Стартер, замок или...

СТАРТЕР, ЗАМОК ИЛИ...

]

ТЕХНИКА

/ПЕРЕВОДИМ СТРЕЛКИ

СТАРТЕР, ЗАМОК ИЛИ...

ВАЗ В ПОИСКАХ КРАЙНЕГО

ТЕКСТ / ФЕДОР МАСЛОВ

Кому не хочется, чтобы тема низкого качества отечественных машин перешла из разряда вечных в разряд забытых. Но, увы, возвращаться к ней приходится вновь и вновь. На сей раз — к проблеме «десятых» стартеров (см. ЗР, 2001, № 10, 11).

Прошедший год ознаменовался массовыми выходами из строя стартеров 5702.3708 на автомобилях семейства VAZ 2110. Нередко у одного владельца сгорали три-пять стартеров подряд! Отреагировали предприниматели, освоив выпуск систем защиты, и магазины, вдвое-втрое подняв цену на дефицитное изделие. К концу года (ЗР, 2001, № 11) пришли официальные ответы от двух предприятий — АвтоВАЗа и завода автотракторного электрооборудования в Самаре — КЗАТЭ. Первый утверждал, что виноват второй: «Дефекты... связаны с несоблюдением технологии изготовления коллектора якоря стартера на заводе-изготовителе». Второй свою вину отрицал, называя основной причиной «...заклинивание замка зажигания в положении „Стартер“. Но разве удовлетворишь любопытных журналистов противоречивой информацией? Продолжили расследование: поездили по заводам, нашли людей, знающих, где „собака порылась“.

Оказывается, проблема выхода из строя стартера на «десятках» известна Волжскому автомобильному по меньшей мере... четыре года! Еще 16 июля 1998 года комиссия из 11 человек (восемь — представители ОАО «АвтоВАЗ») составила акт целевой проверки. Тогда установили, что основная причина дефекта — заклинивание замка зажигания. Даже определили, отчего это происходит: «...на всех проверенных автомобилях... наблюдается одностороннее смещение выключателя зажигания относительно отверстия кожуха вала руля». Поясним: кожух руля смещен относительно замка, он давит на замок, из-за чего тот и заклинивает.

В том же акте 1998 года указана первопричина: «...технологический процесс сборки рулевой колонки... не предусматривает базирование и контроль размера, определяющего положение выключателя зажигания 2110 вдоль оси рулевой колонки». Здесь бы и поставить точку — устранить причину и оградить владельцев злополучных «десяток» от головной боли. Но не тут-то было.

По старой традиции принялись искать «крайних». Незадолго до наступления 1999 года комиссия из представителей ВАЗа, ДААЗа (Димитровградский автоагрегатный — изготовитель замков зажигания) и КЗАТЭ решила проверить, так ли уж хороши «десятые» стартеры (протокол № 594 от 07.12.98). Взяли несколько изделий и давай их мучить. Установили, что две минуты (!) непрерывной работы в штатном режиме стартерам нипочем. Через 5–7 минут появляются посторонние звуки, но полного «сгорания», как было на машинах, не происходит. Стало быть, стартеры ни при чем.

Спустя три года АвтоВАЗ снова ищет «крайнего» и на этот раз, кажется, находит. С 20 по 24 августа 2001 года комиссия в составе 12 человек (только трое от ДААЗа) «переводит стрелки» на Димитровград. О причинах дефектов пишут: «По вине ДААЗа — 64%, по вине ВАЗа — 36%». А внизу на протоколе две ремарки: представителя ДААЗа — «С выводами не согласен» и одного из вазовцев: «Максимальная вина кожухов вала руля. Без кожухов выключатели зажигания полностью работоспособны».

Вот так: автозавод опять признал себя безгрешным. По этому счастливому случаю было решено закупить у фирмы «Баконь» лицензию на хорошие замки, освоить их производство в Калуге, а всем фирменным СТО выдать предписание № 21–2001: «...оформлять рекламационный акт на замок зажигания... а стартер прикладывать к рекламационному акту, как сопутствующую деталь».

Чуть позже журналу «За рулем» ответили, что во всем виноваты... да-да, стартеры, ну и замки тоже.

Считайте, уважаемый читатель, эту заметку скромным вкладом в дело защиты отечественного... потребителя, конечно. Именно его надо оградить от наспех сделанных машин. А производитель, судя по нежеланию признать хоть малейшую ошибку, готов рьяно защищать себя сам. Стоять до последнего... стартера. Или — до последнего покупателя?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии