Эпоха реставрации

ЭПОХА РЕСТАВРАЦИИ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/СТАРЬЕ БЕРЕМ

ЭПОХА РЕСТАВРАЦИИ

"Машина - супер, все родное, кроме двигателя,

а как называется, не знаю".

(Из разговора на слете владельцев старинной техники)

ТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ ПЕВЗНЕР

Старинные машины нынче в моде. Изящные обводы кузовов, тесноватые уютные салоны, пропитанные запахом самой Истории, мерный рокот низкооборотных моторов... Ретро очаровывает. Кому-то посчастливилось разжиться "Мерседесом", другие рады "401-му" "Москвичу". Но кое-кто, купив 30-40-летний автомобиль, немедленно объявляет себя реставратором без всяких на то оснований. Между тем многие раритеты, сменив хозяина и место жительства, попросту догнивают в сараях и гаражах. Иные превращаются в памятники, но не истории техники, а бурной фантазии владельца. А те, кто пытается-таки собрать из добытой груды железа автомобиль, порой не представляют, как подступиться к работе и что должно получиться в результате долгого и кропотливого труда.

Начнем с азов: "Реставрация (от латинского restauratio - восстановление) - восстановление в первоначальном виде обветшалых произведений искусства, исторических памятников" ("Современный словарь иностранных слов"). Конечно, далеко не каждый автомобиль можно считать произведением искусства, однако любая, даже массовая модель - памятник истории техники. Сегодня раритетом стал даже горбатый "965-й" "Запорожец", если он в хорошем состоянии и на ходу.

ИСТИННАЯ РЕСТАВРАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ ПОДРАЗУМЕВАЕТ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, КАЧЕСТВ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПОЗДНЕЙШИХ НАСЛОЕНИЙ.

Иными словами, ветерана с "начинкой" от современных машин нельзя считать отреставрированным раритетом. Это "хот-род", "кастом" (то есть заказной, мелкосерийный автомобиль) или просто "вариация на тему..." Окраска металликом и лишний хром не добавят авторитета реставратору. В идеале машина должна стать такой, какой сошла много лет назад с конвейера или стапеля - оригинальной. Автомобиль с современным силовым агрегатом, переделанным салоном можно назвать лишь частично отреставрированным. Кузов и ходовая часть должны быть родными.

С точки зрения настоящих реставраторов, ссылки на отсутствие оригинальных деталей - не оправдание. Каждый, кто взялся за такую работу, должен хорошо представлять, что она требует знаний, навыков, времени и не в последнюю очередь - денег. Многие "старьевщики" получают истинное наслаждение, только добыв после нескольких лет поиска оригинальный карбюратор или колеса. Если у вас нет подобного азарта, может, стоит заняться чем-то другим?

Решились? Приобрели? Отвлекитесь на время от "железа". Сначала выясните точную марку, модель и год выпуска машины. После этого можно подобрать необходимую литературу с техническими характеристиками и описанием устройства. Узнав родословную, определите комплектность ветерана - отделите оригинальные узлы, агрегаты и детали от "благоприобретенных". Если машина досталась вам "в мешке", следует, восстанавливая родные детали, искать недостающее. Лучше всего начинать с рамы и кузова, дополняя их добытыми агрегатами.

Другой случай: в ваших руках машина в сборе. Не спешите ее разбирать. Попробуйте после предварительной ревизии агрегатов, когда вы убедились, что попытка пуска не навредит, "оживить" двигатель и проверить работоспособность всех систем. Так проще определить, что нуждается в срочной реанимации, а с чем можно подождать. Постепенно устраняя неисправности, часто удается довести аппарат до ходового и технически исправного состояния, не прибегая к масштабному "капремонту". По такому пути обычно идут те, кто решил ограничиться частичной реставрацией.

Серьезные антикварщики стремятся полностью восстановить машину. Конечно, это легче делать с отечественными автомобилями. Они, даже в хорошем состоянии, как правило, стоят недорого, запасных частей к ним еще хватает, а кое-что подойдет и от современных моделей.

С иномаркой дело обстоит куда сложнее. Крупные детали - капоты, двери, крылья, фрагменты рамы, бензобаки, блоки и головки двигателя - обычно восстанавливают или, на худой конец, заменяют на аналоги от машин той же модели. Допустим и "новодел", но не всякий. Если на "Опель" поставить крыло от "Вандерера", это самоделка, а если изготовить точную копию родного - реставрация. Совсем не зазорно менять на новые "расходники" - подшипники, шины, лампочки, провода, крепеж, свечи зажигания. За рубежом немало фирм работает на антикварщиков - на специализированных базарах в Германии найдешь шестивольтовые лампочки, аккумуляторы, шины со старинным рисунком протектора, корпуса фар, колесные колпаки, эмблемы, высоковольтные провода и многое другое. Наши коллекционеры со стажем могут по-хорошему завидовать начинающим: совсем еще недавно заграничные "закрома" были для нас недоступны. "Турне" за запчастями - удовольствие, конечно, недешевое, и об этом не стоит забывать, приобретая иномарочного ветерана.

Сэкономить, конечно, можно. Скажем, ездить на лысых шинах и опасно, и неприлично, а привозить новые из-за рубежа не всегда по карману. Но если колесные диски и размер (но не марка!) ваших шин родные, даже бывалые антикварщики не осудят вас. Лампочки на 6 В до недавнего времени выпускали для небольших тракторов и погрузчиков - используйте их. Проводку можно заменить современной, сохранив электросхему. Но высший шик - предъявить коллегам и зрителям "старорежимные" провода в тканевой оболочке, особенно высоковольтные. Кстати, карболитовые Г-образные наконечники старинного вида до сих пор используют на мотоблоках, а американский четырехцилиндровый высоковольтный комплект стоит в Москве 35 долларов.

Не надо думать, что реставрация - хобби миллионеров. Во всех странах большинство любителей ретро-автомобилей - люди среднего достатка, включая пенсионеров, владеющие машинами массового производства. Сверхдорогие заказные экземпляры, которые и в годы своей молодости были доступны единицам, не в счет.

СУММА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ АВТОМОБИЛЯ, МОЖЕТ КОЛЕБАТЬСЯ ОТ НЕСКОЛЬКИХ СОТЕН ДОЛЛАРОВ ПОЧТИ ДО... АУКЦИОННОЙ ЦЕНЫ РАРИТЕТА.

Доверяя реставрацию профессиональной мастерской, имейте в виду, что это обойдется очень дорого, даже если речь о мотовелосипеде "Львовянка".

Как и чем работают реставраторы? Многое не очень отличается от ремонта "Жигулей": сварка, "жестянка", окраска, переборка мотора и трансмиссии. Большая часть инструмента тоже знакома опытным автолюбителям, тем более профессиональным ремонтникам. Порой бывают нужны специальные приспособления - их ищут на тех же "развалах" или делают самостоятельно. Успех реставрации напрямую зависит от квалификации, поэтому, скажем, серьезные расточные или сварочные работы лучше доверить специалистам.

Обо всем, что входит в понятие "реставрация", в одной статье не расскажешь. К некоторым аспектам этого увлекательного дела мы еще вернемся.

Этот автомобиль, расцвеченный металликом и начиненный современными узлами, лишь вариация на тему БМВ-321 выпуска 30-40-х годов.

Пример частичной реставрации - предвоенный ФИАТ-508 с двигателем "Москвича-407".

"Опелю-Адмирал" 1939 года повезло - он попал в руки настоящих реставраторов.

Подпишитесь на «За рулем» в