Среди троллей,

СРЕДИ ТРОЛЛЕЙ,

]

ТЕХНИКА

/ПРОФЕССИЯ

СРЕДИ ТРОЛЛЕЙ,

КОТОРЫЕ ЖИВУТ НА СТОЛБАХ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНТОН ЧУЙКИН

ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

Они почти ровесники автомобилей — первые экспериментальные троллейбусы появились на рубеже XIX-XX вв. Тихий, не дымный и не требующий топлива электрический омнибус с забортным источником энергии привлекал городские власти уже тогда. Оставалось сделать «самую малость»: проложить тролли — провода, без которых рогатые — недвижимость. В Европе любовь к электричеству достигла пика в 20-50-е годы, следом подтянулась Южная Америка. Сегодня дружелюбные к природе электрические машины переживают вторую молодость. Лишь Британия — в прошлом одна из самых троллейбусных держав — тридцать лет назад отказалась от электротяги. В качестве одной из причин приводили такую: от блуждающих токов ветшают старые кирпичные дома.

По сути, троллейбус — тот же автобус, но с электродвигателем. Основные требования к большим пассажирским машинам одинаковые, даже сертификационные испытания проводят по единой методике. Например, в СССР строили унифицированные кузова для автобусов ЗИС-154/155, троллейбусов МТБ-82 и даже трамваев МТВ-82. Примерно таким же путем шли и идут европейские фирмы.

А потом в Энгельсе открыли специализированное производство троллейбусов на заводе имени Урицкого, мощность которого довели до невиданной — более 2000 машин в год! Тут уже можно было позволить себе оригинальный кузов.

Как бы то ни было, технология постройки автобусов и троллейбусов совпадает... за одним исключением: у последних куда выше требования к электробезопасности, все-таки 600–750 В над головой! Например, у российских машин даже низковольтная сеть — двухпроводная: никакого «минуса на массе». Когда на московском заводе СВАРЗ взялись переводить «икарусы-283» на электротягу, пришлось к каждой 24-вольтовой лампочке тянуть пару проводов.

Разумеется, этим дело не ограничилось — мощной изоляции на любом троллейбусе требуют подножки дверей, поручни... даже между фланцами мотора и карданного вала установили текстолитовые шайбы! Любопытно, что европейские требования в целом чуть мягче. Зато ведущие производители позволяют себе токопроводящие шины — троллейбус на них все время заземлен, как трамвай.

С точки зрения электрика, троллейбус, «прицепленный» к проводам, не что иное, как подвижная нагрузка переменной величины. Ток по штанге через систему управления поступает к электродвигателю, вращает ротор и возвращается по другой штанге в контактную сеть. Кстати, в современных машинах с током происходит ряд превращений из постоянного в переменный и обратно.

Двигатели постоянного тока постепенно вытесняются более экономичными и долговечными асинхронными. Это новшество пока не коснулось серийных троллейбусов, которые бегают по Москве, — в отличие от тиристорно-импульсных систем управления, которые приходят на смену реостатно-контакторным. Увы, экономия не дается даром, и с каждой внедренной новинкой (да еще, на иномарках, управляемой компьютером — куда же без него!) троллейбус дорожает.

Высоковольтное оборудование, которое на ЗиУ-9, например, размещали за водителем, ныне переезжает на крышу: там, вдали от влаги и грязи, оно «чувствует себя в безопасности». К тому же, высвобождая место внутри и под салоном, можно опустить кузов и сделать машину низкопольной. До этого, правда, нам еще предстоит дожить... тогда как Европа хвастает расстоянием от пола до земли 300–350 мм! Еще бы — на современных машинах, таких, как французский «Кристалис», нашли применение мотор-колеса, позволившие вовсе отказаться от моста.

Кроме тяговых двигателей, у троллейбусов есть вспомогательные — для привода гидроусилителя, компрессора, генератора. Впрочем, и последний отходит в прошлое, уступая место статическим преобразователям. Почему не использовать основной двигатель? Да потому, что на остановках его вал, жестко связанный с колесами, неподвижен. Троллейбусу не нужна трансмиссия — ведь максимальный момент электромотор развивает с нуля оборотов.

На канадских машинах, впрочем, между двигателем и колесами устанавливают сцепление. Этот ненужный, в общем-то, узел оправдывает себя экономией на пусковых токах, а постоянно работающий тяговый мотор приводит агрегаты.

