Коварный, приятный и надежный

КОВАРНЫЙ, ПРИЯТНЫЙ И НАДЕЖНЫЙ

]

ТЕХНИКА

/ЗИМНИЙ ВЫЕЗД

КОВАРНЫЙ, ПРИЯТНЫЙ И НАДЕЖНЫЙ

СНОВА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЕЗДЫ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПРИВОДА

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ

ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ

Не секрет, что в «скользко-экстремальных» условиях машины с задним, передним или полным приводом по-разному реагируют на команды водителя. И все же рассуждения на «разноприводную» тему многие читатели воспринимали отстраненно, ибо речь шла в основном об иномарках, да еще, как правило, весьма продвинутых в ездовых возможностях. Что поделаешь — в стране, где многие предпочли бы автомобиль с приводом на все колеса, отечественных моделей раз-два и обчелся. Овеянные славой «проходимцев» «нивы» или УАЗы не в счет — они скорее рассчитаны на плохие дороги и по управляемости настолько специфичны, что вряд ли годятся для сравнения с моноприводными.

И вот — удача: в редакционном парке появилась пара российских автомобилей, очень схожих по «антропометрическим» данным, но различающихся числом ведущих осей. Это Izh 2126, один из которых — модификации 062, а проще — 4х4. Воспользуемся ими, чтобы изучить особенности поведения на скользком покрытии, для полноты впечатлений добавив переднеприводный VAZ 2111.

МАШИНЫ И ЛЮДИ

«Ода» — нечто утилитарно средненькое: в кузове с «оцинковкой» урчит мотор VAZ 2106 и жалобно подвывает страдающая хроническим недугом синхронизаторов омская коробка передач. Но у нее неплохое (по крайней мере, применительно к зимним условиям) шасси, которое мы для надежности переобули в зимние шины Я-620.

Та же «Ода» в варианте 4х4 явно предназначена не только для обыденных поездок, но и для активного отдыха. Кузов, приподнявшийся над землей и получивший несколько иное оформление, словно пытается «поигрывать бицепсами». Удается ли — вопрос спорный, ибо скромный мотор VAZ 2106 нагружен полноприводной трансмиссией с самоблокирующимся дифференциалом в раздаточной коробке. Отсюда столь же скромная комплектация шинами — «НИИШП-Ралли-4» размерности 175/70 R13.

VAZ 2111 — участник многих редакционных тестов. Несмотря на солидный пробег, он до сих пор удивляет резвым нравом стандартного восьмиклапанного мотора. «Обувка» — все тот же «НИИШП-Ралли», но уже «2000-й» модели.

То, что понравится профессионалу и чем он будет активно пользоваться для достижения лучшего результата, может оказаться совершенно непонятным и ненужным «чайнику». Решили учесть мнение нескольких водителей разного уровня подготовки и только потом делать выводы.

Естественно, профессионалы среди испытателей преобладали, поэтому для начала их впечатления.

ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Izh 2126. На скользких покрытиях основное коварство заднего привода в том, что ведущая ось порой стремится «догнать», а то и «обогнать» переднюю. Очевидно, чем мощнее двигатель, тем энергичнее приходится бороться с заносом задней оси — тем большие ухищрения требуются от создателей подобных авто, а также от тех, кто на них ездит. Зато на специальной трассе задний привод — не только средство самовыражения, но и прекрасный тренажер для мышц и вестибулярного аппарата. Скорости, в общем-то, небольшие, потери при ошибке минимальные, но сколько радости доставишь себе и окружающим постоянно контролируемыми скольжениями. Конечно, наша «Ода» — далеко не «гонщик». Ею довольно удобно управлять благодаря скромному тягово-мощностному балансу. Тем не менее, характерные особенности заднего привода налицо. В заезде на время почти непрерывно приходится бороться с заносом задней оси. Утешает, что все срывы происходят заметно плавнее, чем на той же вазовской «классике». Отсюда более спокойное и прогнозируемое поведение в экстремальных ситуациях.

VAZ 2111. Видный автомобилист, профессор Борис Михайлович Фиттерман в свое время заметил: «Если бы человек сначала освоил передний привод, он вряд ли бы стал ездить на заднем».

Безусловно, переднеприводные автомобили тоже небезупречны в манерах и проявляют некоторую своенравность. На скользких покрытиях — это в основном проскальзывание передней оси: из-за него машина не желает заезжать в поворот или активно стремится распрямить траекторию движения. Бывает, водитель сталкивается и с заносом задней оси. Он даже более опасен, поскольку потери курсовой устойчивости возникают реже и водитель просто не готов к их коррекции. Хорошо, когда есть возможность прибавить газу и, что называется, вытянуть машину, а если нет? Здесь надежда на четкую и быструю работу рулевым колесом — опередить возникающий занос и последующие колебания.

И все же ехать с передним приводом, как правило, и быстрее, и проще. Это в очередной раз подтвердило наше «соревнование» с «классикой». «Одиннадцатая», конечно, идет не столь эффектно, но после нескольких кругов профессионалы не только показывают лучшее время, но и не выглядят подобно взмыленным лошадям.

Izh 2126 4х4. Для многих легковой полный привод ассоциируется либо со скоростной вседозволенностью, либо с высочайшей устойчивостью на скользких покрытиях — дескать, как ни выкрутасничай, автомобиль с дороги не скинешь. При «максималке» нашего ИЖа 140 км/ч и разгоне до «сотни» за двадцать с лишним секунд о гоночных задатках рассуждать не приходится. Поэкспериментируем немного в другой области.

