В диапазоне fm

В ДИАПАЗОНЕ FM

ТЕХНИКА

/В МИРЕ МОТОРОВ

РУБРИКУ ВЕДУТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, АНТОН ЧУЙКИН

В ДИАПАЗОНЕ FM

Появившись в 1998-м, новый грузовик "Вольво-FM" втиснулся между моделями FL и FH - в нишу машин полной массой от 18 т. Дизайн недвусмысленно намекал на близкое родство с флагманом FH. Когда осенью прошлого года эти машины модернизировали (ЗР, 2002, № 2), логично было предположить, что и премьера очередного поколения FM не за горами. И вот теперь можем убедиться в последовательности фирмы: "средний брат" тоже получил характерные фары, бамперы и т.д. (см. фото).

Кстати, освежив в памяти облик нынешнего "Рено-Магнум", вы не будете долго гадать, кому принадлежит эта французская марка грузовиков: разрез фар типично шведский (или наоборот)!

Коррекция внешности - лишь малая часть модернизации "Вольво-FM". Ряд из четырех кабин открывает так называемая дневная, которую удлинили на 150 мм, сохранив пространство для груза: удалось уменьшить зазор до платформы (трейлера). Интерьер также претерпел изменения - например, на панели приборов теперь два дисплея, диагностический и системы "Дайнафлит 2.2". Этот транспортно-информационный терминал позволяет хозяевам грузовика в любой момент знать о пройденном расстоянии, расходе топлива, сроках ТО и т. д. Общение происходит по мобильной сети GSM: очередное задание водителю можно отправить как SMS-сообщение и получить ответ в том же формате. Кстати, с момента появления "дайнафлитов" уже 400 транспортных компаний оборудовали ими свои 8000 грузовиков со знаком Марса на радиаторной решетке.

Однако наиболее важная новинка не в кабине, а под ней: девятилитровый дизель, который сменяет устаревшие агрегаты рабочим объемом 7 и 10 л. По сравнению с последним мотор "потерял" не только в литраже, но и в массе, став легче на 80 кг. Рядная "шестерка" с четырьмя клапанами на цилиндр обладает интересной особенностью: распредвал приводится шестернями в тыльной части мотора! Такая компоновка позволила пристроить здесь же, рядом с маховиком, очень компактную коробку отбора мощности, работающую независимо от сцепления.

Новый мотор выпускают в четырех модификациях мощностью 191-279 кВт (260-380 л.с.); если этого не хватит, можно выбрать один из трех 12-литровых дизелей. Вместе оба семейства - D9 и D12 - обеспечивают "Вольво-FM" диапазон максимальных значений мощностей 191-309 кВт (260-420 л.с.) с шагом 29 кВт (40 л.с.). Все дизели выполняют нормы Евро III; кроме того, заказав особый фильтр для системы выпуска, вы еще на 80-90% сократите выброс СО, СН и твердых частиц.

В ряду трансмиссий, помимо обычных механических коробок с 8-12 ступенями и автоматических 5-6-ступенчатых "пауэртроников", появились облегченные механические коробки "I-шифт", заранее выполненные для работы под командованием электроники (см. ЗР, 2002, №2). Если классический "автомат" подойдет относительно легким вариантам типа мусоровозов, то механические коробки предназначены магистральным и тяжелым строительным машинам. Кстати, самые мощные грузовики способны буксировать автопоезда полной массой до 100 тонн!

В серии FM представлены автомобили нескольких колесных формул - от 4х2 до 8х4, включая полный привод: 4х4 и 6х6. Грузовики еще на заводе готовят под конкретный кузов, устанавливая разъемы для электрооборудования, предусматривая механические и гидравлические соединения. Шасси 4х2 выпускают в четырех, 6х2 - в трех вариантах по высоте.

"Вольво" не устает подчеркивать, что безопасность, в том числе активная, остается одним из ее коньков. На всех грузовиках с пневмоподвеской установлены дисковые тормоза, а для седельного тягача FM12 предлагают систему стабилизации ESP, регулирующую тормозные усилия раздельно по колесам и способную предотвратить занос.

"Вольво-FM9" на фоне флагмана FH12.

Новый двигатель D9А.

Volvo FM, представлен в 2001 году в Гётеборге.

Подпишитесь на «За рулем» в