Невзирая на близость «дармовой» энергии, любой троллейбус оснащают аккумуляторами: а ну как контактную сеть обесточат? А в темноте машину нужно осветить...

Тенденция в троллейбусостроении такова: машины делают самостоятельными, отвязывают от проводов. У того же «Кристалиса» 88-сильный дизель «Софим» готов подменить контактную сеть, приводя генератор, питающий мотор-колеса. По такой же схеме выполнен «Неоплан» (ЗР, 2000, № 2). Более того, есть машины, где мощный ДВС и электромотор связаны с разными мостами! «Дуобусы» могут работать как в мегаполисах, так и за городской чертой.

Интересно, что прообраз «дуобуса» появился в нашей стране еще в начале 60-х, когда на СВАРЗе стали делать грузовые троллейбусы с двигателями ГАЗ-51. Позднее в Москве выпускали машины с V-образными «восьмерками» ГАЗ-53, а в Киеве — ЗИЛ-130.

Волею судеб Россия далеко опередила мир по поголовью рогатого, экологически чистого транспорта. Догнать бы теперь по качеству...

СИНИЙ ТРОЛЛЕЙБУС

Первая машина покидает Филевский автобусно-троллейбусный парк в 4.25. Мы отправляемся на маршрут несколько позже...

7.04. Путевка, аптечка, инструмент, диктофон получены. Пора «цепляться» к проводам... Между прочим, квалификации

завотделом ЗР не хватило, чтобы с первого раза попасть штангой точно на провод... Пришлось отдать бразды правления (веревку) в руки профессионала.

ЗиУ-682Г готов к работе.

7.19. Любовь Кондрашова (можно просто Люба) начинает нулевой рейс: с Кутузовского до конечной 84-го маршрута у станции метро «Октябрьская». 40 минут со всеми остановками: рейс хотя и нулевой, но с пассажирами. Прибор справа от руля покажет утечку тока: не дай бог, кого «дернет»! 

7.58. Управлять троллейбусом одновременно и проще, и сложнее, чем автомобилем. Педалей всего две, но тормоз — под левой ногой. В начале хода педали срабатывает электрический тормоз: двигатель переводится в генераторный режим и отдает энергию в контактную сеть (рекуперация). Пневматические тормоза используют в основном для интенсивного замедления и остановки.

8.37. На «Юго-Западной» — затор. Ох как досаждают водителям припаркованные у остановок машины! А если часть полосы под огромным сугробом? Ряд вправо, ряд влево — дальше четырех метров от проводов не уйти. Кстати, зарубежные машины не столь маневренные — ведь в Европе специальные троллейбусные полосы никто не занимает...

8.45. Над площадкой конечной станции небо исчерчено троллями. Водителю надо следить не только за дорогой, но и за контактной сетью. В роли стрелочника он сам: если проходить развилку накатом — стрелка переключится направо; силой, то есть нажимая педаль «газа», — штанги уйдут налево. Скорость — около 5 км/ч, иначе «сойдешь с рельсов».

8.51. «Следующая остановка — улица 26 бакинских комиссаров». Услышать «живой звук» в московских троллейбусах нынче не просто. Водителю помогает диктофон: нажал кнопку и звучит название остановки, после чего пленка остановится автоматически.

11. 58. Дневку троллейбус проведет в парке, чтобы снова выйти на линию вечером. Если предстоит еженедельное ТО, машины отправляются на мойку — самую обыкновенную, щеточную. А это — самая нежная часть троллейбуса, графитовые вставки токоприемников. За несколько дней они истираются о медь проводов; металлокерамические, которые используют во влажную погоду, служат примерно неделю, но сильнее изнашивают контактную сеть.

08.03.2002. Троллейбус — самая женская из машин, в Филевском парке 35% водителей — дамы. Им сегодня желаем ровных дорог, стабильного напряжения, отзывчивых пассажиров!

С праздником!

«Дуобусу» киевского производства в Филях нахлобучили на крышу половинку «Волги». Машина по прозвищу «Челленджер» проверяет контактную сеть.

Москва закупает, кроме энгельсских, еще и днепропетровские троллейбусы ЮМЗ-Т2 с высоковольтной аппаратурой на крыше.

Французский троллейбус «Кристалис» может двигаться автономно.

Один из символов Великобритании — «дабл-деккер» на электротяге — ушел в прошлое.

РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ФГУП НАМИ И ФИЛЕВСКИЙ АВТОБУСНО-ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ ПАРК МОСКВЫ ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии