Комплекс полноценности

КОМПЛЕКС ПОЛНОЦЕННОСТИ

]

РЫНОК

/КАЛЬКУЛЯТОР

КОМПЛЕКС ПОЛНОЦЕННОСТИ

СКОЛЬКО ПОТРАТИТЬ НА ТЮНИНГ?

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ

Желание выделиться из общей массы свойственно многим российским автолюбителям. Делают они это по-разному, в меру своих сил и возможностей, но называть это принято, может, и не совсем точным, но весьма распространенным словом — «тюнинг».

Рассмотрим несколько направлений деятельности «доводчиков»: кузов, двигатель, подвеска и прочее. Мелких украшательств, типа наклеек, цветной защиты фар, лампочек и т. д., трогать не будем.

Что ж, калькулятор начинает считать, а ваше дело выбирать то, что по душе и карману.

ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ

Броский цвет кузова и дополнительный «пластиковый обвес» — гарантия, что автомобиль не останется незамеченным. Для любых отечественных моделей предлагают спойлеры, накладки, молдинги и прочее, а прицениться к наиболее распространенным поможет табл. 1. Чтобы пластиковая красота достойно выглядела, до установки ее желательно покрасить в цвет кузова. Не экономьте на расходных материалах и работе — иначе через несколько месяцев краска облезет и вновь придется раскошеливаться. Красиво и с высоким качеством расцветить спойлер в Москве обойдется примерно в 300–600 рублей. Нужен металлик — прибавляйте еще 10–20%. В провинции ставки обычно ниже, бывает вполовину (далее калькулятор будет оперировать только столичными ценами; делайте скидки для своего региона).

Многие автомобильные «ателье» предлагают уже готовые комплекты из 8–10 деталей (так называемый обвес по кругу). Пластиковые костюмы обычно шьют для вазовских переднеприводных моделей и «нив» (даже для немногочисленных VAZ 2123 можно найти подходящий). В готовый комплект входят нестандартные бамперы (или накладки на них), пороги, спойлеры, решетки. Покупать такой набор предпочтительнее: он обходится дешевле деталей, приобретенных по отдельности, к тому же в цену уже входит подбор эмалей, окраска и установка. По идее, спойлеры и антикрылья служат не просто украшением — они несколько увеличивают устойчивость автомобиля; увы, с той же вероятностью самостийный «обвес» может ухудшить управляемость (ЗР, 2000, № 2). Это обстоятельство нельзя не учитывать!

Диапазон цен широк: самые дешевые комплекты можно установить за 12–13 тыс. рублей, а потолок — на уровне 25–30 тысяч. Нередко дилеры продают новые автомобили с «доработанным» кузовом, закладывая, естественно, в цену надбавку. Прикиньте, стоит ли переплачивать за готовый продукт или лучше «нарядить» автомобиль по собственному вкусу.

Металлические дуги оценят по достоинству любители поездок по лесным дорогам — они защитят кузов от веток деревьев и кустарников. Что касается красоты — вопрос спорный, а вот польза этих конструкций в некоторых случаях очевидна. Сзади на них можно повесить нестандартную запаску, которой не нашлось места в штатном расписании «Нивы» или «Оки». За такое переселение колеса владелец вседорожника отдаст 2500–3500 рублей, «Оки» — 1200–1700. Посадить «кенгуру» спереди им обойдется в среднем на 10–20% дешевле. А увенчать такой решеткой нос «Самары» стоит 1000–1500 рублей. Но это только цены на детали — за установку в сервисе прибавьте еще пару сотен.

ПРОВОЖАЮТ ПО МОТОРУ

Самый простой и относительно недорогой способ загнать в подкапотный табун дополнительных лошадок — изменить настройки системы питания. Многие тюнинговые фирмы предлагают доработанные карбюраторы для автомобилей ВАЗ, «Москвич», «Ока» и «Волга». Владелец теряет примерно 3–4,5 тыс. рублей, а мотор, соответственно, приобретает несколько сил. Впрысковые двигатели ждет чип-тюнинг — за 700–1500 рублей спецы оптимизируют заводские настройки.

Но одной заменой или переделкой карбюратора не ограничиваются — часто еще меняют распредвал. В зависимости от манеры езды, характера поездок можно выбрать подходящий вариант: повысить максимальную мощность или момент на невысоких оборотах (ЗР, 2000, № 8). Одновременно специалисты рекомендуют поставить разрезную шестерню. Она позволит точно выставить фазы и в полной мере воспользоваться преимуществами нестандартного распредвала.

Дальнейшие прибавки мощности требуют доработки головки блока и увеличения рабочего объема. Такие услуги дороги, но многих не пугают солидные суммы из пяти цифр (в рублях, конечно!). Впрочем, об этом чуть ниже.

В ряде случаев самый радикальный метод — рокировка двигателей. В Нижнем Новгороде и Заволжье поклонникам «волг» предлагают заменить морально устаревший карбюраторный мотор ЗМЗ-402 на современный 406-й. Скорее всего, многих здесь остановит не путешествие на историческую родину автомобилей, а стоимость агрегата с установкой — 50–60 тыс. рублей.

Несколько слов об импортных моторах для «Волги». Находятся ведь «фанаты», готовые платить за новую машину двойную цену. Имплантировать «барже» двухлитровое сердце от «Ровера» обойдется в 150–170 тыс. рублей. А за установку агрегата вдвое большего объема можно расплатиться тремя новыми GAZ 3110. В стоимость переделок входит автоматическая коробка передач.

Желание иметь максимально мощный мотор понятно, вот стоит ли так сильно увлекаться? Дополнительных лошадок надо кормить, к тому же, зажатые в небольшом объеме, они быстро стареют. А самое главное: мотор должен быть под стать автомобилю, а не превосходить его во всем. Машина обязана одинаково хорошо разгоняться, маневрировать, тормозить. Поэтому подписавшихся на глубокую форсировку просим следовать дальше за нашим калькулятором.

ПОСЛЕДНИЕ ШТРИХИ

Момент и мощность «наточенного» мотора реализовать через штатную коробку непросто. Приходится играть передаточными отношениями главных пар и некоторых передач. Такие работы выполняют многие фирмы, занимающиеся доработкой ВАЗов. Диапазон цен на услуги вместе с запчастями весьма широк: от 3 тыс. рублей за установку пары «4,1» до 25 тысяч за вживление шестиступенчатой коробки передач.

Самое распространенное «улучшение» подвески — замена амортизаторов: импортные аналоги есть для всех отечественных марок. Некоторые российские фирмы предлагают собственные амортизаторы с измененными характеристиками. Стоят они обычно на 20–50% ниже зарубежных узлов, а работают многие ничуть не хуже.

Есть еще два направления, требующие особой аккуратности. Это тормоза и усилители рулевого управления. Здесь очень важно помнить, что несанкционированное вмешательство в эти системы опасно и потому запрещено (см. Приложение к ПДД)! 

* * * 

Правильно ли отдавать более трети от стоимости нового автомобиля на его доводку — каждый решает сам. Наш калькулятор предлагает компромисс: сократить затраты, используя тюнинговые фирмы для плановых ремонтов. Перебрать и заодно форсировать двигатель, устранить неисправность коробки передач и сразу же изменить передаточное отношение главной пары, «перетряхнуть» подвеску, поставив газовые амортизаторы.

Интересно, это он после чип-тюнинга таким умным стал?

Много предложений по доработке кузова, двигателя, трансмиссии, ходовой части осталось за рамками статьи. Больше всего недосказанное касается моделей ВАЗ, поэтому калькулятор предложил обсчитать «навороченный» VAZ 21102 (табл. 2).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии