У "самары" спереди, у "москвича" сзади

У «САМАРЫ» СПЕРЕДИ, У «МОСКВИЧА» СЗАДИ

]

РЫНОК

/ЭКСПЕРТИЗА

У «САМАРЫ» СПЕРЕДИ, У «МОСКВИЧА» СЗАДИ

ПРОВЕРЯЕМ ПОДШИПНИКИ СТУПИЦЫ

ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН, ДМИТРИЙ ЕРЫГИН

Философы и поэты, глядя на луну, писали трактаты и стихи. Засмотревшемуся на полнолуние древнему инженеру, возможно, пришла когда-то мысль о колесе — оно такое же круглое... Вскоре появился и подшипник — «упорная подкладка, на коей ось обращается». Сегодня мы выбираем подшипники для ступиц колес переднеприводных ВАЗов.

Несколько лет назад журнал уже проводил подобные испытания (ЗР, 1999, № 6, с. 70), однако с тех пор популярность таких подшипников только выросла. Напоминаем, что шариковые радиально-упорные двухрядные подшипники типа 6–256907Е1С17 используются в передних ступицах «самар» и «десяток», а также в задних ступицах «сорок первых москвичей» и их ближайших сородичей. Кроме того, Волжский подшипниковый завод выпускает роликовые конические подшипники типа 6У-537907С17 — у них те же габариты, но грузоподъемность повыше. А еще есть импорт — Италия, Чехия, Германия... В общем, интересно — хочется потрогать, померить и все такое.

Для удовлетворения любопытства мы приобрели в различных магазинах Москвы девять подшипников разных фирм и передали их на испытания экспертам ВНИПП. Предстояло оценить внешний вид изделий и замерить ряд параметров: уровень вибрации, момент трения, углы контакта, внутреннюю точность и т. п. 

Подшипники в состоянии поставки испытали на герметичность, обкатывая при частоте вращения 3500 об/мин. Ни один из них не «потек» — хорошо. Забегая вперед, отметим, что впоследствии определили количество заложенного смазочного материала — его должно быть примерно 8,0–9,5 г. Самым «жадным» оказался № 4 — всего лишь 3,89 г, а самым «щедрым» — испанец № 1: аж 15,66 г! Однако куда важнее измерить вибрации и моменты трения...

Любителей точных цифр отсылаем к табл. 1 и 2, а остальным сообщаем: меньше других вибрируют иностранцы № 1, 2 и 3, а также «самарец» № 6. А самым нервным оказался «спецподшипник» № 9. Минимальный момент трения — у представителя SKF № 1. А вот с максимальными моментами не так все просто. Формально говоря, тяжелее других крутился волжский подшипник № 4, но он роликовый — ему простительно. А вот для шарикового № 6 даже чуть меньшее значение — уже многовато. Кстати, тот же № 6 вместе с № 9 еще и вращались неравномерно.

Таблица 3 содержит результаты замеров осевого зазора и угла контакта (тел качения с беговой дорожкой). Для отечественных изделий они должны составлять соответственно 60–80 мкм и 36±3°. При малых осевых зазорах велика вероятность «перетянуть» подшипник в процессе монтажа — стяжка внутренних колец приведет к тугому вращению, перегреву и прочим неприятностям. А с малыми углами контакта подшипники хуже работают при крутых поворотах автомобиля, когда в ступицах передних колес возникает опрокидывающий момент.

Самый малый зазор — всего 10 мкм — оказался у подшипников № 3 и 4, а минимальный угол контакта — 27°57' — у шарикового подшипника № 9. У изделий № 3, 4 и 5 провести замеры не удалось, поскольку их "потроха" неразборные.

Подробные метрологические замеры подшипников — от размера шариков (там, где они есть!) до шероховатости рабочей поверхности колец — показали, что подшипники № 7 и 9 имеют повышенные значения радиального биения дорожек качения наружных колец. Кроме того, № 9 обладает довольно высокой волнистостью дорожек качения обоих колец. Самая высокая шероховатость обнаружена у № 9. Понятно, что от этих параметров как раз и зависят вибрации и шумность работы.

В целом ситуация понравилась — ни один из подшипников не «провалился», а потому к установке в узлы автомобилей пригодны все. Внутри ступичного роликового подшипника перекатываются усеченные конусы. Напомним, что преимущество роликовых подшипников по сравнению с шариковыми — повышенная грузоподъемность при тех же габаритах, а недостаток — меньшая возможность восприятия моментов, возникающих при прохождении автомобилем поворота. Есть отличия и в сопротивлении качению: шарику катиться легче, поскольку конус имеет пятно контакта в виде отрезка прямой, а шарик — в виде точки.

Свои симпатии мы отдаем подшипникам SKF (№ 1), OPTIMAL (№ 2), FAG (№ 3), а также VPZ-15 (№ 4). Хуже других выглядело изделие от ЗСП (№ 9).

1. SKF, Испания

Цена / 500 руб.

Изделие завернуто в полиэтиленовую пленку и упаковано в коробочку. Прилагается гайка для крепления внутренних колец в узле. Маркировка: SKF, 309726DA, SPAIN. Вращение легкое, без заеданий. Вибрация одна из самых низких. Момент трения — самый низкий из всех. Оценка: очень хорошо.

2. OPTIMAL, Германия

Цена / 450 руб. (за штуку)

Упакован в коробку. Прилагаются два стопорных кольца. На торце внутреннего кольца нанесена маркировка: KML, 309726DA. Вращение подшипника легкое, без заеданий. Общий уровень вибрации — один из минимальных. Момент трения неожиданно высокий, а осевой зазор — всего 20 мкм. Оценка: хорошо.

3. FAG, Германия

Цена / 400 руб.

Подшипник упакован в коробочку. На торце внутреннего кольца маркировка: FAG, 532066DE, GERMANY+FE. На уплотнении светло-коричневого цвета обозначение 532066. Вращение легкое, плавное. Вибрация низкая. Момент трения высокий. Очень маленький осевой зазор — всего 10 мкм. Оценка: хорошо.

4. VPZ-15 (Волжский, Россия)

Цена / 230 руб.

Упаковки нет. Маркировка: на торце внутреннего кольца — 6У-537907С17, VPZ-15, Т на уплотнении — 6У-537907С17, VPZ-15, В. Вращение умеренно тугое, но без заеданий (все роликовые подшипники крутятся хуже шариковых). Общий уровень вибрации — средний. Момент трения — самый высокий, но роликам это прощается. Осевой зазор — всего 10 мкм. Оценка: хорошо.

5. BREDA, Италия

Цена / 480 руб.

Подшипник завернут в полиэтилен и упакован в коробочку. Маркировка: BREDA, I, LOR, C490. Уплотнение синего цвета.

Вращение относительно легкое, без заеданий. Вибрация средняя. Момент трения высокий. Оценка: удовлетворительно.

6. ЗПОН (Самара, Россия)

Цена / 220 руб.

Изделие завернуто во влагонепроницаемую бумагу и упаковано в коробочку. Маркировка: RUS, 6–256907У1С17, ЗПОН. Вращение с незначительными заеданиями, момент трения явно завышенный: почти как у роликового. Оценка: удовлетворительно.

7. ZKL, Чехия

Цена / 270 руб.

Упаковки нет. Маркировка на торце внутреннего кольца — ZKL, PLC 14–24, CZECH.

Вращение легкое, без заеданий. Уровень вибрации средний, момент трения — тоже. Высокое радиальное биение наружного кольца. Оценка: удовлетворительно.

8. SBR, Франция

Цена / 280 руб.

Упаковка отсутствует. Маркировка на торце внутреннего кольца: SBR, НВ-4022С, MADE IN FRANCE. Уплотнение светло-коричневого цвета. Вращение легкое, без заеданий. Высокий уровень вибрации. Момент трения — средний. Оценка: удовлетворительно.

9. Завод специальных подшипников «ЗСП» (Самара, Россия)

Цена / 220 руб.

Подшипник завернут в бумагу и упакован в коробочку. Маркировка на уплотнении: 6–256907Е1, RUSSIA, SHAR. Маркировка снаружи: 6-С17, ЗСП, Т111. Вибрация высокая. Момент трения высокий, да и вращение неравномерное. Очень маленький угол контакта. Шарики в двух рядах отличаются по диаметрам. Высокая волнистость дорожек. Повышенное радиальное биение наружного кольца. Оценка: неудовлетворительно.

НАША СПРАВКА

Ступичные подшипники снимают с помощью специальных съемников. Они разные для «Самары» и «Москвича». При неправильной установке подшипника часто нарушается работа сальникового уплотнения — выдавливается смазка. Все ступичные подшипники — одноразовые: даже после правильной установки и демонтажа вторично использовать их в автомобиле нельзя. Поэтому словосочетания «бэушный ступичный подшипник» обычно вызывает у механиков улыбку.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии