Налог на роскошь: живите богато?

Налог на роскошь никого не уравняет, а только заставит богатых автовладельцев покупать дорогие игрушки за рубежом.

Слушать популистские высказывания кандидатов в президенты нам не впервой. Правда, после выборов продолжали жить по-прежнему – заправляться дорогим и при этом некачественным бензином, искать пути объезда многокилометровых пробок и высматривать на дороге глубокие ямы…

Но, похоже, не все призывы верхушки власти остаются без внимания. Стоило Владимиру Путину в январе заикнуться, что неплохо бы, мол, ввести налог на роскошь, хватит-де безнаказанно разъезжать на суперкарах! – как бюрократическая машина заскрипела и чиновники поспешили исполнять наказ. Ведь поставлен конкретный срок: новый побор должен появиться уже в следующем году.

Чиновники, полные рвения и энтузиазма, фонтанировали идеями. В Минэкономразвития предложили собирать дополнительный налог с владельцев машин, мощность которых перевалила за 250 «лошадок» (потом, правда, появился более гуманный вариант – от 300 л.с.). При этом стоимость техники, по мнению экономистов, роли не играет. То, что купе БМВ-135i с 306 «скакунами» под капотом продают за 1 668 000 рублей, а «Мерседес-Бенц S 350» с мотором аналогичной мощности – за четыре миллиона, чиновники проигнорировали: видимо, решили, что разница несущественна.

Представители же финансовой элиты прямо заявили: мы-то не против, предлагаем признать роскошными авто стоимостью от 3-4 млн. рублей. А заодно напомнили, сколько дорогих машин (сайт госзакупок пестрит «мерседесами», «лексусами» и БМВ по 7-8 млн. каждый) стоит в гаражах различных государственных ведомств, – неплохо бы и им налоги платить, как простым смертным. Номер не прошел. В итоге власть решила просто-напросто увеличить для мощных автомобилей ставки транспортного налога.

Но подобное повышение тарифов не обогатит казну. Раскошелиться придется лишь владельцам машин, мощность которых перевалила за 410 л.с. Замглавы ведомства Сергей Шаталов даже составил список автомобилей, которые будут облагаться двойным тарифом – по 300 рублей (сегодня 150) за каждую «лошадку». В него попали: «Бентли», «Ламборгини», «Феррари», «Мазерати», «Астон Мартин», «Роллс-Ройс», отдельные модели «Порше», «Мерседес-Бенц» и БМВ.

В России «золотой» список представлен примерно 20 тыс. машин. Получается, что весь сыр-бор, на обсуждение которого ведомства потратили не один месяц, затевался ради дополнительных 2-3 млрд. рублей – копейки по меркам бюджета. «Этот налог, как неоднократно подчеркивалось, скорее имеет характер рычага социальной справедливости, чем преследует фискальные цели», – не скрывает Шаталов. Блюдо подали под хорошим соусом: богатые должны платить больше, так будет справедливо. Про снижение бремени для бедных, правда, как-то позабыли. Да и зачем? Ведомству и так верят те самые бедные. ВЦИОМ вон провел исследование общественного мнения, и выяснилось, что больше половины россиян поддерживают идею налога на роскошь.

Интересна еще одна деталь – почему именно 410 л.с., а не 400, к примеру? В пресс-службе Минфина нам рассказали, что причина проста: мощность некоторых люксовых автомобилей, производящихся в России, более 400 «лошадок»; к примеру, у собранного на АВТОТОРе БМВ-750i под капотом 407 л.с. А вставлять палки в колеса отечественным заводам, дескать, ни к чему.

В подавляющем большинстве развитых стран от налога на сверхпотребление вообще отказались. Оказывалось, что граждане просто начинали покупать себе дорогие игрушки за рубежом, – казна лишь худела от этого. Европейцы взамен решили привязать ставку налога к уровню вредных выбросов: если выхлоп твоего автомобиля словно горный ветерок – плати копейки, пользуйся льготными парковками; чадишь, как паровоз, – будь готов распрощаться с кровными.

Ставим галочку: формально одно предвыборное обещание выполнено. Правда, конкретные сроки опять не определены. По самым оптимистичным прогнозам Министерства финансов, новое постановление пропишется в законодательстве лишь года через два.

Подпишитесь на «За рулем» в