Действительно, на скользкой дороге к вам порой приходит чувство превосходства. ИЖ легко уезжает от моноприводников со светофора, не боится снежной целины и небольших сугробов — надо только активнее работать газом. Однако наша задача — оценить, насколько понятна машина в управлении. И первые ощущения очень обнадеживали. «Ода» 4х4 уверенно отслеживает все действия водителя и, в отличие от моноприводников, не требует ювелирной работы рулем и газом. Словно по рельсам, она движется по раскатанной до зеркального блеска снежной трассе, огорчая лишь «задумчивой» работой маломощного мотора.

Но с ростом скорости и водительской «наглости» проскальзывания становятся все настойчивее — значит, необходима «коррекция орбиты». Вот тут не все идеально. На входе в поворот ИЖ вроде бы «по-переднеприводному» скользит наружу, требуя повернуть руль на больший угол, затем вдруг цепляется за нужную траекторию — и тут же норовит «провалиться» в занос, а вы вновь лихорадочно крутите баранку, теперь уже в обратную сторону. На неоднородном покрытии (а много ли у нас ровных?) это может повториться не раз. Конечно, профессионалы быстро приспосабливаются, тем более что даже в скольжении поведение ИЖа неплохо прогнозируется. Но выиграв у самого себя пару секунд, уже потом осознаешь, что рулем поработал почти как на «классике», а ширина используемой для движения полосы увеличилась почти вдвое. В общем, интересно, азартно... если умеешь «этим» пользоваться.

А теперь — слово менее опытному и искушенному водителю.

НА ВЗГЛЯД ЛЮБИТЕЛЯ

Izh 2126. Нет в жизни гармонии: все время за твоей спиной некто замышляет что-то нехорошее. Плетутся заговоры, строятся интриги. Кто-то извращает твои идеи и стремления, выставляет в невыгодном свете, загоняет в неприятные, порой безвыходные ситуации. Этот кто-то — мистер Задний Привод.

Коварный тип слушается руля до поры до времени, а потом вдруг машина «выстреливает», словно скользкая арбузная косточка из-под пальца, в непредсказуемом направлении. И оказывается, давно пора крутить баранку в обратную сторону! Затем — другой, еще более неожиданный «бросок» — автомобиль кидает обратно, а то и вовсе разворачивает на 180 градусов.

Выход один: ехать медленно. Постоянно следить за тем, что делается позади и угадывать, куда в очередной раз вильнет хвостом автомобиль. Вдобавок испытание парковкой в узком проезде между сугробами Задний Привод не выдержал: пришлось просить помощи и толкать.

VAZ 2111. «Хватит фишки сбивать!» — одернул меня Сергей, когда третий конус улетел в сугроб. «Да я ниче» — это он, наглец! Передний Привод. Разница в характере езды проявилась сразу: я нажал на педаль — и машина рванулась, что удивительно — в том самом направлении, куда повернут руль. Мне понравилось!

Этого господина можно назвать пунктуальным, даже педантичным. Делает то, что ему приказано, не забывается в фантазиях. «Езжай направо», — говорю я, и он не переспрашивает, как Задний Привод: «Куда-куда?» — просто едет, куда я пожелаю.

Задний Привод, прежде чем набрать ход, задумчиво крутит колеса, а переднему только дай повод погоняться — выстреливает мгновенно. Он оживляет дремлющий где-то глубоко внутри инстинкт гонщика. Фишки летели, мотор урчал, а я ехал все смелее и смелее.

Izh 2126 4х4. По-моему, в словосочетании «Полный Привод» прилагательное «полный» значит «толстый». Потому что полноприводник ведет себя, подобно толстому господину: идет не торопясь и излучает уверенность всей своей массой.

Желание давить на педаль улетучилось, азарт пропал. Хотелось не спеша объезжать конуса, причем по самой дальней траектории. Полноприводный автомобиль — словно баркас: стоит задать ему направление (можно даже примерно) — и он спокойно двинет в нужную сторону. Хотя в отличие от Переднего Привода, Полный заставляет больше работать рулем: его поворот не всегда отзовется изменением направления. Но когда не торопишься, это не столь важно.

Есть своя прелесть в том, чтобы не спеша взметать придорожные сугробы без страха застрять или забуксовать. В общем, главные преимущества Полного Привода — уверенность и спокойствие. Правда, маневр «парковка» на нем мне поначалу не удался! Для езды в узких заснеженных дворах еще надо потренироваться: тут легко засесть, если не знаешь особенностей 4х4.

* * * 

Отрадно, что при сравнении переднего и заднего привода ощущения «чайника» и профессионала почти полностью совпали: оба за передний привод. Езда с ним проще, понятнее и доступнее для водителя любой квалификации.

Применительно к схеме 4х4 хочется подчеркнуть фразу непрофессионала: «уверенность и спокойствие». Именно при соблюдении этих условий полноприводный автомобиль более безопасен. Ну, а «гонщикам» напомним: помимо очевидных достоинств, каждая из схем полного привода обладает своими, индивидуальными особенностями управления, которые проявляются, как правило, в экстремальных ситуациях. И даже очень опытный водитель не всегда готов к ним.

ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОЙ ТРАССЫ, с 

Izh 2126 VAZ 2111 Izh 2126

4х4 

Профессионал 51 46 44 

«Чайник» 55 48 49 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии