"изотты" - от восхода до заката

"ИЗОТТЫ" - ОТ ВОСХОДА ДО ЗАКАТА

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/БЫЛОЕ

"ИЗОТТЫ" - ОТ ВОСХОДА ДО ЗАКАТА

ИЗ ИМЕН ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЭТИХ АВТОМОБИЛЕЙ МОЖНО СОСТАВИТЬ СПРАВОЧНИК ЗНАМЕНИТОСТЕЙ ХХ ВЕКА

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Судьба "Изотты-Фраскини-8" сродни славе звезд кино. Увидеть ее хоть разок "живьем", где-нибудь у фешенебельного отеля было уже удачей.

Билли Уайлдер - режиссер знаменитого фильма "Бульвар Сансет" (бульвар заходящего солнца) - не случайно выбрал именно "Изотту-Фраскини" на роль любимой машины своей героини. Огромный автомобиль с отделкой из леопардовой кожи как нельзя лучше подходил голливудской звезде Норме Десмонд (Глория Свенсон), чья слава осталась в прошлом. В 1950-м, когда "Бульвар Сансет" начал триумфальное шествие по экранам мира, в "Изотте-Фраскини" многие увидели своего рода символ безвозвратно ушедшей прекрасной эпохи...

Ровно 100 лет назад молодые миланцы Чезаре Изотта и Винченцо Фраскини построили свой первый автомобиль. В этом не было ничего необычного: многие торговцы самодвижущимися колясками пытались тогда стать фабрикантами. Изотта и братья Фраскини - Винченцо, Антонио и Оресте до этого несколько лет небезуспешно продавали французские машины. Собственная конструкция, родившаяся в 1902-м, по сути была всего лишь копией небольшого "Рено". История новоявленной марки могла бы закончиться на этапе первых проб - так случалось довольно часто. Но компаньоны проявили незаурядную настойчивость и, постепенно наращивая производство, в 1904-м даже переехали в новое здание в пригороде Милана, на виа Монтероза. В следующем году помощником главного конструктора Джузеппе Стефанини назначили молодого энергичного Джустино Катанео, который стал, что называется, "мотором" фирмы. За короткий срок он разработал несколько новых моделей, в том числе гоночную "Изотту-Фраскини тип D" со 120-сильным двигателем объемом 17 (!) л.

К 1910 году три четверти машин продавали за границу, а Катанео создавал все новые модели - мощные и прочные. Кроме того, завод преуспел в производстве двигателей для аэропланов и морских судов. Именно эта продукция позволила компании встретить окончание войны в хорошей финансовой форме.

В общем, жить бы да развиваться. Но Оресте Фраскини выдвинул идею выпускать всего лишь одну, но мощную, роскошную и дорогую модель, которая смогла бы прельстить самых богатых покупателей в мире. Проект, за реализацию которого взялся Катанео, стал прологом самой славной страницы в истории "Изотты-Фраскини" и... началом ее краха.

Модель "типо 8" представили в

1919-м. Огромный автомобиль (база - 3700 мм) оснастили самыми современными узлами. Рядная верхнеклапанная "восьмерка" с алюминиевым блоком имела рабочий объем 5,9 л. Агрегат с двумя карбюраторами развивал всего 85 л. с., зато был надежен и очень тяговит. Тяжелый автомобиль (шасси весило 1450 кг, кузов, как правило, строили именитые специализированные мастерские) достигал 120 км/ч. В общем, у всеми признанной в то время "Испано-Сюизы" появился достойный конкурент.

Кстати, именно в погоне за этой франко-испанской маркой в 1924-м после постройки примерно 400 экземпляров модели 8 на "Изотте-Фраскини-8А" подняли объем двигателя до 7,3 л, а мощность (по разным оценкам) - до 110-120 л. с.

"Изотта-8А" стала самой желанной гостьей в VIP-гаражах. Представительства фирмы в столицах мира и, конечно, в Нью-Йорке напоминали порой залы светских раутов. "Изотту" купили король Румынии и шах Ирана, эфиопский монарх и король Италии Умберто. Итальянские гиганты прописались в гаражах Папы Пия ХI, монакского княжеского дома Гримальди и голландского "короля маргарина" ван ден Берга. "Изотту-Фраскини" приобрел писатель Габриеле Д'Аннунцио и, конечно, большой любитель помпезной роскоши Бенито Муссолини.

В Штатах "изотты" также нашли великолепный сбыт. На них ездили газетный магнат Уильям Херст и звезда боксерского ринга Джек Демпси, а в Голливуде иметь "Изотту" стало просто хорошим тоном. Знаменитый танцор и актер Рудольф Валентино использовал купе де вилль (кузов с открытой передней частью, то же, что брогам) известной американской фирмы "Флитвуд". А в 1926-м ателье построило для кумира публики еще и роскошный родстер. Правда, поездить на этом красавце актер уже не успел. Владелицами итальянских машин были обожаемые зрителями Клара Боу и Глория Свенсон.

Для таких-то клиентов и создали модификации "8AS Спинто" и "8ASS Супер Спинто" с моторами мощностью 130 и 160 л. с. Реклама утверждала, что версия 8ASS достигнет 160 км/ч с любым, даже самым тяжелым кузовом.

Известность марки не обошла стороной даже страну рабочих и крестьян. Вспомним: один из героев "Золотого теленка" Адам Козлевич предпочел бы "итальянку" прочим именитым машинам. На "Изотте-Фраскини" ездил посол СССР в Италии, несколько таких автомобилей видели и в Москве, пара из них служила в НКВД.

Построив около 950 машин 8А, фирма, невзирая на экономический кризис, представила в 1931-м версию 8В со 160-сильным двигателем объемом 7,4 л. На автомобиль поставили английскую полуавтоматическую коробку передач "Вильсон" с предварительным выбором передачи, которая включалась нажатием педали сцепления.

Увы, финансовое положение фирмы к тому времени стало катастрофическим. В Европе и США бушевал кризис, сбыт дорогих авто упал. А "палочки-выручалочки" в виде более дешевой и прибыльной для такой ситуации модели не было. Катанео, ставший директором компании, лихорадочно искал партнеров. Интерес к престижной марке проявил Генри Форд, но правительство Муссолини препятствовало альянсу итальянских компаний с иностранцами. В 1933-м Катанео покинул завод и производство модели 8В прекратили на отметке 30 экземпляров. Годом позже "Изотту-Фраскини" с кузовом ателье "Хупер" все-таки выставили на Лондонском автосалоне. Но посетители смотрели на машину примерно как на нынешние концепт-кары: красиво, эффектно, но никто на этом ездить не будет.

Завод не погиб - продолжал делать авиа- и судовые двигатели, но казалось, что последняя страница автомобильной истории "Изотты-Фраскини" уже закрыта. И все же легенда продолжала будоражить умы: в 1942-м втайне начали проектировать автомобиль, который, по замыслу авторов, вновь должен удивить мир. Модель "8С Монтероза" показали публике в 1947-м. Под обтекаемым кузовом работы ателье "Загато" скрывались V-образная "восьмерка" мощностью 125 л. с., расположенная в "корме", пятиступенчатая коробка передач и независимые подвески всех колес. Фирма заявляла максимальную скорость 150-160 км/ч. Планировали выпускать до десяти разных кузовов. Машину возили по автосалонам, пытались подобрать иные моторы... Но Европа нуждалась совсем в других автомобилях, да и у богатых американцев появились иные кумиры.

"Изотта-Фраскини" и сегодня строит мощные судовые и тракторные двигатели. В 1993-м некий Джулиано Мальвино еще раз попытался возродить автомобильную славу марки. Однако проект 8Т - купе и кабриолет с узлами "Ауди" - воплотился лишь в нескольких прототипах. Вообще, реанимация легендарных марок пока не очень удается даже мощным концернам. Наверное, не случайно. Заход солнца неизбежен, имена старых машин и ушедших актеров остаются в энциклопедиях, а новый день рождает новых кумиров...

Управлять "Изоттой-Фраскини-8" (вверху) было нелегко. Впрочем, большинству владельцев не подобало рулить самостоятельно, и они пользовались услугами шоферов-профессионалов.

"Изотта-Фраскини-8А" 1924 года (внизу).

Родстер работы "Флитвуд", построенный для Рудольфа Валентино.

Последний отблеск славного созвездия - модель "8С Монтероза".

Модель 8А 1929 года с кузовом миланской фирмы "Кастагна".

Подпишитесь на «За рулем» в