Эпоха реставрации

ЭПОХА РЕСТАВРАЦИИ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/СТАРЬЕ БЕРЕМ

ЭПОХА РЕСТАВРАЦИИ

«Машина — супер, все родное, кроме двигателя,

а как называется, не знаю".

(Из разговора на слете владельцев старинной техники)

ТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ ПЕВЗНЕР

Старинные машины нынче в моде. Изящные обводы кузовов, тесноватые уютные салоны, пропитанные запахом самой Истории, мерный рокот низкооборотных моторов... Ретро очаровывает. Кому-то посчастливилось разжиться «Мерседесом», другие рады «401-му» «Москвичу». Но кое-кто, купив 30-40-летний автомобиль, немедленно объявляет себя реставратором без всяких на то оснований. Между тем многие раритеты, сменив хозяина и место жительства, попросту догнивают в сараях и гаражах. Иные превращаются в памятники, но не истории техники, а бурной фантазии владельца. А те, кто пытается-таки собрать из добытой груды железа автомобиль, порой не представляют, как подступиться к работе и что должно получиться в результате долгого и кропотливого труда.

Начнем с азов: «Реставрация (от латинского restauratio — восстановление) — восстановление в первоначальном виде обветшалых произведений искусства, исторических памятников» («Современный словарь иностранных слов»). Конечно, далеко не каждый автомобиль можно считать произведением искусства, однако любая, даже массовая модель — памятник истории техники. Сегодня раритетом стал даже горбатый «965-й» «Запорожец», если он в хорошем состоянии и на ходу.

ИСТИННАЯ РЕСТАВРАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ ПОДРАЗУМЕВАЕТ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, КАЧЕСТВ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПОЗДНЕЙШИХ НАСЛОЕНИЙ.

Иными словами, ветерана с «начинкой» от современных машин нельзя считать отреставрированным раритетом. Это «хот-род», «кастом» (то есть заказной, мелкосерийный автомобиль) или просто «вариация на тему...» Окраска металликом и лишний хром не добавят авторитета реставратору. В идеале машина должна стать такой, какой сошла много лет назад с конвейера или стапеля — оригинальной. Автомобиль с современным силовым агрегатом, переделанным салоном можно назвать лишь частично отреставрированным. Кузов и ходовая часть должны быть родными.

С точки зрения настоящих реставраторов, ссылки на отсутствие оригинальных деталей — не оправдание. Каждый, кто взялся за такую работу, должен хорошо представлять, что она требует знаний, навыков, времени и не в последнюю очередь — денег. Многие «старьевщики» получают истинное наслаждение, только добыв после нескольких лет поиска оригинальный карбюратор или колеса. Если у вас нет подобного азарта, может, стоит заняться чем-то другим?

Решились? Приобрели? Отвлекитесь на время от «железа». Сначала выясните точную марку, модель и год выпуска машины. После этого можно подобрать необходимую литературу с техническими характеристиками и описанием устройства. Узнав родословную, определите комплектность ветерана — отделите оригинальные узлы, агрегаты и детали от «благоприобретенных». Если машина досталась вам «в мешке», следует, восстанавливая родные детали, искать недостающее. Лучше всего начинать с рамы и кузова, дополняя их добытыми агрегатами.

Другой случай: в ваших руках машина в сборе. Не спешите ее разбирать. Попробуйте после предварительной ревизии агрегатов, когда вы убедились, что попытка пуска не навредит, «оживить» двигатель и проверить работоспособность всех систем. Так проще определить, что нуждается в срочной реанимации, а с чем можно подождать. Постепенно устраняя неисправности, часто удается довести аппарат до ходового и технически исправного состояния, не прибегая к масштабному «капремонту». По такому пути обычно идут те, кто решил ограничиться частичной реставрацией.

Серьезные антикварщики стремятся полностью восстановить машину. Конечно, это легче делать с отечественными автомобилями. Они, даже в хорошем состоянии, как правило, стоят недорого, запасных частей к ним еще хватает, а кое-что подойдет и от современных моделей.

С иномаркой дело обстоит куда сложнее. Крупные детали — капоты, двери, крылья, фрагменты рамы, бензобаки, блоки и головки двигателя — обычно восстанавливают или, на худой конец, заменяют на аналоги от машин той же модели. Допустим и «новодел», но не всякий. Если на «Опель» поставить крыло от «Вандерера», это самоделка, а если изготовить точную копию родного — реставрация. Совсем не зазорно менять на новые «расходники» — подшипники, шины, лампочки, провода, крепеж, свечи зажигания. За рубежом немало фирм работает на антикварщиков — на специализированных базарах в Германии найдешь шестивольтовые лампочки, аккумуляторы, шины со старинным рисунком протектора, корпуса фар, колесные колпаки, эмблемы, высоковольтные провода и многое другое. Наши коллекционеры со стажем могут по-хорошему завидовать начинающим: совсем еще недавно заграничные «закрома» были для нас недоступны. «Турне» за запчастями — удовольствие, конечно, недешевое, и об этом не стоит забывать, приобретая иномарочного ветерана.

Сэкономить, конечно, можно. Скажем, ездить на лысых шинах и опасно, и неприлично, а привозить новые из-за рубежа не всегда по карману. Но если колесные диски и размер (но не марка!) ваших шин родные, даже бывалые антикварщики не осудят вас. Лампочки на 6 В до недавнего времени выпускали для небольших тракторов и погрузчиков — используйте их. Проводку можно заменить современной, сохранив электросхему. Но высший шик — предъявить коллегам и зрителям «старорежимные» провода в тканевой оболочке, особенно высоковольтные. Кстати, карболитовые Г-образные наконечники старинного вида до сих пор используют на мотоблоках, а американский четырехцилиндровый высоковольтный комплект стоит в Москве 35 долларов.

Не надо думать, что реставрация — хобби миллионеров. Во всех странах большинство любителей ретро-автомобилей — люди среднего достатка, включая пенсионеров, владеющие машинами массового производства. Сверхдорогие заказные экземпляры, которые и в годы своей молодости были доступны единицам, не в счет.

СУММА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ АВТОМОБИЛЯ, МОЖЕТ КОЛЕБАТЬСЯ ОТ НЕСКОЛЬКИХ СОТЕН ДОЛЛАРОВ ПОЧТИ ДО... АУКЦИОННОЙ ЦЕНЫ РАРИТЕТА.

Доверяя реставрацию профессиональной мастерской, имейте в виду, что это обойдется очень дорого, даже если речь о мотовелосипеде «Львовянка».

Как и чем работают реставраторы? Многое не очень отличается от ремонта «Жигулей»: сварка, «жестянка», окраска, переборка мотора и трансмиссии. Большая часть инструмента тоже знакома опытным автолюбителям, тем более профессиональным ремонтникам. Порой бывают нужны специальные приспособления — их ищут на тех же «развалах» или делают самостоятельно. Успех реставрации напрямую зависит от квалификации, поэтому, скажем, серьезные расточные или сварочные работы лучше доверить специалистам.

Обо всем, что входит в понятие «реставрация», в одной статье не расскажешь. К некоторым аспектам этого увлекательного дела мы еще вернемся.

Этот автомобиль, расцвеченный металликом и начиненный современными узлами, лишь вариация на тему БМВ-321 выпуска 30-40-х годов.

Пример частичной реставрации — предвоенный ФИАТ-508 с двигателем «Москвича-407».

«Опелю-Адмирал» 1939 года повезло — он попал в руки настоящих реставраторов.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии