Запах денег

ЗАПАХ ДЕНЕГ

]

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/БЕЗ МЕРЫ

ЗАПАХ ДЕНЕГ

СТОЛИЧНЫЕ ЧИНОВНИКИ ПЫТАЮТСЯ ПОБЕДИТЬ РАЗГУЛ УЛИЧНОЙ РЕКЛАМЫ, КОТОРЫЙ САМИ ЖЕ И ПОРОДИЛИ

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

«Я ХОЧУ ТЕБЯ, СОЛОДОВ»

Кто такой Солодов? Я месяц ездил по городу и гадал. Известно было лишь одно: этого парня кто-то сильно хочет. Настолько сильно, что не жалко денег на рекламу. Вскоре надпись на уличных плакатах сменилась — «Я жду тебя, Солодов». Похоже, что-то случилось...

Каждый месяц «яйцеголовые» дельцы от рекламы подкидывают нам пищу для размышлений. «Кто здесь хозяин?» — появилось как-то на столичных проспектах. Невольно задумаешься: неужели под Лужкова копают? Или «Что такое Шангри-Ла?» Вот уж не знаю... Может, страна такая в Африке есть небольшая?

Впрочем, и не такое бывает. Еду как-то в районе Красносельской, а над дорогой нависает гигантских размеров женская грудь с лозунгом «Удовольствие без конца». Оказалось — реклама шампанского. Жестоко...

Над рекламой работают профессионалы, они лезут из кожи вон, чтобы плакат привлекал, манил, соблазнял. И будьте уверены, их работа «бросится» вам в глаза. Однако водителю нужно совсем другое — как можно меньше отвлекаться от дороги.

Чтобы оградить наше внимание от опасного вмешательства, в Думе еще семь лет назад приняли закон «О рекламе». В нем сказано: «...реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения». Следить за придорожными щитами (и давать разрешение на их установку) тот же закон обязал ГИБДД.

ЕСЛИ НЕЛЬЗЯ,

НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ...

Не так давно московские власти решили снять 20 процентов уличной рекламы в городе. На Ленинградском проспекте на 1 километр дороги приходится в среднем... 90 плакатов!

Игорь Твердохлеб из контрольно-разрешительного отдела ГИБДД Москвы (в чьи обязанности входит контроль за рекламными носителями) так прокомментировал ситуацию: «Дикий рынок. Бардак. Мы не можем контролировать содержание плакатов. Только два раза потребовали снять рекламу: одна напоминала знак „СТОП“, на другой был нарисован инспектор ГИБДД в виде снеговика с красным носом...»

Наш собеседник забыл сказать о большущем электронном табло возле метро «Аэропорт», которое вечером слепит водителей сильным светом. О том, что вся кольцевая дорога обклеена лозунгом «Не тормози!» и о многом подобном.

Есть в уличной рекламе много хорошего. Она украшает город, делает серые улицы радостными, нескучными. Бывает даже эстетичной и с юмором. Часто реклама просто полезна — дает нам нужные адреса и телефоны. Но вот когда ее слишком много и она слишком назойлива — невольно ощущаешь: это несовместимо с безопасностью движения, чревато серьезными последствиями.

Почему же столичная ГИБДД «мышей не ловит»? Ведь если открыть «Временные требования к размещению рекламы на автомобильных дорогах...» (принятые МВД еще в 1995 году), то не 20 процентов, а больше половины всей рекламы на законных основаниях можно в Москве убрать.

В чем же дело? Просто столичные власти федеральных требований не признают (наш собеседник из ГИБДД Москвы о них даже не слышал!). Слишком уж жестоки «федералы». Запретили, например, ставить рекламу на мостах, ближе 150 метров от остановок общественного транспорта. Установили, что расстояние между соседними рекламными информациями должно быть не меньше 150 метров...

ГОСТ ОБРЕЧЕН?

Формально реклама никому не мешает: не хочешь — не смотри. Развивай силу воли и «мощь» внимания. К тому же аварийной статистики, хулящей рекламные носители, не замечено. (Еще бы! Где найдете такого водителя, кто свидетельствует против себя: «Простите, виноват — засмотрелся... задумался...».) Да и городу нужны деньги.

Вот недавно появился щит с надписью: «Для больших и маленьких дел». Оказалось — рекламный лозунг магазина сантехнических изделий. «Куда ушла жена?» — спрашивал троллейбус своим правым боком. «Где взять деньги?» — рубил по живому плакат на тротуаре. А что будет, если московское «по-маленькому» превратится во всероссийское «по-большому»?

Погнавшись за большими деньгами, Москва позволила рекламщикам заполонить улицы своими творениями без всякой меры. А теперь сама начинает с ними борьбу. В недрах московского правительства даже готовят новые «Правила размещения средств наружной рекламы...». Правда, документ обречен еще до своего «рождения». Москва не наделена правом принимать свои правила. Это исключительная компетенция федеральной власти.

Пока правительство Москвы тратит деньги налогоплательщиков на бесполезное нормотворчество, Госстандарт РФ и РосДорНИИ готовят общероссийский ГОСТ по наружной уличной рекламе. Именно он должен определять основные параметры размещения плакатов, растяжек и щитов. Скорее всего, ГОСТ появится в середине года. Но не ждет ли его судьба закона «О рекламе»?

Закон РФ «О рекламе» гласит: нормативные акты, связанные с регулированием рынка рекламы, находятся в компетенции федеральной власти. Несмотря на это, 18 мая 1999 года было принято столичное постановление «Об утверждении Правил размещения средств наружной рекламы и инфраструктуры в городе Москве» № 442-ПП. Установив свои требования к рекламе, Москва откровенно превысила полномочия.

Следить за соблюдением законности в нашей стране должна прокуратура. Именно в ее обязанности входит обращаться в суд с требованием прекратить применение нормативных актов, принятых с нарушением законодательства. Перед выходом статьи мы подготовили заявление в прокуратуру. Надеемся на полноценную проверку столичных «фокусов».

Ну, а пока водители, попавшие в ДТП в результате ослепления яркой рекламой (или из-за того, что не заметили знак, светофор, закрытые придорожным щитом), могут смело предъявить претензии к ГИБДД Москвы, которая дала «добро» на размещение подобного «искусства».

Кто ж потом признается, что засмотрелся?..

Под такой рекламой хорошо бы (по аналогии с сигаретами) написать: ГИБДД РФ предупреждает...

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии