Борьба на равных

БОРЬБА НА РАВНЫХ

]

ТЕХНИКА

/ТЕСТ

БОРЬБА НА РАВНЫХ

ВО ЧТО ОБУТЬ СТОСИЛЬНЫЙ ВАЗ?

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН

Еще совсем недавно, покупая шины для шестнадцатиклапанной «десятки», потребитель выбирал между продукцией из Нижнекамска и относительно недорогим импортом. Но ситуация стремительно меняется. Многие шинные заводы освоили выпуск моделей с индексом скорости Н=210 км/ч размерности 175/65R14 — такими высокоскоростными покрышками комплектуются сегодня самые быстрые ВАЗы. Более того, ходят упорные слухи, что в недалеком будущем Волжский автозавод полностью переведет на ранее редкие 14-дюймовые шины все «десятое» семейство.

Сейчас на конвейер в основном идет продукция из Татарстана. Мощное, высокотехнологичное производство, интенсивно обновляющийся модельный ряд позволяют «Каме» удерживать лидирующие позиции. Тем не менее, в магазинах полно покрышек других заводов. Решили выяснить, насколько они конкурентоспособны, добавив к «нашим» парочку импортных аналогов. Так набралось шесть вариантов размерности 175/65R14. Примерно столько же можно найти в новой для «десятки» размерности 185/60R14, но это — тема отдельного теста. А пока — автомобиль VAZ 2112 на шинах из Нижнекамска, Белой Церкви, Омска, Москвы, а также из Турции и Чехии.

СВОИ — ЧУЖИЕ

До начала испытаний шины условно разделили на две группы. Причин тому несколько. В первую очередь, ощутимая разница в цене — зачастую это определяет выбор. Кроме того, импортные аналоги немного подкачали с индексом скорости: 190 км/ч вместо требуемых ВАЗом 210. Увы, в Москве не нашлось шин данного «калибра» скоростной категории Н. Проконсультировавшись с шинниками, мы пошли на подобное тестовое сравнение: ведь ни одна из промеренных журналом серийных «десяток» не показала максимальной скорости выше 185 км/ч. Довольно ощутимой оказалась и разница в качестве. Для балансировки почти все отечественные шины потребовали в среднем по 70–75 граммов на колесо, лишь Л-5 уложилась в требуемые конвейером 40 граммов. В то же время импортная продукция довольствовалась в среднем двадцатью граммами свинца, зачастую не требуя балансировочных грузиков вообще! Примерно такая же картина с радиальными и осевыми биениями. Даже визуально очень заметна разница между своими и чужими — к сожалению, не в пользу «своих». Так что шинникам есть над чем потрудиться.

НАШИ

Шина Л-5 появилась на рынке вместе с «десятым» семейством. С тех пор она бессменный «конвейерный» лидер, а в наших тестах — точка отсчета. В магазинах и на рынках ее поругивают за неважное качество, но те экземпляры, что после довольно жесткого отбора попадают на завод, проблем почти не создают. Обутая в Л-5 «двенадцатая» довольно комфортна и удобна в управлении. Шина хорошо демпфирует мелкие неровности, не утомляет излишним звуковым давлением. Кроме того, она неплохо катится, обеспечивая высокую экономичность в широком диапазоне скоростей. Весьма стабильна и управляемость «двенадцатой» на сухих покрытиях. Невзирая на возраст, Л-5 до сих пор показывает очень неплохие результаты и при экстремальном вождении, и при выполнении специальных маневров. Не так стабильно поведение шины на «воде», в основном из-за неожиданно резких срывов в скольжения. Так, например, заскользив передней осью на входе в поворот, VAZ 2112 затем долго восстанавливает траекторию движения, очень вяло реагируя на действия рулем и газом. Тем не меее, в нашем тесте Л-5 даже на влажных покрытиях показала неплохие результаты.

Продукцию из Белой Церкви считаем открытием теста. Случайно купив покрышки на рынке, мы даже не предполагали, что по ряду показателей они составят серьезную конкуренцию не только «базовой» модели, но и «иностранцам». В характере

БЦ-23 больше противоречий, нежели в осредненно-удобной Л-5: явно жестче при качении, что, конечно, чувствуется на колдобинах, гораздо шумнее и «прожорливее». (По двум последним параметрам БЦ-23 вообще оказалась наихудшей.) Однако вдоволь поэкспериментировав с «двенадцатой» в украинской обувке, мы простили ей многое. Автомобиль стал быстрее и точнее отслеживать команды водителя, при экстремальной езде заметно активнее реагировать на корректировку рулем и газом. Вообще, VAZ 2112, что называется, поехал. Единственное, чем грешит «двадцать третья» с точки зрения управляемости, — небольшие траекторные рыскания на скоростях, близких к максимальным. В остальном — просто здорово, причем и на сухом асфальте, и на влажном.

Лицензионный «Матадор МР-34» родом из Омска на первый взгляд показался твердым хорошистом. Шина не так комфортна, как Л-5, не столь шумна, как БЦ-23, — в общем, нечто среднее. При этом автомобилю свойственны мягкие, но точные и уверенные реакции. Однако стоит поехать понапористее, омский «Матадор» неожиданно рано сдает позиции, теряя сцепление. И хотя контролировать скольжение довольно просто, борьба с ним не позволяет достичь высоких результатов. Коварен «Матадор» и на влажном покрытии. Поначалу в быстрых поворотах борешься с заносом задней оси, а с ростом скорости скольжение передней вдруг начинает преобладать, и в пределе автомобиль почти не реагирует на действия водителя.

Новейшая разработка Московского шинного завода — модель М-285 выглядит весьма привлекательно. Красивые надписи на боковине, модный ныне асимметричный рисунок протектора. На первый взгляд, покрышка получилась интересной. Но на неровностях проявила себя самой жесткой — в тестовом автомобиле сразу же запели, загремели обивочные панели. Однако отчасти благодаря этой жесткости М-285 очень хорошо катится; более того, она оказалась одной из самых экономичных даже на фоне «иностранцев». Весьма заметно и ее влияние на управляемость. VAZ 2112 вдруг приобрел резкий, временами агрессивный характер откликов. Естественно, подобная спортивность пошла на пользу страдающему ленцой авто. Увы, стоило поехать немного энергичнее, как обнадеживающая импульсивность машины вдруг растворилась в неожиданно ранних проскальзываниях шин.

Особенно болезненно М-285 реагирует на воду. Здесь водителя поджидает довольно резкий срыв передней оси, нередко заканчивающийся еще и заносом задней. Похожая ситуация и на сухом асфальте. Конечно, здесь «провалы» в скольжения не столь неожиданны, но они по-прежнему слишком ранние. Словом, даже на фоне капризного временами «Матадора» «Таганка» выглядит бледно, не позволяя достичь хороших результатов.

ЧУЖИЕ

Снова твердый хорошист, но уже на другом, европейском уровне. С первых минут знакомства «Барум» располагает к себе мягким, комфортным поведением (по вибронагруженности он мягче Л-5). Нет в этой шине ни грамма спортивности и агрессивности — скорее наоборот, немного возросшие углы отклонений руля временами могут раздражать. Помнится, на отечественных шинах «двенадцатая» была куда «острее». Однако не будем привередничать — с ростом скорости «Барум» становится все энергичнее, а в откликах машины появляется удобная чуткость. А уж при езде на грани фола можно запросто вызвать ввинчивание внутрь поворота или, наоборот, «распустить» автомобиль наружу от намеченной траектории. «Барум» все это охотно позволяет, но опять лишь до определенного момента. Сцепные свойства чешской шины оказываются не столь высокими, как хотелось бы. Если на сухих покрытиях она немного превосходит «наших», то на влажных «Барум» не переборол «активистов» — Л-5 и БЦ-23.

«Пирелли» родом из Турции оказались лидером наших испытаний. Характер этих шин разительно отличается от сложившегося стереотипа: ведь итальянские шины считают жесткими, резкими, даже бескомпромиссными. Турецкий «итальянец» оказался куда более уравновешенным. Конечно, жестковат на неровностях, но не настолько, чтобы задребезжали панели. Более того, по уровню внешнего шума Р-3000 дали всем остальным такую фору, что впору удивляться. Несколько нетипичным оказалось и влияние «Пирелли» на управляемость VAZ 2112. Автомобиль полностью сохранил свой спокойно-валкий, размеренный характер, без намека на резкость и темпераментность. Более того, при очень точном маневрировании «двенадцатая» даже немного «отстраняется» от водителя. Но стоит немного увеличить темп — тут же появляется уверенность в четких и точных откликах машины. В этих режимах движения сцепные свойства уже настолько превосходят показатели остальных шин, что возникает вера в собственную непогрешимость: куда крутану баранку, туда автомобиль и поедет. Конечно же, проскальзываний на Р-3000 тоже хватает. Но эта шина ведет себя настолько «интеллигентно», что ошибки легко исправить, выпутавшись из опасной ситуации.

КТО ЖЕ ЛУЧШИЙ?

Забудем на время о ценах и внимательно изучим результаты. В данном случае уже не придется делить покрышки на своих и чужих — и это действительно здорово, ведь очень редко наша продукция способна всерьез конкурировать с импортной. Тем не менее очевидно, что самой быстрой и безопасной оказалась шина «Пирелли» Р-3000. На наш взгляд, это вполне современный продукт европейского уровня, который прекрасно подойдет не только ВАЗу, но и недорогой иномарке. Минус, в общем-то, один — цена.

Затем в списке идет целая группа шин, каждая из которых в отдельных номинациях конкурирует с лидером, но кое в чем допускает огрехи.

«Барум Бриллиантис». Хорошие шины опять-таки европейского уровня, не дотягивающие до победителя в основном по сцепным свойствам.

Л-5. Как выяснилось, вполне достойна быть в группе лидеров. Основной недостаток — «провалы» в надежности управления на влажном покрытии.

БЦ-23. Если бы не проблемы с акустикой и «прожорливость» — без сомнения, была бы во главе группы. Думается, для тех, кого не смущают подобные мелочи, БЦ-23 станет интересной альтернативой широко распространенной Л-5.

Наконец, пара аутсайдеров. Здесь свой победитель — омский «Матадор МР-34». Шину подвели в основном невысокие сцепные свойства.

«Таганка М-285». Как говорится, за идею «пять», а за исполнение... Основное противоречие шины в том, что, будучи резкой, почти «спортивной» в штатных ситуациях, она вдруг оказывается «скользкой» в экстремальных.

Л-5 

Производитель / ОАО «Нижнекамскшина»

Размерность / 175/65R14 

Индекс скорости / Н=210 км/ч

Цена / 790 руб.

БЦ-23 

Производитель / Белая Церковь, Украина

Размерность / 175/65R14 

Индекс скорости / Н=210 км/ч

Цена / 760 руб.

«Матадор МР-34»

Производитель / «Омскшина»

Размерность / 175/65R14 

Индекс скорости / Н=210 км/ч

Цена / 680 руб.

«Таганка М-285»

Производитель / ОАО «Московский шинный завод»

Размерность / 175/65R14 

Индекс скорости / Н=210 км/ч

Цена / 665 руб.

Barum Brilliantis

Производитель /

Чехия

Размерность / 175/65R14 

Индекс скорости / Т=190 км/ч

Цена / 1720 руб.

Pirelli P-3000 

Производитель / Турция

Размерность / 175/65R14 

Индекс скорости / Т=190 км/ч

Цена / 1908 руб.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии