Компромисс породил химеру

КОМПРОМИСС ПОРОДИЛ ХИМЕРУ

]

АКТУАЛЬНО

/ДУХ ПРОТИВОРЕЧИЯ

КОМПРОМИСС ПОРОДИЛ ХИМЕРУ

НОВЫЙ КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ОКАЖЕТСЯ НЕЖИЗНЕСПОСОБНЫМ

«Долгожданные демократические изменения в законе могут быть дискредитированы их неисполнимостью».

ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ

Осталось всего четыре месяца. Потом новый КоАП вступит в силу, а вся наша автомобильная жизнь изменится. Впрочем, сказать так — все равно, что не сказать ничего. Потому, что если Кодекс останется в том виде, в каком он принят, на дорогах воцарится хаос. Сон разума (или разгул амбиций?) наших депутатов породил поистине подобие Химеры. (Помните, у древних греков чудовище такое: с головой огнедышащего льва, туловищем козы и змеиным хвостом?)

ОВЦА В ЛЬВИНОЙ ШКУРЕ

Если лет десять назад водители мечтали о снисходительности закона, то теперь большинство — за строгость. Дикие дорожные нравы и безудержное хамство надоели, из-за нарушителей Правил ездить стало не просто трудно — почти невозможно, и люди хотят порядка. Но порядка разумного и справедливого по отношению ко всем участникам движения.

Новый Кодекс более суров к тем, кто грубо нарушает Правила. Предусмотрено, например, лишение «прав» на 2–4 месяца за превышение скорости более чем на 60 км/ч и за выезд на встречную полосу (если он запрещен), на 3–6 месяцев — за пересечение железнодорожных путей вне переезда или когда переезд запрещен. По некоторым же статьям штрафы снижены: скажем, теперь за невыполнение требования инспектора об остановке будет налагаться штраф не 10–15 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или лишение «прав» на 2–3 года, и уж тем более не исправительные работы с удержанием 20% заработка, как это было, а только штраф в 2–5 МРОТ. В целом же суммы штрафов изменены не столь значительно, как, может быть, следовало. Например, непредоставление преимущества на перекрестках — те же 1–2 МРОТ, проезд на красный сигнал светофора — по-прежнему 1 МРОТ, а наказание за несоблюдение требований знаков «Въезд запрещен» и «Движение запрещено» даже стало мягче — можно отделаться предупреждением.

По замыслу депутатов, новый КоАП основан, как и полагается, на презумпции невиновности. За это долго боролись. Теперь права автомобилистов надежно защищены. Во-первых, ни один автоинспектор не вправе, если вы не согласны, требовать от вас уплаты штрафа на месте (впрочем, если не хотите оспаривать — до одного МРОТ платить разрешается) и не может отобрать у вас водительское удостоверение для «обеспечения исполнения» (за исключением тех нарушений, которые предусматривают лишение «прав»). Во-вторых, виновность и наказание кандидатам в «лишенцы» будет определять суд, в котором, в соответствии все с той же презумпцией невиновности, ГИБДД должна будет представить исчерпывающие доказательства вины нарушителя. В теории — прекрасно, но на практике...

Может быть, депутаты живут в какой-то другой стране? Там, где дорожная полиция до зубов вооружена техническими средствами, позволяющими ей доказывать и превышение скорости, и проезд на красный сигнал светофора, и выезд на встречную через сплошную разметку. В этой, другой стране есть и четко действующие механизмы исполнения наказаний. Но Кодекс-то депутаты сочинили для России! Может, они чего недопонимают? Так легко представить, что произойдет с их прекраснодушными «презумпциями». Каждый нарушитель сможет утверждать: на «красный» не ехал, сплошную не пересекал. И пусть гибэдэдэшники доказывают его вину, как хотят. А если все-таки умудрятся доказать, пусть попробуют взять с него штраф. Обратятся, как это мыслится, к судебному приставу, у которого только и есть дел, что бегать за сотней — тремя рублей, бросив взыскание многотысячных исков (с которых, кстати, ему идет процент). Ну нет у нас системы, которая обеспечила бы работу такого КоАПа! Ее надо было выстраивать прежде, чем вводить документ в действие.

Значит, все его тщательно продуманные статьи и скрупулезно выверенные суммы штрафов — фикция?

ДЛЯ ЧЕГО КОЗЕ... ИНСТРУМЕНТ?

Продуманные? Выверенные? Чего стоит только запрещение инструментального технического осмотра «организациями, независимо от их форм собственности»! Посыл-то понятен: народ жаловался на ПИКи, где процветает взяточничество, на нереальные требования «инструментальщиков», а депутаты в популистском раже отменили сам техосмотр. Теперь раз в год у нас будут визуально проверять тормоза, на глазок мерить протекторы и люфт руля, а СО, наверное, определять по запаху, поскольку газоанализатор — это тоже инструмент. При том, то ли по недосмотру, то ли враг отвоевал, в Кодексе осталась статья 12.5 ч. 1 «управление ТС, имеющим неисправности, при которых запрещена эксплуатация» (штраф от 0,5 МРОТ) и ч. 2 «управление ТС с неисправностями тормозной системы, рулевого управления (3–5 МРОТ, отстранение от управления, снятие номеров, задержание ТС)». Все эти неисправности, видимо, тоже должны будут определять на глаз, снимать «номера», а потом возвращать их в суде за недоказанностью — такое вот предстоит нам всем общенациональное развлечение.

БЕЗ «ЖАЛА МУДРЫЯ ЗМЕИ»

В общем, «страшно далеки они от...». Потому что не ради же безопасности движения они Кодекс принимали! А ради себя, любимых.Чтобы перед народом покрасоваться, популярность себе завоевать. И, конечно, о собственном интересе не забыть. Ведь как хорошо сочинили: теперь за непредоставление преимущественного права движения спецтранспорту с включенными спецсигналами штраф до трех МРОТ (был до двух), а за незаконную установку этих самых спецсигналов — 1–3 МРОТ (вместо 2–3) для граждан и 3–5 МРОТ (вместо 5–7) для должностных лиц. Так что кататься со «светомузыкой» нашим депутатам станет еще комфортней.

А может, зря так о них, избранниках наших? Ведь есть же в Кодексе и хорошее: он запретил, например, блокировку колес и эвакуацию, снятие номерных знаков (кроме тех случаев, когда это предусмотрено). А тем, кто это делает, — штраф 5–10 МРОТ (для граждан) или 15–20 МРОТ (для должностных лиц)! Ввел права свидетелей, разъяснил понятие нечитаемого номерного знака, лишил сотрудников ГИБДД права проводить на дороге освидетельствование на состояние опьянения, четко описал процедуру досмотра. И еще, что приятно, значительно увеличил штрафы для должностных лиц за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог (с 5–10 МРОТ до 20–30 и еще определил штраф для юридических лиц — 200–300 МРОТ!) и ввел новую статью «Применение к владельцам или водителям ТС мер, не предусмотренных федеральными законами, направленных на ограничение прав на управление, пользование или эксплуатацию ТС» (штраф для должностных лиц — 10–20 МРОТ).

Увы, все положительные стороны, все достижения нового документа теряют смысл из-за его неисполнимости и противоречивости. Новый Кодекс об административных правонарушениях походит на Химеру не только своей чудовищной разнородностью, но и нереальностью. Кого-то это, возможно, порадует — теперь многие нарушения могут остаться безнаказанными (впрочем, появляется и новое поле для произвола ГИБДД). Но безопасность движения, и без того в нашей стране мало чем и кем обеспечиваемая, окончательно падет жертвой созданного чудовища.

P.S. Более подробно о налагаемых штрафах и других наказаниях по новому КоАП РФ читайте на с. 138.

По новому Кодексу госномер могут снять в двух случаях: непрохождение техосмотра и при управлении автомобилем с заведомо неисправными тормозами, рулевым управлением или сцепным устройством.

Для задержания ТС есть семь оснований. Новое: нарушение правил остановки или стоянки, создающее препятствие для движения, или остановка в тоннеле.

С 1996 года ЗР последовательно добивался запрещения изъятия «прав» до уплаты штрафа. Теперь этот инструмент взяточничества у автоинспекции отняли! Но можно ли праздновать победу?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии