются оптимальная внутренняя структура и высокое качество поверхности. К нашему удивлению, в купленной подделке палец оказался настоящим - белебеевского завода "Автонормаль". Но на резьбе и посадочном конусе обнаружили забоины, риски, следы выпрессовки из рычага: "бэушный" палец обрел вторую жизнь. Недаром, видать, в некоторых автосервисах снятые опоры откладывают в сторону - их "органы" еще пригодятся. Иногда пальцы просто вытачивают из стального прутка - их можно распознать по "острой", нарезанной резьбе (на оригинале она накатана и не имеет острых краев).

Но если высокотехнологичные детали гаражным дельцам приходится доставать окольными путями, то пыльники - судя по их качеству - пекут чуть ли не в духовке. Отличить такую подделку сможет и зеленый новичок: рыхлая резина, расплывчатая маркировка, облой на корпусе и в отверстии под конус. Как говорится, крупный вор горит на мелочах. Сэкономили мошенники и на смазке: палец нижней опоры вращается "всухую". Заливка (вкладыш) верхней - тоже суррогат: ядовито-зеленый, с неоднородными вкраплениями и сколами.

А вот переливающаяся "фирменная" голограмма - еще не гарантия подлинности. На подделках - "РСТ" и буква "М" в центре, надписи "АвтоМаг" и "Магнитогорск-Белебей". На оригинале же - "РСТ" и треугольник со стержнем. Надписи тоже другие: "БелМаг" и "Белебей-Магнитогорск". Подлинная голограмма наклеена на фланце со стороны пальца, под пыльником; фальшивка - на противоположной стороне.

На настоящей голограмме нанесен индивидуальный номер изделия (на нашем образце ММZ500), он же напечатан на гарантийном сертификате, прилагаемом к каждой опоре. Подделка не обременена документами - только упаковка, да и та скромно умалчивает о своем происхождении. Понятно, типография, печатающая "липу", никогда не укажет свои "координаты" на упаковке - безопаснее оставаться инкогнито.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ВЕРХНИХ

ШАРОВЫХ ОПОР-ПОДДЕЛОК (РЕЗЮМЕ)

1. Понижены сила вырыва пальца из корпуса и его твердость - возможно разрушение опоры при эксплуатации.

2. Большая шероховатость сферы "точеного" пальца, что приводит к повышенному износу поверхности трения, появлению зазоров и быстрому выходу опоры из строя.

3. Низкое качество чехла. При его разрыве влага и пыль, попавшие в зону трения, приведут к быстрому износу опоры.

4. Задиры и забоины на пальце, усложняющие установку опоры на автомобиль.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ НИЖНИХ

ШАРОВЫХ ОПОР-ПОДДЕЛОК (РЕЗЮМЕ)

1. Понижены сила вырыва пальца из корпуса и его твердость - возможно аварийное разрушение опоры.

2. Подшипник и его корпус не термообработаны, не упрочнены поверхности трения - возможен быстрый износ поверхностей и вырыв пальца из корпуса.

3. Недостаточный угол качания пальца из-за нарушения формы и размеров отверстия. В крайних верхнем и нижнем положениях рычага палец ударяется о кромку отверстия, детали деформируются и трескаются. Конечный результат - разрушение опоры.

4. Основание подшипника не имеет смазочных каналов - смазка поверхностей трения невозможна.

5. В разъеме корпусов отсутствует герметик - неизбежное попадание пыли и грязи вызовет преждевременный износ поверхностей трения.

6. Низкое качество чехла - быстрый износ опоры.

Левый пыльник - "левый": блин не только комом, но и подгорел!

У этой опоры документы в порядке.

Новая (с весны 2001 года) оригинальная упаковка.

Поддельная

голограмма...

...и настоящая,

с порядковым номером изделия.

Подпишитесь на «За рулем» в